Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основные направления научно-методической работы в педагогическом колледже

29.06.2011 990 4303
Андреева М.Л., заместитель директора по научно-методической работе

Опочецкий индустриально-педагогический колледж

В последнее время всё заметнее возрастает роль научно-методической работы (НМР) для всех видов образовательных учреждений: от дошкольных образовательных учреждений до вузов. Рассмотрим опыт организации научно-методической работы в учреждении среднего профессионального образования (СПО) – педагогическом колледже.

 

Цель НМР Опочецкого педагогическогоколледжа (ОПК) Псковской области – создать условия для эффективного развития ОПК, обеспечить качество образовательного процесса, эффективность использования современных образовательных технологий (СОТ).

 

       Основными задачами НМР являются:

 

1. Активизировать процесс прохождения педагогами курсов повышения квалификации, изучения современных образовательных технологий, в том числе информационных, и использования их в образовательном процессе.

 

2. Приобщать педагогов и студентов к исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

 

3. Использовать активные формы обобщения и представления педагогического опыта по актуальным вопросам обучения и воспитания (конференции, семинары, открытые уроки и др.).

 

4. Оптимизировать работу над качеством выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

5. Разработать учебно-методическое обеспечение федеральных государственных образовательных стандартов.

 

6. Шире  транслировать материалы научно-методической работы преподавателей и учебно-исследовательской деятельностистудентов.

 

НМР в колледже строится на  следующих принципах работы

- принцип научной обоснованности;

- принцип целевой направленности;

- принцип системного подхода;

- принцип социальной обусловленности;

- принцип самоактуализации и творческого развития индивидуальности педагогов и студентов.

 

В процессе развития ОПК определились следующие основные направления НМР:

· Обеспечение разработки и реализации основных направлений и задач развития колледжа, стратегических документов  (локальных положений, концепций), программ.

· Организация инновационной, исследовательской деятельности преподавателей и студентов.

· Реализация СОТ в педагогическом процессе ОПК.

· Повышение качества образовательного процесса.

· Рост профессиональной компетентности педагогов.

· Становление профессиональной компетентности студентов.

 

Анализ научной литературы показал, что единой модели методической службы для ссузов нет. Знакомство с опытом других образовательных учреждений подтвердило, что существует множество  эффективных моделей деятельности, учитывающих особенности образовательного процесса, потребности педколлектива и тех, кто его возглавляет. В ОПК сложилась следующая структура НМР (приложение 1 ). Высшими органами, координирующими  НМР, являются  педагогический  совет  и  научно-методический совет. В схеме представлена направленность  деятельности структурных единиц: администрации, методического кабинета, библиотеки, совещания методистов,  секции классных руководителей, преподавателей, кафедр, психолога.

 

Всю научно-методическую работу можно разделить на 2 блока: научно-методическая деятельность преподавателей и научно-исследовательская работа студентов.  Важное место отводится самостоятельной работе преподавателей над методической темой, в ходе которой они разрабатывают методические материалы для себя, коллег, студентов; для проведения учебных занятий, зачетов, экзаменов, для участия в конференциях, семинарах, конкурсах, выступлениях на заседаниях кафедр. Темы разнообразны и актуальны: тестовый контроль, метод портфолио, здоровьесберегающие технологии, самостоятельная работа  студентов и др. Материалы накапливаются в методических папках и хранятся в методкабинете. Результатом научно-методической деятельности преподавателей может быть следующая педагогическая продукция:

- конспекты уроков и других видов занятий;

- материалы к экзаменам, зачетам, контрольным работам; 

- учебно-методический, дидактический материал;

- сценарии внеклассных мероприятий; 

- диагностико-аналитические материалы;

- выступления (статьи) на научно-методических конференциях, семинарах, доклады; 

- творческие работы;

- публикации из опыта работы в периодических изданиях, сборниках и др.

