Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроблема совершенствования подготовки кадров для социально-культурной деятельности в наше время является одной из актуальнейших проблем образования.
Учебная деятельность обеспечивает не только усвоение знаний, овладение умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, но и творческое применение их в новых условиях.
Термин «творчество» как деятельное свойство означает «производить, создавать».
Для созидания требуется вдохновение, а для искусства требуется мастерство. «…Мастерство – это способность, умение находить художественно- совершенное, неотразимое в красоте своей образное воплощение мысли – идей». (Д. Д. Шостакович)
Социально-психологический анализ процессов воспитания и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, поиск способов управления творческой деятельностью обучаемых – вот круг вопросов предложенной работы.
Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе Кировского областного колледжа культуры.
Цель работы - выявить возможности формирования специальных умений и навыков, необходимых для исполнения студентами колледжа культуры музыкальных произведений в процессе обучения и в последующей концертной деятельности, и дать некоторые рекомендации по психологической подготовке музыкантов к выступлению на эстраде.
Объект исследования: студенты музыкальных специализаций колледжа культуры.
Предмет исследования: процесс формирования и развития способностей, профессиональных умений и навыков исполнительской культуры студентов колледжа.
«Формирование» – это культура поведения при встрече с задачей, это овладение некоторой стратегией и тактикой решения задач.
Гипотеза (предположение): формирование и развитие умений и навыков исполнительской культуры будут оказывать влияние на оптимизацию учебного процесса, если они будут учитывать специфику предметов музыкально-эстетического цикла, содержание деятельности педагогов, формы организации учебного процесса, а также, если будет организована систематическая работа по вовлечению учащихся в концертную деятельность. Владение навыками рефлексии играет здесь немаловажную роль.
Для решения этих задач в работе использовались следующие методы исследования:
Проблемы художественного творчества и одарённости, к сожалению, до сих пор остаются недостаточно изученными. Музыкальная психология пока не располагает достаточным количеством теоретических и экспериментальных работ, посвященных изучению этих вопросов.
Формирование исполнительской концепции зависит не только от индивидуальности и специальных музыкальных способностей, но и от того, насколько хорошо усвоены учеником знания, насколько умело и уверенно применяет он полученные навыки и умения.
Но обучение исполнительскому искусству вовсе не мирный и благодушный процесс. Напротив, он нередко представляет собой очень сложную психологическую работу, которой педагог руководит, направляет и увлекает.
Ни один современный исследователь музыки и музыкальной деятельности, ни один выдающийся исполнитель-музыкант не обходятся без применения психологических знаний.
Психологические закономерности овладения умениями и навыками, необходимыми для исполнения, слушания музыки, условия совершенствования процесса обучения и воспитания, проблемы диагностики музыкальной одарённости – эти вопросы изучает психология музыкального воспитания и обучения.
Глубокое взаимопроникновение в синтез музыки и психологии мы обнаруживаем в монографиях В. М. Тепловой, В. В. Назайкинского, В. В. Медушевского.
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на 3 этапа:
Метод зависит от множества условий:
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую познавательную (гностическую) деятельность, направленную на переработку воспринимаемой информации
В дидактике существуют разные классификации методов, которые предложили известные педагоги И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Давыдов и другие.
К методам фортепианного обучения мы относим:
Многие исполнители довольно детально раскрывают собственные приёмы и средства достижения необходимого предконцертного самочувствия. К сожалению, эти, несомненно, ценные данные чрезвычайно субъективны. Это закономерно и является следствием неповторимости творческой личности.
«Во всём, что касается выступления – этого решающего момента творческой жизни исполнителя, - отчётливо сказывается индивидуальность музыканта» (А. Д. Алексеев).
Для проведения опытно-экспериментальной работы была составлена программа, которая состояла из нескольких этапов.
Задачами 1 этапа являются:
Для проведения этого среза были использованы следующие методы исследования: наблюдение, диагностика, сравнительный анализ.
