Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности организации досуговой деятельности младших школьников посредством игровых технологий

24.12.2019 2324 4545
Наговицына Марина Петровна
Наговицына Марина Петровна, преподаватель

Шиловская Елена Анатольевна
Шиловская Елена Анатольевна, студент

Вятский колледж культуры

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Это период жизни ребёнка от 7 до 11 лет называют «вершиной детства». В эти годы ребенок приобретает первоначальные навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется.

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Она расковывает, дает простор и выход лучшим свойствам ребенка. Демократизирует его систему средств, способна любую самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игра увлекает, снимая усталость.

По мнению ученых Л. Н. Ворожбит, Г. А. Неволиной, Г. И. Репринцевой, Н. М. Симоновой, В. П. Шашиной, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Характерные психологические особенности детей младшего школьного возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию определяют основной метод воспитания в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому наиболее популярными формами являются детские утренники, праздники и массовые игры. Метод игры в работе с младшими школьниками занимает ведущее место [2, с. 5-6].

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [11, с. 57].

При выборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физические возможности, количественный состав, а также время и место проведения игрового действия. Через игру младшие школьники познают окружающий мир, формируются навыки и привычки поведения. В подвижных играх появляется соревновательный дух, способствующий развитию ответственности, честности, дисциплинированности; дидактические (настольные) игры способствуют интеллектуальному развитию школьников. Важное место занимает сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, карнавалы, познавательные игры – они расширяют объем знаний, способствуют развитию интеллектуальных способностей, снижают психические и физические нагрузки, а также помогают в подготовке младших школьников к восприятию нового. 

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, музыкальные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:

  • физические и психологические игры и тренинги;
  • интеллектуально-творческие игры;
  • социальные игры;
  • комплексные игры.

Полезными в данной ситуации могут стать игровые формы работы в организации досуга детей, например,

Народные формы:

  • ярмарки;
  • посиделки;
  • гуляния;
  • скоморошины.

Производные формы:

  • спектакль – игра;
  • фестиваль – игра;
  • концерт – игра;
  • игра – экспедиция;
  • игра – экскурсия;
  • игра – акция;
  • игра – аукцион.

Чем может быть наполнена форма программы:

  • конферанс;
  • конкурсы;
  • игровые моменты;
  • концертные номера [1, с. 26-27].

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

- отдых – снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

- развлечения – просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

- праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

- самообразование – это чтение, лекции, приобщающие людей к ценностям культуры и сочетающие в себе приобретение знаний наряду с развлечениями;

- творчество – обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. К развлечениям относятся:

- Аттракционы – это организованные веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

- Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают положительные эмоции. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

- Фокусы – вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях.

- Шутки – их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

 - Шарады – это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

- Загадки – расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь [8].

  Таким образом, формы досуговой деятельности младших школьников в проведении массовой и кружковой работе посредством игровых технологий предполагают:

  • разные виды игр;
  • праздники;
  • детские утренники;
  • познавательно/спортивно-развлекательные программы.

В технологии организации игровых программ для младших школьников каждый этап подготовки и проведение имеет свои конкретные задачи и алгоритм действий. Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности.  При подготовке игровой или конкурсной программы существует определенная последовательность действий организаторов.

 

Оригинал работы: Особенности организации досуговой деятельности младших школьников посредством игровых технологий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*