Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационная деятельность ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» как средство повышения качества образовательного процесса

21.03.2013 429 2143
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Тарко-Салинский профессиональный колледж

В настоящее время концепция модернизации образования предусматривает опережающее развитие начального профессионального образования в связи с возрастающей потребностью экономики страны в квалифицированных кадрах. Ставится задача повысить качество профессиональной подготовки, повернуть учреждения НПО к потребностям рынка труда.


Новые социально-экономические отношения требуют подготовки рабочих кадров, которые отличались бы высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, мобильностью, творческим отношением к делу.


Обеспечение качественного уровня подготовки специалиста-профессионала является одной из приоритетных задач ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ».


Практика показывает, что достижение этой цели возможно только при системном подходе к управлению качеством профессиональной подготовки. Основу концепции инновационного развития училища составляют пять интегративных направлений деятельности и соответствующих им задач, которые влияют, на наш взгляд, на достижение конечного результата – качества профессиональной подготовки:

  • эффективность образовательного процесса;
  • совершенствование учебно-материальной базы;
  • внедрение в образовательный процесс модульного и личностно ориентированного обучения;
  • глубокая мотивация и развитие профессионального и творческого уровня педагогических работников;
  • развитие профессиональных и творческих способностей учащихся.

Успешность реализации задач профессиональной подготовки во многом зависит от того, насколько целесообразно отобраны содержание и методы организации познавательной деятельности учащихся, от внедрения инновационных образовательных технологий, позволяющих расширить интеллектуальный уровень процесса обучения.


В ежегодном докладе о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин отметил, что «…наши кадры должны не просто соответствовать вызовам времени, а быть на шаг впереди. Самая перспективная наша инициатива- создание научно-образовательных комплексов».


Стратегия ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» (в разрезе НОК) – научно-исследовательская и инновационная деятельность ОУ, реализующая программу кадрового обеспечения инновационной экономики региона.


Педагогический коллектив ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» разработал такой подход к системе профессионального образования, который, с одной стороны, удовлетворяет требованиям социума в высококвалифицированных рабочих кадрах, а с другой - повышает мотивацию учащихся к учебной и будущей профессиональной деятельности, вооружает их необходимыми знаниями, умениями и навыками.


Особое внимание педагоги уделяет поиску таких инновационных методов, форм и приемов обучения, которые направлены прежде всего на достижение учащимися понимания изучаемого учебного материала. Вне понимания учебный процесс лишен всякого смысла. Поэтому применение когнитивной технологии нашими преподавателями и мастерами всех профессий обеспечивает положительную динамику интеллектуального развития учащихся и позволяет управлять процессом формирования их информационной компетентности.


Важным видом обучения являются исследовательские лабораторные работы, применяемые в практике нашего педагогического коллектива, в ходе которых учащиеся, например, самостоятельно выясняют определенные законы и понятия. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят учащихся перед необходимостью выполнить определенные учебные открытия. Проблемно-поисковые методы и приемы в дистанционном обучении применяются с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и занимает все большую роль в учебной практике нашего образовательного учреждения.


Главная задача проектно-исследовательского метода как инновационного – в создании условий для подготовки к профессиональному выбору, формированию у учащихся умения выдвигать гипотезы и делать выводы, адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Приемы представления - самые различные: репортаж, выполненное изделие, видеопрезентация.


Так, проблема развития у обучающихся познавательной активности решается преподавателями общеобразовательных дисциплин и мастерами производственного обучения ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» в рамках темы «Формирование профессионально значимых личностных качеств обучающихся путем внедрения в процесс обучения инновационных педагогических технологий».


Применяя высокотехнологичное оборудование, мастера производственного обучения профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Рокицкий Д.С., Карпачева С.А. активно внедряют игровые технологии профессионального обучения: сюжетно-ролевые, учебно-технологические. Такие технологии позволяют обеспечить связь предметного содержания с реальным технологическим процессом, развивают у учащихся чувство ответственности, профессиональной грамотности и этики, погружают его в технологию производства и производственных отношений.


Разработанные и успешно внедренные в учебный процесс педагогами нашего училища разноуровневые электронные тесты, электронные учебники, практические работы по производственному обучению обеспечивают дифференцированный подход в обучении и выводят обучающихся на индивидуальные программы обучения. Именно это инновационное направление сегодня для преподавателей училища стало основным. Ими активно используются технологии индивидуального обучения, организуются групповые занятия, где происходит формирование профессиональной речи обучающихся, оттачивается их предметная компетентность, происходит приобщение к использованию возможностей современных мультимедиасистем.


Значительный успех приносит занятие инновационной деятельностью мастерами Клюевой Н.В., Карпачевой С.А. в рамках интегрирования учебных разделов курса физики и электротехники, электроматериаловедения и химии. Мастера используют возможности компьютерных программ MULTISIM и LOGOSoftComfort с целью конструирования электрических схем и их автоматического анализа регулирования процессов, что обеспечивает развитие аналитического мышления, формирование исследовательских навыков обучающихся, укрепление профессиональных навыков выполнения технологических процессов.


Таким образом, педагогами училища решается комплекс образовательных задач: применение имеющихся знаний связано с процессом анализа и умением логического завершения работы, и что очень важно, вырабатывается практика уверенного поведения.


Главным направлением в работе каждого преподавателя и мастера производственного обучения является внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода как механизма реализации ФГОС нового поколения.


Благодаря модульному построению основных профессиональных образовательных программ учащийся имеет возможность выстроить дальнейшую деятельность в зависимости от своих профессиональных планов, познавательных возможностей и потребностей работодателей.


