Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время всё заметнее возрастает роль научно-методической работы (НМР) для всех видов образовательных учреждений: от дошкольных образовательных учреждений до вузов. Рассмотрим опыт организации научно-методической работы в учреждении среднего профессионального образования (СПО) – педагогическом колледже.
Цель НМР Опочецкого педагогическогоколледжа (ОПК) Псковской области – создать условия для эффективного развития ОПК, обеспечить качество образовательного процесса, эффективность использования современных образовательных технологий (СОТ).
Основными задачами НМР являются:
1. Активизировать процесс прохождения педагогами курсов повышения квалификации, изучения современных образовательных технологий, в том числе информационных, и использования их в образовательном процессе.
2. Приобщать педагогов и студентов к исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
3. Использовать активные формы обобщения и представления педагогического опыта по актуальным вопросам обучения и воспитания (конференции, семинары, открытые уроки и др.).
4. Оптимизировать работу над качеством выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
5. Разработать учебно-методическое обеспечение федеральных государственных образовательных стандартов.
6. Шире транслировать материалы научно-методической работы преподавателей и учебно-исследовательской деятельностистудентов.
НМР в колледже строится на следующих принципах работы:
- принцип научной обоснованности;
- принцип целевой направленности;
- принцип системного подхода;
- принцип социальной обусловленности;
- принцип самоактуализации и творческого развития индивидуальности педагогов и студентов.
В процессе развития ОПК определились следующие основные направления НМР:
· Обеспечение разработки и реализации основных направлений и задач развития колледжа, стратегических документов (локальных положений, концепций), программ.
· Организация инновационной, исследовательской деятельности преподавателей и студентов.
· Реализация СОТ в педагогическом процессе ОПК.
· Повышение качества образовательного процесса.
· Рост профессиональной компетентности педагогов.
· Становление профессиональной компетентности студентов.
Анализ научной литературы показал, что единой модели методической службы для ссузов нет. Знакомство с опытом других образовательных учреждений подтвердило, что существует множество эффективных моделей деятельности, учитывающих особенности образовательного процесса, потребности педколлектива и тех, кто его возглавляет. В ОПК сложилась следующая структура НМР (приложение 1 ). Высшими органами, координирующими НМР, являются педагогический совет и научно-методический совет. В схеме представлена направленность деятельности структурных единиц: администрации, методического кабинета, библиотеки, совещания методистов, секции классных руководителей, преподавателей, кафедр, психолога.
Всю научно-методическую работу можно разделить на 2 блока: научно-методическая деятельность преподавателей и научно-исследовательская работа студентов. Важное место отводится самостоятельной работе преподавателей над методической темой, в ходе которой они разрабатывают методические материалы для себя, коллег, студентов; для проведения учебных занятий, зачетов, экзаменов, для участия в конференциях, семинарах, конкурсах, выступлениях на заседаниях кафедр. Темы разнообразны и актуальны: тестовый контроль, метод портфолио, здоровьесберегающие технологии, самостоятельная работа студентов и др. Материалы накапливаются в методических папках и хранятся в методкабинете. Результатом научно-методической деятельности преподавателей может быть следующая педагогическая продукция:
- конспекты уроков и других видов занятий;
- материалы к экзаменам, зачетам, контрольным работам;- учебно-методический, дидактический материал;
- сценарии внеклассных мероприятий;- диагностико-аналитические материалы;
- выступления (статьи) на научно-методических конференциях, семинарах, доклады;- творческие работы;
- публикации из опыта работы в периодических изданиях, сборниках и др.
Значительными публикациями, разработанными преподавателями, стали следующие издания:
- Краткий терминологический словарь (учебное пособие для студентов педагогического колледжа);
- В творческом поиске (материалы из опыта работы преподавателей ОПК);
- Сборник материалов по русскому языку (учебное пособие для студентов педагогического колледжа);
- Дипломная работа в педагогическом колледже (учебное пособие для студентов педагогического колледжа);
- Культурно-просветительская деятельность Псковского земства (научное исследование);
- Патронат – социальная защита детства (методическое пособие для педагогических, социальных работников, приемных родителей);
- Они выжили, чтобы мы помнили (сборник воспоминаний жителей г.Опочки о Великой Отечественной войне).
Эффективным средством повышения профессиональной компетентности педагогов является прохождение аттестации, презентация аттестационной работы на заседании кафедры, научно-методического совета, экспертной группы и, как результат, выполнение аттестационной работы. По состоянию на 2011 год более 60% преподавателей ОПК имеют высшую квалификационную категорию. Вершиной научной подготовки преподавателей является обучение в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В ОПК преподают 2 кандидата педагогических наук, 1 кандидат исторических наук.
На базе колледжа организуются курсы повышения квалификации. Их тематика актуальна для современного профессионального образования: «Современные образовательные технологии», «Компетентностный подход в образовании», «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности образовательного учреждения», «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века». Значительное место в НМР уделяется изучению и апробированию СОТ. По результатам опроса преподавателей было проведено ранжирование приоритетныхдля нас технологий:
- лекционно-семинарско-зачетная система (33%);
- информационно-коммуникационные технологии (30%);
- метод решения профессиональных задач (26%);
- проектная методика (21%);
- метод портфолио (19%);
- кооперативное обучение (16%);
- разноуровневое обучение (14%);
- игровые технологии (14%).
Научное руководство исследовательской деятельностью других образовательных учреждений – одно из новых направлений НМР. Кандидат педагогических наук Григорьева А.Н. года осуществляла руководство экспериментальной работой по проблеме социализации воспитанников детского дома: разработана программа эксперимента, проводились теоретико-практические семинары по вопросам социальной адаптации воспитанников. Преподаватель педагогики и психологии Макеенок Е.И. совместно со студентами в течение 3 лет проводила исследование по использованию технологии воспитания Н.Е.Щурковой в духовно-нравственном воспитании младших школьников на базе начальных классов гимназии г. Опочка. Разработана система занятий для уч-ся 1-3 классов, проведена диагностика их духовно-нравственного развития.