 

Значительными публикациями, разработанными преподавателями, стали следующие издания:

- Краткий  терминологический словарь (учебное пособие для студентов педагогического колледжа);

-   В творческом поиске (материалы из опыта работы преподавателей ОПК);

- Сборник материалов по русскому языку (учебное пособие для студентов педагогического колледжа);

- Дипломная работа в педагогическом колледже (учебное пособие для студентов педагогического колледжа);

- Культурно-просветительская деятельность Псковского земства (научное исследование);

- Патронат – социальная защита детства (методическое пособие для педагогических, социальных работников, приемных родителей);

- Они выжили, чтобы мы помнили (сборник воспоминаний жителей г.Опочки о Великой Отечественной войне).

 

Эффективным средством повышения профессиональной компетентности педагогов является прохождение аттестации, презентация аттестационной работы на заседании кафедры, научно-методического совета, экспертной группы и, как результат, выполнение аттестационной работы. По состоянию на 2011 год более 60% преподавателей ОПК имеют высшую квалификационную категорию. Вершиной научной подготовки преподавателей является обучение в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В ОПК преподают 2 кандидата педагогических наук, 1 кандидат исторических наук.

 

На базе колледжа организуются курсы повышения квалификации. Их тематика актуальна для современного профессионального образования:  «Современные образовательные технологии», «Компетентностный подход в образовании», «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности образовательного учреждения», «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века». Значительное место в НМР уделяется изучению и апробированию СОТ. По результатам опроса  преподавателей было проведено ранжирование приоритетныхдля нас технологий:

- лекционно-семинарско-зачетная система (33%);

- информационно-коммуникационные технологии (30%);

- метод решения профессиональных задач (26%);

- проектная методика (21%);

- метод портфолио (19%);

- кооперативное обучение (16%);

- разноуровневое обучение (14%);

- игровые технологии (14%).

 

Научное руководство исследовательской деятельностью других образовательных учреждений – одно из новых направлений НМР. Кандидат педагогических наук Григорьева А.Н. года осуществляла руководство экспериментальной работой по проблеме социализации воспитанников детского дома: разработана программа эксперимента, проводились теоретико-практические семинары по вопросам социальной адаптации воспитанников. Преподаватель педагогики и психологии Макеенок Е.И. совместно со студентами в течение 3 лет  проводила исследование по использованию технологии воспитания Н.Е.Щурковой в духовно-нравственном воспитании младших школьников на базе начальных классов гимназии г. Опочка. Разработана система занятий для уч-ся 1-3 классов, проведена диагностика их духовно-нравственного развития.

 

Представлениеопыта работы на научно-практических конференциях – активная форма обобщения педагогического опыта. Ежегодно преподаватели ОПК участвуют в научно-практических конференциях образовательных учреждений Псковской области,  Санкт-Петербурга, Москвы.

 

Достаточно новым направлением для педагогов колледжа стало участие впроектной деятельности. Так, преподаватели колледжа принимали участие в проекте «Росток» по внедрению патронатной  формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводились семинары с педагогическими работниками интернатных учреждений, органов опеки Псковской, Новгородской и Мурманской области, патронатными воспитателями и детьми по технологии сопровождения патронатных семей.

 

Достаточно много внимания уделяется экспериментальной работе. Так, в 2004г.  успешно был завершен эксперимент по отработке модели непрерывного образования – учебно-методический комплекс «Колледж-вуз», проходивший на базе колледжа и факультета образовательных технологий  ПГПУ им. С.М.Кирова. В 2009г. завершился эксперимент по проектированию личностно-профессиональных компетенций студентов в образовательном пространстве «Колледж-вуз», ведется мониторинг внедрения компетентностного подхода к подготовке специалистов СПО. В ходе экспериментальной работы была создана модель профессиональной компетентности выпускника УМК «Колледж-вуз», где представлены базовые, специальные и другие педагогические компетенции (приложение 2). В рамках эксперимента активизировалась работа по внедрению компетентностного подхода в подготовке специалистов: разрабатывается банк тестов, в том числе и разноуровнего характера, составлены профессиональные  ситуации для оценки результатов подготовки будущих специалистов, проведена диагностика личностно-профессиональных компетенций студентов; ранжирование используемых в ОПК педагогических технологий; корректируются и разрабатываются программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.

