Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сценарий внеклассного мероприятия «Пушкин в Лицее»

08.05.2013 5706 1 14081
Савченко Инна Павловна
Савченко Инна Павловна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Цель мероприятия:

Развитие творческих способностей студентов, познавательного интереса к предмету, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы.

 

Задачи:

Образовательная:

  • Расширить знания студентов о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
  • Приобщить их к творчеству поэта;

Развивающая:

  • Развить творческие способности;
  • Совершенствовать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой;
  • Способствовать развитию исследовательских навыков.

Воспитательная:

  • Воспитывать способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии коллективного решения;
  • Воспитывать чувство прекрасного, умение слушать и понимать классическую музыку, воспитывать чувство дружбы.

Методическая:

  • Обучить методике работы со стихотворным материалом;
  • Проектная методика.

 

В ходе подготовки к проведению внеклассного мероприятия необходимо создать условия для развития ключевых компетентностей студентов, а именно:

·Информационные компетентности:

Совершенствовать умения пользоваться первичной информацией для создания презентации к мероприятию;

· Коммуникативные компетентности:

Развивать умение работать над созданием музыкально-литературной композиции;

· Компетентности разрешения проблем:

Совершенствовать умение оценивать собственное выступление; выступление участников мероприятия (рефлексия).


Материальное и техническое оснащение:

1) Компьютер, презентация;

2) Стол, застеленный скатертью, на столе подсвечник со свечами, чернильница, перо, бюст А.С.Пушкина, раскрытые книги с произведениями поэта.

3) Музыкальное сопровождение.

4) «Большой вальс» из балета В.А.Гаврилина «Анюта».

5) Вальс из к/ф «Метель» Г.Свиридова.

6) «Ноктюрн» Шопена.

7) «Романс» Свиридова из к/ф «Метель».

8) «К Элизе» Бетховена.

Наглядность:

  • Книжная выставка;
  • Стенд «Писатель и слово».

 

Ход мероприятия:

Преподаватель: Сегодня мы приглашаем вас в нашу литературную гостиную, чтобы поговорить об А.С.Пушкине.

«У нас ведь все от Пушкина» - сказал о нем Достоевский в феврале 1876 г., в день памяти поэта. Глубок, чист и светел мир пушкинской поэзии. Исполненный гармонии и красоты, он бесконечен и многообразен, как сама жизнь.

Вечные идеалы – правду и свободу, достоинство и честь – принес нам Пушкин, «пробуждал чувства добрые» своей лирой во всех нас. Да, пленительны стихи Пушкина. Ими невозможно начитаться. Но разве не загадочна, не таинственна личность поэта, его судьба. Сегодня мы попытаемся открыть одну страничку из жизни поэта, попытаемся заглянуть за двери Лицея, где учился Пушкин, где провел 6 лет, где начались годы дружбы его и других воспитанников Лицея: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…

Вот о чем наш сегодняшний рассказ.


I ведущий:

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастье, куда б не завело

Все те же мы

нам Царское Село.

(А. Пушкин Нам целый мир чужбина Отечество «19 октября»)

(Музыка: «Большой вальс» из Балета В.А.Гаврилина «Анюта».

Далее ведущие говорят в музыкальном сопровождении.)

 

II ведущий: Слова эти выгранены на постаменте памятника юноше Пушкину. Они словно приветствуют вас в садике у входа в Лицей. К нему 12 августа 1811 года привез Василий Львович Пушкин своего племянника на приемные экзамены.




I ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчиков выросли поэты, министры, офицеры и неугомонные путешественники.


II ведущий: Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей. Вот о чем наш сегодняшний рассказ.


На экране – фото Вольховского В.


Вольховский: Вольховский Владимир ,13 лет. Прозвище – Суворочка.


I ведущий: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.


Вольховский: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах 2 тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш

Ура! Марш, марш

Кричит верхом на стуле.


II ведущий: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.


На экране  - фото Горчакова А.


Горчаков: Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.


I ведущий: Всегда владеет собой, во всем знает меру. Первый ученик, аристократ по крови, по воспитанию, по манерам.

Он станет дипломатом, министром иностранных дел, светлейшим князем.


На экране -  фото Дельвига А.


Дельвиг: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.


II ведущий: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».


Дельвиг:Я не любил шумные игры. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался за кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.


На экране - фото Корсакова Н.


Корсаков: Корсаков Николай. 11 лет.


I ведущий: Редактор Лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг.


На экране - фото Кюхельбекера В.


Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.


II ведущий: Долговязый, неуклюжий, предмет постоянных насмешек товарищей. Но они, однако, его и побаиваются: характер у Кюхли необузданно вспыльчивый, сумасбродный. В будущем член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.


Малиновский: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.


На экране - фото Малиновского И.


I ведущий: Сын директора Лицея.


Малиновский: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей назвал меня Санчо Панса.


II ведущий: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.


На экране – фото  Пущина И.


Пущин: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.


I ведущий: Натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.


II ведущий: 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

(Звучит вальс Свиридова из к/ф «Метель»)

На экране  – фото Пушкина А.С.


I ведущий: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз. Егоза. Директор Лицея Энгельгард записывает в своих наблюдениях: «Какой странный юноша! К нему никак не подберешь ключа. Как он колюч, эксцентричен, непоседлив. Пущин и Кюхельбекер от него без ума. Горчаков и Илличевский явно ищут с ним дружбы. Он имеет какую-то власть над ними»


Чтец читает стих:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и черных глаз

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала…

Когда французом называли

Меня задорные друзья.

