Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Характеристика смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии

26.12.2019 1422 2126
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Клепикова Наталья Олеговна
Клепикова Наталья Олеговна, студент

Вятский колледж культуры

Русский народный танец – это отражение быта и культуры нашей страны. К сожалению, с годами настоящие знания о хороводах уходят из памяти народа. Поэтому особенно важно возрождать народные традиции, на основе изучения их истории, в том числе хороводов. Вопросы истории развития форм русской народной хореографии поднимали в своих работах Я. Глебов, К. Голейзовский, Н. М. Бочинская. Многие балетмейстеры создавали сценические варианты хоровода, например, русский советский балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» – Надежда Надеждина.

Цель данного исследования состоит  в том, чтобы дать характеристику смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии.

Научная новизна исследования заключается в том, что: дана характеристика смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии.

Проблема исследования, заключается в том, что на современном этапе смысловое содержание хоровода, уходит на задний план, его перестают использовать в хореографических постановках, он прекращает своё существование в концертной деятельности, многолетний опыт наших предшественников, сохраняется лишь в теоретико-методологических источниках и постепенно исчезает из практики.

Были поставлены следующие задачи: рассмотреть хоровод, как форму русской народной хореографии, выделить содержательную основу хороводов, дать характеристику смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии, дать рекомендации по использованию смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии в постановочной работе

Первоначально русская народная хореография развивалась подобно имитации движений, характерных для зверей и птиц. Позднее она стала отражать жесты, символизирующие трудовые процессы. Важную роль в развитии танца сыграли: ритуальные мистерии, церемониальные, религиозные и этнические обряды. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно утратив его, хоровод становится русским бытовым танцем календарно-земледельческой обрядности. Отличительными особенностями хоровода являются: стилистика исполнения, подача, музыка, костюмы, исполнение и настроение. При рассмотрении хоровода, как формы русской народной хореографии был сделан следующий вывод: это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно и органично связаны с песней. В языческие времена хороводы имели культово-обрядовое значение, но постепенно утратив его, хороводы становятся русскими бытовыми танцами, подчинёнными календарно-земледельческой обрядности. Со временем танец отходит от календарного цикла, и становятся украшением различных праздников русского народа. Значение русских народных танцев обусловлено потребностью людей в отдыхе, развлечений, они направлены познание, обучение, развитие духовных и физических сил.

Хороводы изначально были подчинены календарно-земледельческому циклу, где каждый сезон был отмечен своим действом. Хороводы весеннего цикла, делились на: «Мартовские», «Радуницкие», «Георгиевские», «Никольские» и «Троицкие». К летнему циклу относились: «Всехсвятские», «Купальские», «Петровские», «Пятницкие», «Успенские» хороводы. К осенним хороводам относятся «Семенинские», «Капустинские», «Покровские». С декабря начинались зимние затеи, почти такие же бурные, как и летние в период Купалы, но только более разгульные. Была выделена содержательная основа хороводов, которая зависела от таких факторов как, погода, местность исполнения, политическая и духовная власть. Но самое большое значение имеет связь хоровода с календарным циклом. Мы можем заметить, что трудовые танцы исполнялись больше осенью, летом и весной, а развлекательные и праздничные зимой. Это обуславливается тем, что зимой люди чаше находились дома и могли проводить больше времени с семьёй, а в остальные циклы людям приходилось работать на полях, что и объясняет трудовое значение хороводов.

 

 

Оригнал публикации (Читать работу полностью): Характеристика смыслового содержания хоровода, как формы русской народной хореографии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*