Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование учебно-познавательной компетенции при изучении иностранного языка

30.12.2019 495 913
Дёмина Ольга Александровна
Дёмина Ольга Александровна, преподаватель

Куйбышевский медицинский техникум

«Я постоянно стремлюсь перейти от традиционной педагогике, от обучения «по программе» к педагогике прогрессивной, удовлетворяющей потребностям моих студентов и моего общества. Поэтому я всегда ищу новые пути для организации наших занятий. Надеюсь, эта деятельность поможет воспитать граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели. Они проживут жизнь так, чтобы мир стал лучше».

Д.КЛУСГЕР

Современное российское общество переживает период коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии, связанных с ростом требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Актуальность изучения иностранного языка на современном этапе обусловлена государственной политикой Российской федерации, вступление в ВТО, обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования общих и профессиональных компетентностей, активной жизненной позиции.

Вслед за Пауло Фрейре автор придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование - когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. «Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы - в том числе экономические, общественные и политические - на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа».

Самореализация личности учащихся в образовательном процессе зависит от насыщенности окружающей информационной среды, опыта успешной учебной деятельности, возможностей для полного самовыражения личностного потенциала, создания условий для высвобождения личностных и познавательных резервов, критического мышления и групповой поддержки каждому индивидуальному участнику.

«Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на   принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер». [Ралф X. Джонсон]

При изучении иностранных языков помимо восприятия новой информации необходимо обучать учащихся рассуждать, высказывать свое мнение и выражать свое отношение к изучаемому материалу.

Особое значение уделяется формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. При обучении происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышле­нию. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает».

Рассмотрим задания, которые способствуют развитию критического мышления. Это ролевая игра, разработка проекта, интервьюирование, ток-шоу, дискуссия, участие в дебатах, организация мини-конференции, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Материал для критического осмысления предлагается посредством чтения и аудирования текстов социокультурной тематики. Все задания включают три этапа: подготовительный, исполнительный, заключительный.

На подготовительном этапе участники выбирают роли, изучают информацию по ним, готовят выступления по определенной структуре, включающей их личные мнения по обсуждаемой проблеме на основе ранее изученных текстов. Непосредственно во время обсуждения учащиеся делятся своими идеями, выслушивают и оценивают мнения других участников, отвечают на вопросы и задают свои вопросы. В результате учащиеся делают свой выбор в пользу принятия одного из решений проблемы и обосновывают свою точку зрения. На заключительном этапе выполнения задания учащимся предлагается определить, как изменилось их отношение к рассматриваемому вопросу в ходе обсуждения.

Все задания на развитие критического мышления строятся по четко организованной структуре, соответствующей сущности процесса критического осмысления. Основой для критического анализа служат знания. Следующая ступень критического анализа - сбор мнений по определенному вопросу ( метод «Мозговой штурм»). На заключительном этапе анализа имеющиеся знания и собранные и проверенные доказательства преобразуются в личностные отношения учащихся к рассматриваемому вопросу. Каждое звено рассмотренной модели может быть реализовано с помощью упражнений. Учащиеся получают знания посредством выполнения упражнений на целенаправленное прочтение текстов учебника. К наиболее распространенным заданиям относятся: определение основной мысли текста, выделение некоторых тематических деталей, расстановка абзацев текста в логическом порядке, подстановка абзацев в текст, соотнесение обобщающих предложений с содержанием абзацев, поиск ответов на фактические вопросы по тексту и другие.

Одним из приемов на выявление различных мнений по поводу изучаемой проблемы является интервьюирование - опрос учащихся по определенному вопросу, проводимый в группе самими учащимися. Опрос осуществляется учащимися в парах или малых группах.

При выражении своего отношения к изучаемой проблеме важно, чтобы учащиеся сумели сказать не только, как они относятся к вопросу, но и почему у них сформировалось именно такое отношение. Поэтому на данной ступени критического анализа могут быть вопросы типа "What do you think about., and why?" или задания "Give (prove) your point of view..." "Express your general attitude to the problem" и т. п.

Цепочка данной модели может быть продолжена двумя звеньями: решение и поступок. Сформированное отношение к какому-либо аспекту определенным образом влияет на принятие решения - выбора альтернативы. Выполняя упражнение, требующее принятия решения, учащиеся отвечают на вопрос, как поступить в той или иной ситуации. При этом задача и задание учащихся – проанализировать все имеющиеся варианты и выбрать один наиболее верный.

Выделив основные альтернативы действия, учащиеся переходят на завершающую фазу процесса критического осмысления - планирование поступка в определенной ситуации. При этом им предлагается ответить на основные вопросы "What would you do in such a situation?", "What would be your actions in the same situation?". Поступок будет представлять собой реализацию выбранной альтернативы действия, основанной на существующем отношении учащихся, сформированном за счет сбора и интерпретации мнений, базирующихся на знаниях социокультурного характера.

На данной модели отчетливо видно, что одни только знания без надлежащей интерпретации, без критического осмысления не способны привести к поступку, адекватному в тех или иных условиях.

Предложенная модель критического анализа социокультурной информации (знание - мнение -отношение - решение - поступок) работает на каждом этапе (подготовительном, исполнительном, заключительном) выполнения заданий на развитие критического мышления.

В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Итак, критическое мышление происходит, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются, это некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.

 

Библиография

  • Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания/Е.А. Генке, Е.А. Трифонова. – М: Бонфи, 2002. – 239с.
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская – СПб, Альянс – Дельта, 2003. – 284с.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование учебно-познавательной компетенции при изучении иностранного языка 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*