Тогда педанты предрекали

Что ввек повесой буду Я.


II ведущий: Великий русский поэт.

(Вальс звучит громче; лицеисты садятся)

Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, своих друзьях. Что было? Что будет?

(все лицеисты сидят полукругом, вспоминают)


Горчаков: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:


Пушкин: Пора и мне... пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.


Горчаков: Мы решили через 10 лет после окончания лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет золотую… 19 октября 1880, 81, 82 годов я отмечал один – последний живой лицеист.


Вольховский: За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз.


Малиновский: А помните, на приемных экзаменах?


Пущин: Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, - я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись.


I ведущий: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил…


Пущин: Потом начались обычные дни.


Кюхельбекер: Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же и хозяйственное управление.


Вольховский: На 2-ом этаже столовая, больница, конференцзал. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина».


Дельвиг: 3-ий этаж учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.


Горчаков: На 4-ом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник.


II ведущий:(читает слова на слайде)


Корсаков: В Лицее действительно были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.


Дельвиг: Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».


II ведущий: (читает слова на слайде)


Малиновский: Уроков немало, зато немало и забав.


Кюхельбекер: А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах?

«Блеснул на западе румяный царь природы…»


Пущин: А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание:


Пушкин:

Блеснул на западе румяный царь природы

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.


II ведущий:У Пушкина всегда были нелады с математикой, который ее не любил и на занятиях тайком писал стихи.


(Сценка: Пушкин пишет пример на доске. Учитель математики (с указкой в руке) спрашивает: «Что же вышло? Чему равняется икс?»

Пушкин, улыбаясь: «Нулю».

Учитель: «Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи.»)


II ведущий: И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет –

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет!

Сердце будущим живет

Настоящее – уныло.

Все проходит, все пройдет.

Что пройдет – то будет мило!


Горчаков: В лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования. А помните 1-ую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…

(Стих «К живописцу»)

(Звучит «Ноктюрн си-минор» Шопена)


Пушкин:(под музыку)

Мое чувство к ней не было похоже на то ,что я испытывал раньше. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – какая мука! Но я был счастлив 5 минут!


Романс «Приметы»

(исполняют Погопеев А. и Боглашкин А.А.)


Пущин: В Лицее о любви Пушкин писал еще так:


Пушкин:

Вот здесь лежит больной студент,

Его судьба неумолима

Несите прочь медикамент

Болезнь неизлечима.


II ведущий: От этих первых стихов начинается тропинка, которая приведет к величайшим строкам.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина

(на фоне музыки Бетховена «К Элизе»):

«Я вас люблю, хоть я бешусь»

«Я вас любил…»

«Я помню чудное мгновенье»

(Звучит запись «Из воспоминаний о Наталье Николаевне» «Мадонна»)

(Звучит «Романс» Свиридова из к/ф «Метель»)


I ведущий:  Война 1812 года стала в России войной подлинно народной. Иван Якушин записывал: «Война пробудила народ русский к жизни. Не по распоряжению начальства выступил весь народ Москвы вместе с армией из древней столицы. Мне помнятся слова шедшего около меня солдата: «Ну слава Богу, вся Россия в поход пошла».


Дельвиг: Нас всегда волновала история. 1812 год.


Вольховский: Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских Генерал Николай Николаевич Раевский повел с собой в бой 2-х сыновей: Александра, 16-ти лет, и Николая, 11-ти лет. (моложе нас!) Сам генерал с обычной скромностью объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков. Как нам хотелось быть вместе с ним, как мы хотели совершать подвиги.

(Стих «Вы помните, когда возник Лицей»)


Кюхельбекер: А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем. Зато какое «Ура» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

(Стих «Наполеон»)


Малиновский: И все-таки главное наше увлечение – стихосложение. У нас в Лицее писали почти все, писатели по любому поводу и без повода. А помните, в связи с чем написано вот это:

Мы недавно от печали-

Пущин, Пушкин, я, барон

По бокалу осушали

И Фому прогнали вон…


Пущин: Ну конечно… Мы втроем затеяли выпить гогель-могелю. Я достал рому, ну, дальше – понятно. Нас тогда наказали: 2 недели стоять на коленках во время утренней и вечерней молитвы, занесли наши фамилии в черную книгу, сместили за последние места за столом.


Малиновский:

Этот список – сущи бредни

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай, люли, люли, люли.


II ведущий: Родилось очередное послание от № 14 к № 13

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?


I ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетневым.


Дельвиг: Наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на 1-ое место.


Малиновский: Много выше карьеры.


Корсаков: Удачи.


Кюхельбекер: Даже любви.


Вольховский: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском селе в Летние дни 1817 года – дня окончания лицея.


II ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.


Дельвиг:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!


Малиновский: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

Далее на экране появляется слайд «Наши современники о поэте (региональный компонент)».


Выступление ставропольской поэтессы Н.Л. Герасименко «Врата Кавказа принимали Пушкина».


Кюхельбекер: Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, Друзей, наше Отечество.

Лицеисты (взявшись за руки) читают стих Пушкина «Друзья мои…». (по одной строчке каждый)

(Звучит вальс Свиридова)

          

Список литературы:

  1. Лотман Ю. М. «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя, 1995
  2. Пушкин А.С. «Сочинение в 3-х томах».Издательство: "Художественная литература, М.,  1974
  3. http://www.bibliotekar.ru/Pushkin/- П.К. Губер «Дон-Жуанский список А.С. Пушкина»



Назад к списку

Комментарии
это моя бабушка!!!!!!!!!!!!! :)
даня

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*