Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование умений и навыков исполнительского мастерства

02.12.2019 1130 1791
Мацола Ирина Леонидовна
Мацола Ирина Леонидовна, концертмейстер

Вятский колледж культуры

Проблема совершенствования подготовки кадров для социально-культурной деятельности в наше время является одной из актуальнейших проблем образования.

Учебная деятельность обеспечивает не только усвоение знаний, овладение умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, но и творческое применение их в новых условиях.

Термин «творчество» как деятельное свойство означает «производить, создавать».

 Для созидания требуется вдохновение, а для искусства требуется мастерство. «…Мастерство – это способность, умение находить художественно- совершенное, неотразимое в красоте своей образное воплощение мысли – идей». (Д. Д. Шостакович)

Социально-психологический анализ процессов воспитания и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, поиск способов управления творческой деятельностью обучаемых – вот круг вопросов предложенной работы.

Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе Кировского областного колледжа культуры.

Цель работы -  выявить возможности формирования специальных умений и навыков, необходимых для исполнения студентами колледжа культуры музыкальных произведений в процессе обучения и в последующей концертной деятельности, и дать некоторые рекомендации по психологической подготовке музыкантов к выступлению на эстраде.

Объект исследования: студенты музыкальных специализаций  колледжа культуры.

Предмет исследования: процесс формирования и развития способностей, профессиональных умений и навыков исполнительской культуры студентов колледжа.

«Формирование» – это культура поведения при встрече с задачей, это овладение некоторой стратегией и тактикой решения задач.

Гипотеза (предположение): формирование и развитие умений и навыков исполнительской культуры будут оказывать влияние на оптимизацию учебного процесса, если они будут учитывать специфику предметов музыкально-эстетического цикла, содержание деятельности педагогов, формы организации учебного процесса, а также, если будет организована систематическая работа по вовлечению учащихся в концертную деятельность. Владение навыками рефлексии играет здесь немаловажную роль.

Для решения этих задач в работе использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.
  2. Наблюдения, исследовательская беседа, тестирование, беседа, анкетирование.

Проблемы художественного творчества и одарённости, к сожалению, до сих пор остаются недостаточно изученными. Музыкальная психология пока не располагает достаточным количеством теоретических и экспериментальных работ, посвященных изучению этих вопросов. 

Формирование исполнительской концепции зависит не только от индивидуальности и специальных музыкальных способностей, но и от того, насколько хорошо усвоены учеником знания, насколько умело и уверенно применяет он полученные навыки и умения.

Но обучение исполнительскому искусству  вовсе не мирный и благодушный процесс. Напротив, он нередко представляет собой очень сложную психологическую работу, которой педагог руководит, направляет и увлекает.

Ни один современный исследователь музыки и музыкальной деятельности, ни один выдающийся исполнитель-музыкант не обходятся без применения психологических знаний.

Психологические закономерности овладения умениями и навыками, необходимыми для исполнения, слушания музыки, условия совершенствования процесса обучения и воспитания, проблемы диагностики музыкальной одарённости – эти вопросы изучает психология музыкального воспитания и обучения.

Глубокое взаимопроникновение в синтез музыки и психологии мы обнаруживаем в монографиях В. М. Тепловой, В. В. Назайкинского, В. В. Медушевского.

Большинство исполнителей подразделяет свою работу на 3 этапа:

  • этап ознакомления с музыкальным произведением – это стадия формирования исполнительского замысла;
  • этап воплощения исполнительского замысла;
  • этап предконцертной подготовки.

Метод зависит от множества условий:

  • от степени зрелости и одарённости музыканта;
  • от того, насколько пьеса знакома;
  • от срочности задания, от своего отношения к пьесе («холодного» или «страстного»);
  • от степени её сложности и технической трудности и т. п.

Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую познавательную (гностическую) деятельность, направленную на переработку воспринимаемой информации

В дидактике существуют разные классификации методов, которые предложили известные педагоги И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Давыдов и другие.