Помимо основной функции – обучение профессии - у преподавателей появляются специфические виды деятельности, значение которых для развития основных профессиональных образовательных программ будет возрастать в будущем. К ним относятся создание моделей компетенций будущих специалистов, проектирование технологий профессиональной подготовки.


Очевидной положительной стороной использования современных информационных технологий является применение преподавателями училища Андриенко В.Л., Гутырь А.Г. электронных учебников, которые делают изучаемый материал более наглядным (а значит и запоминаемым). Мастера производственного обучения Алымова М.А., Терехин М.И., Казиев Р.М.. используют их на всех этапах обучения.


Училище приобрело ряд программных приложений для обучения по всем профессиям, а также текстовые программы.


Объяснение нового материала на уроках сопровождается при помощи компьютера моделями и видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на статичных рисунках. Электронные учебники применяются также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения.


Сегодня очевидно, что применение инновационных педагогических технологий способствует обучению алгоритма познания, т.е. переводит обучение на деятельностную основу.


Не менее важная задача для нас – создание условий для продуктивной, творческой работы каждого педагога, повышения методического и профессионального мастерства всего педколлектива. Это обеспечивается, в первую очередь, внедрением и распространением передового педагогического опыта наших мастеров производственного обучения.


Мастерами учитываются реальные условия протекания учебного процесса. Большой объем теоретических знаний, которые должны усвоить обучающиеся, и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска инновационных форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения.

Преподавание, как правило, ведется крупными блоками. Выбор методов обучения осуществляется на основе системного подхода.


Особое внимание уделяется контролю практической обученности. При разработке средств контроля практических занятий мастерами профессии Слесарь по ремонту автомобилей Пасько В.М., Прищепа В.В. тщательно выбираются объекты контроля, с обязательным учетом особенностей содержания практического задания.


Диссеминация педагогического опыта мастеров производственного обучения профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Рокицкого Д.С. и Карпачевой С.А. была представлена «мастер-классом» по теме «Системно-интегрированный подход к развитию профессиональных компетентностей учащихся» в рамках окружного конкура профессионального мастерства «На Ямале есть место рабочим профессиям» и районной НПК «Инновационные формы и методы работы образовательного учреждения в условиях модернизации системы профессионального образования».


Приоритетным направлением в рамках инновационной деятельности ГОУ НПО ЯНАО «Тарко-Салинское профессиональное училище» стала поддержка ремесленничества через профессиональное образование.


Наше образовательное учреждение тесно сотрудничает с Научно-образовательным центром развития ремесленничества г. Екатеринбурга (директор Ефанов А.В.)

В мае 2012 г. подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии между ГАОУ ДПО «РИРО», ДО ЯНАО и нашим образовательным учреждением в рамках деятельности региональных стажировочных площадок. Работа по созданию новой отрасли профессионального образования – ремесленного образования – будет носить по настоящему инновационный характер, адаптируя систему НПО к изменившимся социально-экономическим условиям.


В рамках проекта «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» в апреле 2011г. в Германии была организована встреча представителей профессионального образования ЯНАО и администрации нашего училища с директором Учебного центра Палаты ремесел г-ном Меллером. В ходе этой встречи были обозначены направления совместной деятельности и возможность стажировки мастеров нашего училища в ФРГ. Согласно приказу ДО ЯНАО стажировка старшего мастера Алымовой М.А. и мастера ПО Ширяевой А.А. по освоению теоретических и практических знаний и умений профессии Мастер отделочных строительных работ, изучению дуальной системы профессионального образования состоялась в ноябре 2011 года в г. Кобленц.


В мире профессий, по которым училище подготавливает учащихся, отношения должны строиться на нравственности, навыках коммуникативной культуры, уважении партнеров и клиентов. Усвоение и развитие этих качеств является стержнем содержания воспитательной работы. Мы не отказались от ученического самоуправления, продолжаем развивать традиции училища. Формируя активную жизненную позицию, воспитанники училища участвуют в конкурсно-соревновательных мероприятиях районного, окружного уровней, в разработке и создании различных социальных проектов. В нашем училище успешно реализуется проект «Волонтерское движение» (руководитель педагог-организатор Красноплахина А.А.), цель которого – пропаганда здорового образа жизни и содействие социальным службам в вопросах организации и проведения городских социально значимых мероприятий.


В мае 2011 года опыт работы ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» был представлен на окружном конкурсе ГОУ НПО, внедряющих новую модель профессионального образования. Опыт нашего училища был признан лучшим, и нам было присвоено звание Победителя конкурса с вручением гранта в 2 миллиона рублей.

В 2010 году нашему образовательному учреждению был вручен Диплом Лауреата конкурса в номинации «100 лучших образовательных учреждений НПО России», в 2012 году на VII Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России» - Диплом Лауреата конкурса «100 лучших НПО и СПО России».


«Тарко-Салинское профессиональное училище» сегодня – это современная кузница кадровых рабочих основных профессий Топливно-энергетического комплекса северного региона. Это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой педагогическая система, в которой созданы организационно-правовые, материально-технические, учебно-методические условия для реализации окружной целевой программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы».


«Торопите, а не ждите будущее, ибо тот, кто не готов к нему сегодня, будет менее готов к нему завтра» - эта истина является основополагающей в деятельности ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» и гарантирует успешное продвижение нашего образовательного учреждения к заявленным целям.

 

Список литературы

  1. Методист, №  6, 2012 г., с.41-52.
  2. Методист, №  8, 2012 г., с.42-43.
  3. Научные исследования в образовании, № 8, 2010 г., с.46-49.
  4. Профессиональное образование, № 4, 2011 г., с. 8-13.
  5. Справочник заместителя директора школы, № 9, 2012 г., с. 30-33



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*