Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование коммуникативной компетентности студентов Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова как необходимое условие подготовки специалиста

25.12.2019 123 185
Минина Людмила Борисовна
Минина Людмила Борисовна, преподаватель

Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова

Образовательное учреждение любого уровня в своей профессиональной деятельности выполняет множество образовательно-воспитательных задач. Одной из них является формирование у студентов коммуникативной компетентности.

Под коммуникативной компетентностью понимается владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Все специальности, по которым обучаются студенты в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже имени И.А.Куратова, относятся к сфере «человек-человек», требуют освоения коммуникативных умений. С целью осуществления успешного процесса формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся, на протяжении многих лет в колледже создавалась воспитательно-развивающая среда, которая была призвана способствовать развитию ключевых компетенций студентов.

Воспитательная среда учебного заведения - это совокупность  различных условий, в которых протекает жизнедеятельность студента и его становление как личности и будущего профессионала. Она рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие педагогов и студентов в процессе различных видов  деятельности.

Основными критериями качества специалиста любого уровня сегодня выступают высокий профессионализм, нравственность, творческое мышление, инициатива, психологическая устойчивость, готовность взять на себя ответственность. Эти параметры развития личности специалиста не входят в критерии оценки качества его подготовки, но работодатель обращает внимание именно на эти показатели профессионализма. На сегодняшний день наиболее востребованными качествами современного молодого специалиста являются способность работать в команде, принимать решения в ситуации выбора, брать на себя ответственность за результат работы, способность к рефлексии и самоуправлению.

Профессиональные компетенции формируются не только на учебных занятиях и во время производственной и учебных практик, но и в том числе в процессе внеучебной деятельности.

Студенты выпускных групп колледжа, отвечая на вопрос, каким они представляют себе профессионала своего дела,  акцентировали внимание на том, что это должен быть специалист-универсал.  Помимо специальных  знаний,  он должен обладать множеством умений. Каждый из студентов в перечне принципиально важных качеств специалиста выделил умение выстраивать оптимальные межличностные связи. Причем, не только с детьми, но и с родителями воспитанников, с коллегами. Компетентный специалист, по их мнению, должен иметь знания  в области практической психологии, широкий кругозор и эрудицию.

Все, что перечислили студенты, имеет прямое отношение к коммуникативной компетенции. Она, действительно, является одной из основных в деятельности педагога.

В кластер коммуникативной компетенции могут входить следующие компоненты:

  • умение установить контакт с незнакомыми людьми;
  • умение убедить собеседника, найти нужные аргументы;
  • умение активно слушать и слышать своего собеседника;
  • умение грамотно говорить и писать;
  • умение осуществить профилактику возникновения конфликта;
  • умение осуществить посредничество в конфликте;
  • умение управлять своим поведением;
  • стрессоустойчивость;
  • толерантность.

Опыт работы показывает, что студенты колледжа не всегда умеют создать собственную конструктивную модель поведения, имеют затруднения  в области межличностных взаимоотношений не только в учебной группе со сверстникамии в студенческом общежитии, но и во время производственной практики. Множественные примеры свидетельствуют о том, что студенты разных курсов ригидны в выборе поведенческой тактики, не умеют адекватно оценить ситуацию,выбрать оптимальные техники и приемы общения. Есть трудности в выборе невербальных средств общения, студенты не всегда демонстрируют конгруэнтность.

В зоне особого внимания воспитательной службы находятся студенты первого курса. В колледже действует программа адаптационных дней, которая включает систему мероприятий, направленных на успешную адаптацию первокурсников к новой образовательной среде, в том числе, и к условиям совместного проживания в общежитии. Со студентами предусмотрено проведение коммуникативных тренингов, классных часов по самой разнообразной тематике. Подобные занятия способствуют расширению ролевого диапазона студентов, умению применять различные поведенческие приемы и техники общения.

Одним из самых эффективных средств развития коммуникативной компетентности у студентов колледжа является социально-коммуникативный тренинг. Задачами тренинга являются получение студентами информации о собственном уровне развития коммуникативных умений,  поиск внутренних и внешних ресурсов для коррекции собственного поведения.

Формированию коммуникативной компетентности (в том числе и культуры общения),  развитию лидерских качеств особенно  способствует деятельность студенческих объединений, органов студенческого самоуправления. Студенческий совет колледжа, являясь участником воспитательного процесса, способствует развитию инициативности и лидерских качеств обучающихся, привлекает их к активной общественной жизни, содействует созданию благоприятных условий для социализации личности каждого студента.  В колледже проводятся занятия в Школе лидерского актива.   Программа занятий включает теоретические основы управленческой деятельности, тренинги, практические занятия. В течение года студенческие активисты организовывали и проводили различные мероприятия, как в колледже, так и в общежитиях (КВН, «День музыки», «Новогодний музыкальный калейдоскоп», «Малый Арбат» и др.)

В колледже работает волонтерское объединение «Ветер перемен», которое активно сотрудничает с городскими и республиканскими организациями. Все крупные мероприятия, проходившие на базе колледжа и на других площадках,  обеспечены помощью волонтеров. В колледже работает военно-патриотический клуб «Исток», педагогический отряд «Искра», а также много других различных объединений, студенты которых, участвуя в различных мероприятиях, акциях и проектах, формируют профессиональные компетенции, в том числе и коммуникативные.

В январе 2017 года республиканским отделением общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» проводилась перепись студенческих советов  профессиональных образовательных организаций Республики Коми с предоставлением экспертного заключения и аналитической справки в отдел профессионального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми. В

В январе 2017 года республиканским отделением общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» проводилась перепись студенческих советов  профессиональных образовательных организаций Республики Коми с предоставлением экспертного заключения и аналитической справки в отдел профессионального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми. В заключении, данном в ходе переписи, говорится:

«…По итогам переписи студенческих советов профессиональных учебных заведений Республики Коми, ваше студенческое объединение получило высокую оценку эффективности (46 баллов из 50). Это говорит о том, что созданная организация отвечает требованиям, которые представляет современная молодёжная политика и Закон об образовании Российской Федерации».

Компетентностный подход предполагает  формирование у студентов коммуникативных качеств, умения  выстраивать взаимодействие не только в процессе организации и проведения различных мероприятий, но и умения разрешать конкретные проблемы, возникающие в различных реальных педагогических ситуациях.

Основными формами работы, способствующими формированию коммуникативных умений студентов, являются следующие:

  • консультативные, тематические беседы,
  • тренинги общения,
  • ролевые и деловые игры,
  • занятия по психологии общения,
  • релаксационные занятия.

В процессе практических  занятий, тренингов, а также межличностного взаимодействия в процессе совместной внеучебной деятельности, студенты обучаются:

  • умению общаться (устанавливать контакт, вести диалог, толерантному отношению к другому человеку);
  • умению создавать и поддерживать психологический климат, благоприятный для совместного проживания в небольшом помещении нескольких людей;
  • проявлять заботу, терпение по отношению к ближнему;
  • приемам работы со стрессовой ситуацией;
  • навыкам и приемам лидерского поведения.

Таким образом, воспитательная среда колледжа способствует  развитию коммуникативной компетентности студентов. Положительный эмоциональный настрой, ситуация успеха в случае самостоятельно разрешенных проблемных ситуаций пробуждает интерес к дальнейшей работе.

 

Оригинал публикации: Формирование коммуникативной компетентности студентов Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова как необходимое условие подготовки специалиста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*