Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПо словам В.А. Сухомлинского первой ступенью профессионализма является исследовательская работа и педагогом-мастером может стать только тот, кто почувствовал в себе исследователя. Поэтому педагог-исследователь –это объективная социальная потребность, а хороший преподаватель должен быть исследователем.
Теоретический анализ работ показывает, что исследовательское творчество способствует формированию тех необходимых образований, которые как раз выделяются в качестве компонентов профессиональной компетентности. Так, например, исследовательская работа развивает оригинальное, творческое, нестандартное, дивергентное мышление - качества, необходимые для формирования профессионально-педагогического мышления. Вы скажете, почему сегодня так много говорится о компетентности. Это определяется изменившимися условиями и требованиями ситуации, которая сложилась в образовательной практике.
Модернизация профессионального образования России, предполагающая ее вхождение в Европейское образовательное пространство, развитие многоуровневого образования потребовали разработки новой парадигмы, целей, задач и содержания профессионального образования, а также формирования конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности специалиста, соответствующей потребностям обновляемого общества.
Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются как образование, «направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности», имеющие «в качестве приоритетного и системообразующего практикоориентированный прикладной аспект». Поскольку технический прогресс влечет за собой быстрые и частые изменения в структуре занятости населения в целом, работодатели отдают предпочтение работникам, обладающим высокой профессиональной мобильностью и компетентностью. Мировой опыт показывает, что в системе многоуровневого практикоориентированного образования увеличивается доля образования, необходимого для высококвалифицированной практикоориентированной деятельности, требующейзначительной теоретической подготовки (в 5,3 раза). Поэтому компетентность, которая никогда не выделялась в качестве возможного или желательного эффекта учебной деятельности, становится самым востребованным товаром на современном рынке образовательных услуг.
Сегодня на педагогическом совете мы обсуждаем такую важную проблему как «Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя». Рассмотрим, что понимается под «развитием» и «саморазвитием» в современной педагогической науке.
Развитие в современной педагогике понимается как качественное изменение, наращивание личностных и профессиональных свойств, умений, знаний будущего специалиста. Существует несколько подходов к пониманию развития:
Проанализировав разные подходы к изучению профессиональной компетентности: процессуальный (Н. В. Кузьмина), личностный (Б. Г. Ананьев, А. И. Щербаков), процессуально-личностный (А. К. Маркова), результативный (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский), мы, вслед за представителями деятельностного подхода В. В. Давыдовым, П. Г. Щедровицким, Р. М. Асадуллиным, Г. А. Цукерман, понятие «компетентность» рассматриваем как степень фактической готовности, как качество актуализируемой профессиональной деятельности на уровне навыков, наработанных образовательных технологий, связанных с результативным действием в нестандартных ситуациях. Невозможно напрямую другого человека выучить компетентности, можно лишь создать условия, предоставить средства, инструменты. Таким эффективным средством саморазвития преподавателя в системе профессионального образования является научно-исследовательская деятельность.
Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Научно-исследовательская работа преподавателей планируется и проводится в соответствии с целями и задачами учебного заведения, цикловых предметных комиссий, индивидуальных интересов, потребностей и возможностей преподавателей.
Основными видами научно-исследовательской деятельности преподавателей являются:
Проводится научно-исследовательская работа в соответствии с индивидуальными исследовательскими темами преподавателей, которые выбираются на основе индивидуальных образовательных запросов и интересов, а также востребованности данной темы исследования для учебного заведения и профессиональной подготовки. Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все жеможно определить общие методические подходы к его проведению.
Сущность: Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода.
Изучать в научном смысле- это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывай в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на различные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.
Изучать в научном смысле- это значит быть научно объективным.Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
Научное исследование это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теории.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:
Любое научное исследование начинается с эмпирического опыта, поднимается до уровня теоретического исследования и возвращается в практику.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней опенки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и включаются в руководящие документы.
Критерии научно-исследовательской деятельности
1.Актуальность выбранного исследования.
2.Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
3.Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх учебной программы.
4.Владение автором специальным и научным аппаратом.
5.Сформированность и аргументированность собственного мнения.
6.Практическая и теоретическая значимость исследования.
7.Четкость выводов, обобщающих исследование.
8.Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Например, темой исследования является«Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе колледжа»; виды исследовательской деятельности:использование на уроках технологии деятельностного подхода, индивидуальное самостоятельное исследование, руководство педагогической мастерской и исследовательской работой студентов по аналогичным темам; результаты исследовательской деятельности:выступления на ЦМК, методическом совещании, научно-практических конференциях, подготовка публикаций и статей в профессиональных сборниках и журналах, научно-методической разработки (учебно-методического пособия).
Выполняя исследовательскую деятельность, педагог осуществляет творческий анализ педагогических фактов и явлений, диагностирует их, вычленяет основные педагогические проблемы, апробирует способы их оптимального решения, прогнозирует педагогические явления, т.е. развивает исследовательские умения и навыки, т.е. идет процесс собственного саморазвития.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две группы таких умений, формируемых через исследовательское творчество:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.