Представлениеопыта работы на научно-практических конференциях – активная форма обобщения педагогического опыта. Ежегодно преподаватели ОПК участвуют в научно-практических конференциях образовательных учреждений Псковской области, Санкт-Петербурга, Москвы.
Достаточно новым направлением для педагогов колледжа стало участие впроектной деятельности. Так, преподаватели колледжа принимали участие в проекте «Росток» по внедрению патронатной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводились семинары с педагогическими работниками интернатных учреждений, органов опеки Псковской, Новгородской и Мурманской области, патронатными воспитателями и детьми по технологии сопровождения патронатных семей.
Достаточно много внимания уделяется экспериментальной работе. Так, в 2004г. успешно был завершен эксперимент по отработке модели непрерывного образования – учебно-методический комплекс «Колледж-вуз», проходивший на базе колледжа и факультета образовательных технологий ПГПУ им. С.М.Кирова. В 2009г. завершился эксперимент по проектированию личностно-профессиональных компетенций студентов в образовательном пространстве «Колледж-вуз», ведется мониторинг внедрения компетентностного подхода к подготовке специалистов СПО. В ходе экспериментальной работы была создана модель профессиональной компетентности выпускника УМК «Колледж-вуз», где представлены базовые, специальные и другие педагогические компетенции (приложение 2). В рамках эксперимента активизировалась работа по внедрению компетентностного подхода в подготовке специалистов: разрабатывается банк тестов, в том числе и разноуровнего характера, составлены профессиональные ситуации для оценки результатов подготовки будущих специалистов, проведена диагностика личностно-профессиональных компетенций студентов; ранжирование используемых в ОПК педагогических технологий; корректируются и разрабатываются программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Преподаватели и студенты ГОУ СПО Опочецкого педагогического колледжа поддержали инициативу Детского фонда «Виктория» (г.Москва) создать Региональную программу по социализации детей-сирот. С сентября 2008г. по декабрь 2010г. на базе Красногородской и Печорской школ-интернатов Псковской области реализовывалась Программа «В мире людей». Участием в программе было охвачено более трети коллектива преподавателей и 45 студентов колледжа, студенты получили сертификат участника добровольческого движения. В ходе работы были достигнуты следующие результаты:
• Рост степени социальной адаптации детей-сирот.
• Рост социальной активности всех участников Программы.
• Активизация научно-методической деятельности педагогов ОУ.
• Активизация добровольческого движения в коллективе студентов.
• Принятие ценности добровольческой деятельности всеми участниками
Программы.
• Повышение качества профессиональной подготовки студентов.
• Укрепление партнерских отношений между учреждениями, участвующими в Программе.
Результаты мониторинга показывают, что цель Программы достигнута: проведенная работа способствовала интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество.
Второй блок НМР – это научно-исследовательская работастудентов. В ОПК определились следующие направления научно-исследовательская работа студентов: это работастуденческого научного общества (СНО), выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение психолого-педагогических исследований и др. Центральная задача в работе по всем направлениям – вовлечение студентов в исследовательскую, творческую, поисковую деятельность, что, несомненно, является фактором повышения мотивации обучения. Так, в студенческом научном обществе действует 3 секции (русский язык, экология, психология), выбираются значимые, интересные для студентов темы (развитие речи младших школьников, флора и экология г.Опочка, диагностика ценностных ориентиров, мотивации обучения студентов, проявление личностно-профессиональных компетенций студентов и др.), проводятся исследования, студенты выступают с лекциями перед студентами, на НПК, публикуют материалы исследований, приняли участие в двух Интернет-конференциях студентов педагогических колледжей и училищ РФ. Ежегодно и участники СНО, и студенты выпускных групп представляют результаты своих исследований на научно-практических конференциях студентов ОПК. Результатами исследований студентов являются проекты, портфолио, творческие работы студентов по решению профессиональных задач. Все студенты на практике проводят психолого-педагогическое исследованиеличности и коллектива учащихся, апробируют разнообразные диагностические методики, что также содействует развитию их исследовательских умений. Результаты исследований – это составление характеристики учащегося младшего школьного возраста и учебной группы начальной школы. Например, исследования межличностных отношений учащихся проводятся методом социометрии и оформляются в виде социоматрицы и социограммы. Студенты на практике апробируют такие эмпирические методы исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование. Традиционными стали такие методические выставки работ студентов, как «Выставка ВКР», «Смотр-конкурс папок-выпускников», «Лучший конспект». Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с научно-методической литературой, учебными текстами, отработке навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки, саморегуляции. Данные вопросы рассматриваются на научно-методических семинарах, изучаются формы и приемы работы, стимулирующие самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов отражается в программах учебных дисциплин и календарно-тематических планах.
Таким образом, развитие исследовательских умений студентов происходит через реализацию комплекса направлений, а именно, через выполнение творческих заданий, упражнений поискового характера, решение профессиональных задач, проведение педагогических исследований на практике, в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в конференциях и т.п.
В условиях рыночной экономики, ориентации образовательных учреждений на социальный заказ по подготовке специалистов высокого качества педагогические коллективы оказались перед необходимостью поиска новых подходов к обучению и эффективных технологий, поиска путей совершенствования образовательного процесса и самих себя как профессионалов. На решение данных задач и направлена НМР в Опочецком педагогическом колледже, что стало реальной необходимостью в структуре внутреннего управления образовательным процессом.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.