Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Системно-деятельностный подход в преподавании дисциплины "Химия" в колледже

10.01.2020 55 771
Айметова Галина Яковлевна
Айметова Галина Яковлевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Какие требования предъявляются к абитуриентам колледжа? Каких студентов мы ожидаем? Тех, что имеют в аттестате хорошие и отличные оценки. Этого мало.  Сегодня учащимся недостаточно усвоить программу школьного курса, недостаточно владеть знаниями и умениями, отражёнными в виде отметок в аттестатах. Традиционное обучение ориентировано на формирование определённой суммы знаний, но проблема в том, что человек не может применить эти знания в конкретных жизненных ситуациях. Не секрет, что некоторые учащиеся, прекрасно освоившие школьные предметы, имеющие блестящий аттестат, становятся в дальнейшей жизни алкоголиками, наркоманами, опускаются на самое дно жизни.

Как и чему нужно учить учащихся, чтобы они были успешными в жизни? Главной идеей образования в современном мире становится идея формированию системы универсальных учебных действий (УУД).  Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Восточная мудрость гласит «Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь»

 УУД можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К сожалению, после окончания основной школы студенты, начинающие обучаться в колледже, не владеют универсальными учебными действиями.          Они должны учиться - то есть учить себя. А я, как преподаватель, должна создавать для этого условия.  Студентам необходимо научиться самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания.  Им нужна деятельность, то есть им необходимо овладевать различными способами деятельности, а не знаниями о способах. Здесь можно привести простой пример. Можно требовать от студентов знания формул, а можно -  умения решать задачи с применением этих формул.

Занятие в форме урока остаётся главным звеном образовательного процесса.  К сожалению, на традиционном занятии студент – прежде всего исполнитель воли преподавателя. Именно преподаватель ставит цель занятия, предлагает план его проведения, проводит урок, стараясь как-то вовлечь студентов в учебный процесс, оценивает действия их.    

С.Т. Сатбалдина (г. Уфа) предложила деятельностный подход к обучению. Меняются существенно организация занятия, его функции, формы деятельности и т.д. Урок, построенный с позиции деятельностного подхода – это обязательно развивающий урок, создаются условия, для развития каждого студента. Урок – не самоцель, а инструмент, средство развития личности обучающегося.

Если в традиционной системе обучения урок преследует цель вооружения учащихся твёрдыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которого развитие личности является как бы следствием этого процесса, то целью развивающего урока является непосредственное развитие студента.  Студент не объект воздействия учителя, а субъект обучения. Он главный работник на уроке. На таком уроке учебная деятельность студента – это его деятельность, объективно направленная на достижение целей образования и

развитие самого себя. Какова же роль преподавателя? Учитель является организатором учебной деятельности обучающегося, организатором обстоятельств, в которых студент, опираясь на все совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия. Педагог же организует коллективно-распределительную деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие «изнутри» как равноправный участник диалога. При таком обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом; единственно возможной здесь является позиция делового партнёра, активно сотрудничающего с обучающимися в процессе решения учебных задач.

Учение – один из видов деятельности студентов, поэтому, организуя этот процесс, преподаватель не может игнорировать особенности и закономерности их деятельности. Организация деятельности обучающихся выстраивается согласно тем действиям, которые совершает человек в любой деятельности.

 Во-первых, исходя из потребности своей жизнедеятельности, индивид выдвигает для себя ту или иную цель.

Во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели.

В-третьих, свои действия он непременно контролирует и оценивает. Контроль и оценка выводят его на эмоциональный аспект деятельности, когда он рефлексирует, эмоционально переживает содеянное и в зависимости от результата внутренне констатирует степень удовлетворённости от совершённой работы. При этом свои действия и результаты работы индивид соотносит с теми требованиями и с той оценкой, которые предъявляются к данной работе окружающими его индивидами. Однако в деятельности такая удовлетворённость сменяется неудовлетворённостью. Она возникает тогда, когда результаты работы не соответствуют той большой цели, которая была выдвинута первоначально. Эта неудовлетворённость вызывает потребность, которая способствует постановке новой цели, планированию, реализации, контролю и оценке.

В данной статье речь идёт не   только о деятельностном подходе, при котором студент сам добывает знания, их совершенствует, оценивает и формирует свои деятельностные способности, но и о системном подходе. Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятель­ности. Как система может быть рассмотрено любое явление. Системность – предполагает формирование учащимися обобщенного системного или целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук). Особенность системного подхода обусловлена тем, что рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том отношении, в ко­тором объект выступает как система. Системные знания - это результат по­знания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Системно-деятельностный подход в преподавании дисциплины "Химия" в колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*