Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Географические кроссворды – одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся

08.05.2013 1676 5028
Медведева Людмила Павловна
Медведева Людмила Павловна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Концепция модернизации Российского образования одним из приоритетов сегодняшней Российской образовательной политики определяет обеспечение качества образования и его соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства. Помимо этого образование должно сформировать у обучающегося целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания того или иного учебного заведения.

 

Одна из целевых установок в преподавании экономической и социальной географии мира – дать обучающимся фактические знания в объёме программы. В состав фактических знаний по курсу географии входят знание карты и географической номенклатуры, подразумевающее наличие достаточных пространственных представлений о положении и взаимном расположении определённого программой перечня географических объектов (стран, экономических районов, городов и т.п.). Это знание должно обеспечивать умение быстро находить перечисленные объекты на карте не только при изучении программного материала, но также при чтении газет, просмотре телепередач, в процессе игры в Интернете.

 

Одна из задач учителя при изучении по карте географической номенклатуры – обеспечить прочное закрепление в памяти обучающихся установленного программой  минимума названий географических объектов и нанесения этих названий. Чтобы лучше усвоить научные термины и запомнить названия географических объектов, мною используются на уроках игровые технологии. Игры на уроке, в сочетании с другими приёмами, повышают эффективность преподавания предмета. Их можно проводить на обобщающих уроках, использовать во внеклассной работе и предложить задание на дом (Г.К. Селевко, 2006).

 

Еще К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. педагоги говорили о том, что игра имеет воспитательное значение и она отнюдь  не развлечение. Игра вводит в урок элемент занимательности, но не лишает его характера серьёзного труда, требующего усилий воли. Естественно, игровые технологии не могут решить все образовательные задачи, но, по моему убеждению, они активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют улучшению качества знаний.

 

Игра может рассматриваться с разных позиций:

  • как приём обучения, направленный на моделирование реальной действительности;
  • как приём обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;
  • как форма активной деятельности (нестандартный урок);
  • как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы);
  • как новая технология обучения.

 

Все игры можно разделить на имитационные (ролевые)- это разыгрывание ролей, например, если проводить урок – конференцию; игровое проектирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций.

- неимитационные (учебные) игры, которые включают ребусы, кроссворды, числовые и буквенные диктанты, загадки, путешествия по карте.

 

Кроссворд – это наиболее популярный элемент игровой технологии, используемый мною в преподавании географии, потому что, отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают название географических объектов.

Кроссворд – это род задачи – головоломки по разгадыванию слов. Кроссворд представляет собой фигуру, разбитую на квадраты, которую надо заполнить буквами, чтобы по горизонтали и по вертикали получился ряд разгаданных слов.

Работа с кроссвордами помогает мне успешно решить важную дидактическую задачу учебно-воспитательного процесса: закрепить полученные знания и уметь применять их на практике при минимальной затрате учебного времени. Отвечая на вопросы кроссвордов, обучающиеся концентрируют своё внимание на главных аспектах изученного материала. На составление и разгадывание кроссворда мною отводится на уроке 15-20 минут.

Например, при изучении «Политическая карта мира», с целью проверки умения учащихся ориентироваться на карте мира, мною предлагается учащимся в конце урока составить простейший кроссворд из 30-ти слов в произвольной форме, в котором должны быть зашифрованы либо столицы по названию государств, либо государства по названию столиц. Каждый учащийся, составляя кроссворд, сам его и разгадывает. Если в кроссворде нет ошибок, учащийся получает оценку «5», если одна ошибка – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3».

Таким образом, при составлении кроссворда у обучающегося включается в работу визуальная восприимчивость карты. Следующий вариант использования кроссвордов – повторение изученного материала. Я разработала варианты готовых кроссвордов по всем темам программы. На их разгадывание отводится 15 минут. Также предлагается обучающимся составить кроссворды по лекционной терминологии. Данный вид работы проверяется и оценивается. После чего обучающиеся, сидящие рядом, обмениваются кроссвордами и разгадывают их, получая при этом еще по одной оценке.

При составлении кроссвордов, обучающиеся учатся грамотно и лаконично формулировать вопросы, что способствует развитию грамотной речи, логическому мышлению и ответственности (Болотникова Н.Г., 2009).

Распространенный прием работы с кроссвордами по изученной теме – это составление вопросов к решенному кроссворду. Такой вариант интересен и полезен для обучающихся, т.к. в поисках ответов в материалах лекции или в тексте учебника, учащийся лучше запоминает материал темы.

Таким образом, использование кроссвордов на уроках, позволяет мне следующее:

- опрос обучающихся проходит в увлеченной форме;

- задание оказывается по силам всем обучающимся в равной степени;

- данный вид деятельности требует напряженной работы с картой, с текстом учебника, со словарем терминов и понятий;

- составление и решение кроссворда – это осуществление глубокой взаимосвязи между мною и обучающимися;

- данная форма проверки помогает закрепить географическую номенклатуру и понятия, умение хорошо, правильно и быстро в них ориентироваться, творчески и самостоятельно мыслить. И, что совсем немаловажно, оценку получает каждый обучающийся;

- работа по составлению и решению кроссворда развивает любознательность, живость, образность, четкость и логичность мышления, внимание и сосредоточенность, вырабатывает чувство ответственности;

- данное задание помогает воспитать географическую культуру и расширить кругозор у обучающихся;

- подобную работу можно проводить по всем темам учебного материала и во внеклассной работе. Для этого кроссворды оформляются на ватмане в соответствующем тематическом стиле, что развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира.

Новые возможности проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить разнообразную информацию в виде текста, викторины, карт и схем; с их помощью можно обработать информацию, представить ее наглядно, подводить итоги. Они приближают обучающихся к реальной жизни.

Под моим руководством обучающиеся создают презентации по странам под девизом «Это интересно знать». В этих презентациях используются викторины, кроссворды, загадки и ребусы, туристические проспекты «По странам и континентам».

 

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование знаний и умений:

1) В процессе игры выявляется способность применять знания и умения в новой ситуации;

2) Активизируется процесс обучения за счет элементов состязательности, эмоциональной деятельности, что приводит к повышению качества учебного процесса;

3) Проблемное содержание в игре активизирует зрительную деятельность;

4) Формальные знания превращаются в действенные;

5) Происходит приобщение к исследовательской деятельности;

6) Раскрываются и развиваются творческие способности личности;

7) Игра позволяет развивать воображение, полемические и ораторские способности;

8) В процессе игры происходит раскрепощение личности, преодолевается неуверенность в себе, развиваются такие качества как самостоятельность, контактность и коммуникабельность.

 

Литература

  1. Бибекова О.А. Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград, Учитель, 2011 г.
  2. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград, Учитель, 2009 г.
  3. Галеева Н.А., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. Москва, 2008 г.
  4. Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград, Учитель, 2011 г.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, 2006 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*