К методам фортепианного обучения мы относим:

  1. Наглядно-иллюстрированный (когда учитель непосредственно показывает на инструменте ученику какой-либо приём игры);
  2. Словесный (учитель разъясняет закономерности искусства, образными сравнениями помогает ученику отобразить характер исполняемой пьесы);
  • Метод «действий по образцу» (репродуктивный метод) – когда копирование или подражание помогает ученику обрести «своё», «индивидуальное»;
  1. Художественно-эвристический (поисковый) метод отнесём к проблемным методам, когда учителем ведётся поиск индивидуального игрового приёма в зависимости от возможностей ученика.

Многие исполнители довольно детально раскрывают собственные приёмы и средства достижения необходимого предконцертного самочувствия. К сожалению, эти, несомненно, ценные данные чрезвычайно субъективны. Это закономерно и является следствием неповторимости творческой личности.

«Во всём, что касается выступления – этого решающего момента творческой жизни исполнителя, - отчётливо сказывается индивидуальность музыканта» (А. Д. Алексеев).

Для проведения опытно-экспериментальной работы была составлена программа, которая состояла из  нескольких этапов.

Задачами 1 этапа являются:

  • изучить уровень сформированности умений и навыков студентов 1 и 4 курсов.
  • Изучить личностные качества студентов; их успеваемость.

Для проведения этого среза были использованы следующие методы исследования: наблюдение, диагностика, сравнительный анализ.

Согласно программе по дисциплине «фортепиано» для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», составленной в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности студенты 1 и 4 курса умеют:

1 курс

4 курс

·         Читать с листа основные мелодические и ритмические обороты;

·         видеть горизонтальные и вертикальные комплексы;

·         элементарно анализировать нотный текст;

·         различать виды и типы фактуры и артикуляции;

·         подобрать оптимальный вариант аппликатурного решения;

·         выразительно исполнять пьесы в соответствующем темпе и характере.

·         Обосновать художественную значимость и педагогическую целесообразность выбора произведения;

·         сделать полный анализ художественного образа сочинения;

·     выбрать исполнительские средства выразительности и соответствующие исполнительские приёмы;

·         составить план собственной интерпретации;

·         передать в игре на сцене точный эмоциональный образ сочинения.

 

Уровень сформированности умений и навыков исполнения сочинения музыки студентами на репродуктивном (воспроизводящем) уровне предполагает исполнение несложного музыкального материала, применяя известные исполнительские приёмы.

На конструктивном уровне студент углубляет знания, ищет самостоятельные пути решения исполнительской задачи  - включается творческая память, побудительные силы (мотивы) из внешних превращаются во внутренние (зачем и для чего?)

Сущность творческого уровня: овладение студентами новыми способами и приёмами на основе самостоятельного творческого поиска (как сыграть?)

Таким образом, с учётом этих уровней важно организовать весь педагогический процесс.

Особое значение в успешном процессе формирования навыков исполнения имеют эмоции и предконцертное состояние (эстрадное волнение). Эти состояния являются необходимым условием творческого исполнения, влияют на результат выступления, откладывают отпечаток и на дальнейший процесс обучения. Результат или стимулирует, или подавляет потребности и интерес ученика к выступлениям, к самому обучению.

Задача педагога – научить почувствовать учеником на эстраде радость, когда вещь хорошо звучит, радость от красоты музыкальной мысли, оттого, что удалось удачно её реализовать.

В соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева можно выделить 3 группы внутренних причин «эстрадного волнения»:

  1. Функциональные, связанные с особенностями психики и темперамента;
  2. Мотивационные, связанные с характером личности (ценности, вкусы, характер, склонности;
  3. Операционные, характеризующие уровень мастерства и развитие способностей, опыт, подготовленность.

Одну из причин эстрадного волнения очень удачно выразил Н. А. Римский-Корсаков: «Оно обратно пропорционально степени подготовки». Действительно, предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки.

 Таким образом, у одних студентов состояние тревоги обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью, как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием.

Поэтому учителю нужно глубоко знать личность ученика, его физиологию и ту ситуацию, в которой в данный момент находится его воспитанник.

Для исследования профессиональных особенностей деятельности студентов-музыкантов в условиях публичных выступлений был разработан тест-опросник, диагностирующий уровень концертной тревожности, который может быть использован в музыкально-педагогической практике.