Согласно программе по дисциплине «фортепиано» для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», составленной в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности студенты 1 и 4 курса умеют:
1 курс |
4 курс |
· Читать с листа основные мелодические и ритмические обороты; · видеть горизонтальные и вертикальные комплексы; · элементарно анализировать нотный текст; · различать виды и типы фактуры и артикуляции; · подобрать оптимальный вариант аппликатурного решения; · выразительно исполнять пьесы в соответствующем темпе и характере. |
· Обосновать художественную значимость и педагогическую целесообразность выбора произведения; · сделать полный анализ художественного образа сочинения; · выбрать исполнительские средства выразительности и соответствующие исполнительские приёмы; · составить план собственной интерпретации; · передать в игре на сцене точный эмоциональный образ сочинения. |
Уровень сформированности умений и навыков исполнения сочинения музыки студентами на репродуктивном (воспроизводящем) уровне предполагает исполнение несложного музыкального материала, применяя известные исполнительские приёмы.
На конструктивном уровне студент углубляет знания, ищет самостоятельные пути решения исполнительской задачи - включается творческая память, побудительные силы (мотивы) из внешних превращаются во внутренние (зачем и для чего?)
Сущность творческого уровня: овладение студентами новыми способами и приёмами на основе самостоятельного творческого поиска (как сыграть?)
Таким образом, с учётом этих уровней важно организовать весь педагогический процесс.
Особое значение в успешном процессе формирования навыков исполнения имеют эмоции и предконцертное состояние (эстрадное волнение). Эти состояния являются необходимым условием творческого исполнения, влияют на результат выступления, откладывают отпечаток и на дальнейший процесс обучения. Результат или стимулирует, или подавляет потребности и интерес ученика к выступлениям, к самому обучению.
Задача педагога – научить почувствовать учеником на эстраде радость, когда вещь хорошо звучит, радость от красоты музыкальной мысли, оттого, что удалось удачно её реализовать.
В соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева можно выделить 3 группы внутренних причин «эстрадного волнения»:
Одну из причин эстрадного волнения очень удачно выразил Н. А. Римский-Корсаков: «Оно обратно пропорционально степени подготовки». Действительно, предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки.
Таким образом, у одних студентов состояние тревоги обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью, как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием.
Поэтому учителю нужно глубоко знать личность ученика, его физиологию и ту ситуацию, в которой в данный момент находится его воспитанник.
Для исследования профессиональных особенностей деятельности студентов-музыкантов в условиях публичных выступлений был разработан тест-опросник, диагностирующий уровень концертной тревожности, который может быть использован в музыкально-педагогической практике.
В тесте участвовали студенты 1 курса.
Многие студенты точно оценивают свою степень готовности и вероятный результат. Студентов-выпускников характеризуют требовательность к своему выступлению, анализ исполнительских достижений, критичность по отношению к себе.
Тем не менее, положительные творческие эмоции перед игрой на сцене у всех студентов не являются преобладающими и почти все испытывают неприятные эмоциональные и физические ощущения.
Композиция исполняемых произведений не явилась решающим фактором психологического состояния, и каждый студент отметил возможность начать игру с любой пьесы.
Недоученность произведения как причину повышенной тревожности показали 8 из 9 учащихся, а фактическое выступление ниже ожидаемого уровня на эстраде, чем в классе - подтвердили все студенты.
Формирование навыков творческой деятельности студентов невозможно осуществить без овладения системой умений управлять собственной познавательной деятельностью и деятельностью учащихся.
Система эта включает следующие умения:
Очень важно использовать и определять комплекс приёмов:
Обобщение и систематизация умений и навыков студента проходит в форме итогового контроля (зачёт, экзамен), цель которого - выявить уровень сформированности системы умений и навыков по разделу или по учебному курсу.
Таким образом, опытно – экспериментальная работа, проведённая на базе колледжа культуры со студентами музыкальных специализаций, помогла изучить уровень сформированности умений и навыков исполнительского мастерства обучаемых. В ней сделана попытка определить психологические факторы, влияющие на успех публичных выступлений студентов и причины неблагоприятных эмоциональных воздействий эстрадного волнения музыкантов.
В работе предложены практические рекомендации для студентов колледжа по развитию умений и навыков исполнительской культуры, которые помогут овладеть методами саморегуляции и овладения оптимальным концертным состоянием в условиях выступлений.
Оригинала работы: Формирование умений и навыков исполнительского мастерства
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.