Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности "Занимательное электричество"

03.12.2019 526 875
Кривоносова Наталья Викторовна
Кривоносова Наталья Викторовна, преподаватель

Новороссийский колледж строительства и экономики

Дополнительная общеразвивающая  программа научно-технической направленности «Занимательное электричество» разработана в соответствии с основными положениями закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 26) и нормативно правовых документов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

Сложно представить современный мир без электричества. Электричество играет важную роль в быту современного человека, сопровождая его повсюду. Каждый из нас пользуется лифтами, бытовой техникой, банкоматами, компьютерами — все эти и многие другие привычные каждому вещи, облегчающие нашу жизнь, не способны работать без электричества. При этом количество электроприборов, окружающих нас, не становится меньше, оно постоянно увеличивается из года в год. Электрический свет, тепло, горячая вода, столь необходимые для полноценного уюта и комфорта в доме, также поступают к нам благодаря электричеству. И необходимо знать, как обращаться с главным благом человечества. Только в этом случае оно будет приносить исключительную пользу.

Однако в реальных условиях учебного процесса практически отсутствует возможность преподавания электробезопасности и основ электротехники с организацией серьезного творчества. Поэтому дополнительное научно-техническое образование для одаренных детей необходимо. Именно соединение классных и внеклассных форм обучения даст наибольшую результативность.

Дополнительная общеразвивающая  программа «Занимательное электричество» является программой научно-технической направленности. Занятия имеют профориентационную направленность и акцентируют значимость профессий энергетических специальностей.

Она включает основы электротехники и электроники и призвана восполнить отсутствие такого рода знаний в школьной программе по физике и показать связь между школьной программой и окружающей нас современной жизнью.

Задача  обучения по программе «Занимательное электричество» состоит в том, чтобы разобраться в основных законах электротехники, определить работу их в быту, получить общее представление об электрическом токе и его параметрах, а также определить значение электричества в жизни людей в целом, узнать, как получается электрический ток,  какую работу он выполняет и в чем кроется его опасность.

Программа реализуется на базе  электронных конструкторов, наглядно демонстрирующих основные законы электротехники. Учащиеся изучают принципы построения электрических схем, графические изображения элементов. Узнают принцип действия  элементов электрической цепи, таких как светодиод, фоторезистор, геркон, сенсор, пьезоэлемент, кнопка, переключатель, лампа накаливания, гальванические элементы и других.

Рассматриваемые программой разделы изучаются в школьном курсе не столь глубоко по ряду причин. Во-первых, преподавание тем с использованием этих идей требует наличия специалистов высочайшей квалификации, которых в каждом регионе единицы. Во-вторых, далеко не все школьники могут усвоить эти идеи, для усвоения нужны способности и технический интерес к конструированию. В-третьих, изучение основ электротехники всеми школьниками нецелесообразно и не нужно самим ребятам, поскольку воспользоваться в реальной жизни полученными знаниями смогут не все (а только те, кто выберет соответствующие профессии). Несмотря на все эти причины углубленное изучение законов электротехники и получение практических навыков по сборке электрических схем, ввиду огромных возможностей по развитию интеллекта школьников, отвоевывает все больший интерес школьников.

При реализации программы «Занимательное электричество» учитываются потребности технически одаренных детей, для которых очень важно приобщение к нестандартным идеям, работа в коллективе сверстников, увлеченных физикой и электротехникой.

 Успешное выступление младших школьников на городских научно-практических конференциях влияет на престиж города и региона.

 Новизна данной программы в том, что в школьном курсе не рассматриваются данные темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны основ электротехники и ее приложений. Специфика изложения материала  – это умение говорить просто о сложном. На занятиях происходит знакомство учащихся с электрическими элементами цепей в доступной для младших школьников форме, их графическим обозначением в схемах, общими представлениями о принципе работы элементов, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем. Практические занятия проходят на базе электронных конструкторов, обеспечивающих безопасность проведения работ и возможность работы на них младших школьников.

Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что техническое образование и техническое творчество школьников обозначено  государственным политическим приоритетом, определяющим успешность реализации задачи опережающего технологического развития России. Она обусловлена необходимостью поддержки наиболее способных учеников младших классов школ, а также необходимостью реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что обучающиеся смогут освоить ряд предметных (составлять простейшие электрические схемы, знать основные элементы электрических цепей, иметь общее представление об электротехнических свойствах материалов, о работе некоторых электронных элементов цепей, знать правила электробезопасности, планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести диалог с преподавателем, со сверстниками, защищать свои взгляды, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами кружка). Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате работы над поставленными задачами. Содержание и формы организации занятий помогут учащимся работать на уровне повышенных возможностей.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является:

- познакомиться с основными законами электротехники,

- получить общее представление об электрическом токе и его параметрах,

- определить значение электричества в жизни людей,

- изучить графическое обозначение некоторых элементов электрических схем, научиться составлять простейшие схемы,

- получить практические навыки сборки простейших электрических схем,

-  изучить правила электробезопасности

  1. Образовательные задачи:

- формирование и развитие у учащихся интереса к электротехнике и в целом к научно-техническим знаниям;

- активизация познавательной деятельности;

 - углубление и расширение знаний учащихся по электробезопасности;

- формирование технического языка и технического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира;

 - развитие способности самостоятельно разбираться в поставленных технических задачах;

- формирование и развитие нестандартного, основанного на глубоких научных понятиях мышления.

  1. Воспитательные задачи:

- воспитание понимания роли электричества и профессии электрика в современном мире, осознания ее необходимости;

- развитие критичности мышления, воспитание самодисциплины, настойчивости, целеустремленности;

- поиск соискателей, адаптация к социуму.

  1. Развивающие задачи:

- развитие технического мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе и являющегося основой профессиональных компетенций;

- развитие элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, интуиции, математического кругозора.

- расширение кругозора

Перечисленные задачи предполагают комплексное их решение в рамках предложенной программы. Данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать внимание на индивидуальных интересах обучающегося; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей.

Программа «Занимательное электричество» рассчитана на 1 год обучения – 4 класс 2 х 34 = 68 часов

Формы проведения занятий: занятия лекционного типа, беседы, практикумы, семинары, игровые формы занятий.

Специфика образовательной программы позволяет строить занятия с детьми, учитывая интересы, потребности и способности ребенка. Данная программа учитывает возрастные особенности детей и адаптирована к условиям работы с детьми младшего школьного возраста.

Методы, используемые в работе: проблемно-поисковые, эвристические. Для отслеживания эффективности образовательной программы можно определить следующие критерии:

  1. Развитие познавательной активности учащегося.
  2. Уровень воспитанности.
  3. Уровень владения техническими знаниями и умениями.

 

 Планируемые результаты освоения курса:

 Умение школьников видеть и находить нестандартные ходы, неочевидные решения как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Значительное опережение сверстников в областях знаний, связанных с электротехникой. Успешное общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

 Умение эффективно работать над поставленной проблемой в коллективе.

Развитие устойчивого интереса к предмету и ко внепрограммному материалу.

Способность самостоятельно изучать материал.

Умение планировать свою деятельность.

Способность к самоконтролю.

Умение и потребность проводить исследования в электротехнической сфере деятельности.

Успешное выступление школьников на научно-исследовательских конференциях.

 Профориентация младших школьников.

Умение применять знания в смежных с электротехникой областях деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы.

Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников, серию итоговых занятий, при изучении каждого блока программы.

Формы проведения зачетов определяются педагогом и могут быть устными, письменными или комбинированными.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Дополнительная общеразвивающая  программа научно-технической направленности "Занимательное электричество"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*