 

Преподаватели и студенты ГОУ СПО Опочецкого педагогического колледжа поддержали  инициативу Детского фонда «Виктория» (г.Москва) создать Региональную программу по социализации детей-сирот. С сентября 2008г. по декабрь 2010г. на базе Красногородской и Печорской школ-интернатов Псковской области реализовывалась Программа «В мире людей». Участием в программе было охвачено более трети коллектива преподавателей и 45 студентов колледжа, студенты получили сертификат участника добровольческого движения. В ходе работы были достигнуты следующие результаты:

• Рост степени социальной адаптации детей-сирот.

• Рост социальной активности всех участников Программы.

• Активизация  научно-методической деятельности педагогов ОУ.

• Активизация добровольческого движения в коллективе студентов.

• Принятие ценности добровольческой деятельности всеми участниками


Программы. 

• Повышение качества профессиональной подготовки студентов.

• Укрепление партнерских отношений между учреждениями, участвующими в Программе.

 

Результаты мониторинга показывают, что цель Программы достигнута: проведенная работа способствовала интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество.

 

Второй блок НМР – это научно-исследовательская работастудентов. В ОПК определились следующие направления научно-исследовательская работа студентов: это работастуденческого научного общества (СНО), выполнение  курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение психолого-педагогических исследований и др. Центральная задача в работе по всем направлениям – вовлечение студентов в исследовательскую, творческую, поисковую деятельность, что, несомненно, является фактором повышения мотивации обучения. Так, в студенческом научном обществе действует 3 секции (русский язык, экология, психология), выбираются значимые, интересные для студентов темы (развитие речи младших школьников, флора и экология г.Опочка, диагностика ценностных ориентиров, мотивации обучения студентов, проявление личностно-профессиональных компетенций студентов и др.), проводятся исследования, студенты выступают с лекциями перед студентами, на НПК, публикуют материалы исследований, приняли участие в двух Интернет-конференциях студентов педагогических колледжей и училищ РФ. Ежегодно и участники СНО, и студенты выпускных групп представляют результаты своих исследований на научно-практических конференциях студентов ОПК. Результатами исследований студентов являются проекты, портфолио, творческие работы студентов по решению профессиональных задач. Все студенты на практике проводят психолого-педагогическое исследованиеличности и коллектива учащихся, апробируют разнообразные диагностические методики, что также содействует развитию их исследовательских умений. Результаты исследований – это составление  характеристики учащегося младшего школьного возраста и учебной группы начальной школы. Например, исследования межличностных отношений учащихся проводятся методом социометрии и оформляются в виде социоматрицы и социограммы. Студенты на практике апробируют такие эмпирические методы исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование. Традиционными стали такие методические выставки работ студентов, как «Выставка ВКР», «Смотр-конкурс папок-выпускников», «Лучший конспект». Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с научно-методической литературой, учебными текстами, отработке навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки, саморегуляции. Данные вопросы рассматриваются на научно-методических семинарах, изучаются формы и приемы работы, стимулирующие самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов отражается в программах учебных дисциплин и календарно-тематических планах.

 

Таким образом, развитие исследовательских умений студентов происходит через реализацию комплекса направлений, а именно, через выполнение творческих заданий, упражнений поискового характера, решение профессиональных задач, проведение педагогических исследований на практике, в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в конференциях и т.п.

 

В условиях рыночной экономики, ориентации образовательных учреждений на социальный заказ по подготовке специалистов  высокого качества педагогические коллективы оказались перед необходимостью поиска новых подходов к обучению и эффективных технологий, поиска путей совершенствования образовательного процесса и самих себя как профессионалов. На решение данных задач и направлена НМР в Опочецком педагогическом колледже, что  стало реальной необходимостью в структуре внутреннего управления образовательным процессом.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*