В тесте участвовали студенты 1 курса.

Многие студенты точно оценивают свою степень готовности и вероятный результат. Студентов-выпускников характеризуют требовательность к своему выступлению, анализ исполнительских достижений, критичность по отношению к себе.

Тем не менее, положительные творческие эмоции перед игрой на сцене у всех студентов не являются преобладающими и почти все испытывают неприятные эмоциональные и физические ощущения.

Композиция исполняемых произведений не явилась решающим фактором психологического состояния, и каждый студент отметил возможность начать игру с любой пьесы.

Недоученность произведения как причину повышенной тревожности показали 8 из 9 учащихся, а фактическое выступление ниже ожидаемого уровня на эстраде, чем в классе - подтвердили все студенты.

     Формирование навыков творческой деятельности студентов невозможно осуществить без овладения системой умений управлять собственной познавательной деятельностью и деятельностью учащихся.

     Система эта включает следующие умения:

  • Определять педагогические цели, мотивировать познавательную и творческую работу студента, стимулировать интерес к исполнительской деятельности.
  • Но намерение само по себе не имеет никакой ценности, оно получает смысл лишь в реализованном виде – музыкальном исполнении. «Лишь тот исполнитель, кто в нотной пустыне увидел мираж». (Н. Перельман)
  • Найти произведение в соответствии со вкусом исполнителя, с наибольшей силой раскрывающее индивидуальность ученика. Трудность произведений концертного репертуара может соответствовать уровню развития ученика в целях формирования состояний психологической подготовленности  к выступлению.
  • Педагогу необходимо добиваться достижения технической виртуозности у студента. Это – наипервейшее условие решения поставленной исполнительской задачи.
  • Задача преподавателя, обучающего исполнителя - в воспитании желания у студента общаться со слушателями и развить способности, необходимые для такого общения.
  • Педагогу необходимо оказывать методическую помощь в самостоятельной работе студентов: наметить план работы над пьесой, план исполнительской трактовки и план публичного выступления, дать рекомендации по аутотренингу в период подготовки.
  • Комплексно формировать оптимальное концертное состояние готовности к выступлению у студентов. Устранять физическое и психическое перенапряжение у студентов.

Очень важно использовать и определять комплекс приёмов:

  • исполнение «в уме» и на инструменте.
  • ситуативная психологическая подготовка: прежде чем ваши пальцы коснутся клавиш, вы должны начать работу мысленно.
  • моделирование условий выступления в уме – мысленно представить условия выступления и себя на сцене.
  • использовать методы психотерапии: убеждение, порицание, беседа на отвлечённую тему и т. п.
  • Организовать полноценные и необходимые репетиции в классе (зале), дать возможность студенту приспособиться к инструменту, познакомиться с освещением и акустикой в зале.
  • Помочь студенту осознать причины своих затруднений (если они есть) в исполнительском процессе, создать программу их преодоления. Закрепить положительные эмоции.
  • Педагог должен анализировать результаты самостоятельной деятельности и пути их достижения, а также осуществлять текущий и итоговый контроль на основе диагностики (т. е. применять технологии саморазвития личности на основе рефлексии).

Обобщение и систематизация умений и навыков студента проходит в форме итогового контроля (зачёт, экзамен), цель которого - выявить уровень сформированности системы умений и навыков по разделу или по учебному курсу.

Таким образом, опытно – экспериментальная работа, проведённая на базе колледжа культуры со студентами музыкальных специализаций, помогла  изучить уровень сформированности умений и навыков исполнительского мастерства обучаемых. В ней сделана попытка определить психологические факторы, влияющие на успех публичных выступлений студентов и причины неблагоприятных эмоциональных воздействий эстрадного волнения музыкантов.

В работе предложены практические рекомендации для студентов колледжа по развитию умений и навыков исполнительской культуры, которые помогут овладеть методами саморегуляции и овладения оптимальным концертным состоянием в условиях выступлений.

 

Оригинала работы:  Формирование умений и навыков исполнительского мастерства




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*