Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Результативность применения современных педагогических технологий в образовательном процессе

21.03.2013 8456 1 29138
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель русского языка и литературы

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Так, развитие вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения. Результаты исследования закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.


Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы.


Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффективностью, наглядностью и с меньшими расходами производить различные эксперименты, лабораторные, а также отрабатывать те или иные специальные навыки. В виртуальной среде можно имитировать любые законы материального мира, при этом не затрачивая каких- либо реальных материалов.

Так, для проведения тех или иных экспериментов  вовсе не нужна реальная лаборатория. Достаточно воссоздать их компьютерные модели и производить те или иные действия над ними в интерактивной среде. Ярким примером использования компьютерных технологий для отработки специальных навыков являются всевозможные тренажёры.


Компьютерные тренажеры нашли применение во многих областях. Они позволяют в значительной степени сэкономить время и ресурсы, затрачиваемые на отработку тех или иных действий. Для того чтобы обучать людей тем или иным специальным навыкам, больше не нужно создавать реальные условия и расходовать на это реальные ресурсы.


Всё это становится возможным благодаря современным мультимедийным и интерактивным технологиям. С их помощью в виртуальном окружении воспроизводятся реальные ситуации и объекты, что позволяют обучаемому персоналу отработать свои профессиональные навыки и свести к минимуму риск возникновения критических и аварийных ситуаций. Тренажёры и симуляторы также могут быть использованы для создания автоматизированных обучающих систем, позволяющих проводить профессиональную подготовку персонала на базе программно-технических комплексов, без необходимости присутствия настоящего преподавателя. Обучаемый персонал может самостоятельно взаимодействовать с такими комплексами с помощью различных интерфейсов. При этом сложность освоения данного метода обучения невелика.


Кроме того, благодаря современным мультимедийным технологиям, эффективность обучения в такой форме может в значительной степени превосходить эффективность классических методов обучения. Ведь обучаемый может без ограничений и без тех или иных рисков производить различные действия, многократно воспроизводить которые в реальном мире может быть проблематично. Автоматизированные обучающие системы достаточно тесно связаны с системами интерактивного обучения.


Выпускнику учреждения начального профессионального образования важно не только дать знания, но и научить самостоятельно их добывать и пополнять в течение всей своей жизни. Добиться этого можно с помощью современных технологий.


Необходимость их внедрения в образовательный процесс продиктована тем, что к нам ежегодно поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению дисциплин.


Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и мастерам ПО  повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.


Использование в учебных программах инновационных технологий позволяет расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества обучающихся и составить основу эффективности результатов обучения.


Распространение опыта инновационного обучения в образовании вызвано необходимостью подготовки обучающихся к жизни в изменяющемся мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение.


Развитие училища в целом и прогресс в отдельных направлениях его работы должны осуществляться только как инновационные процессы: путем использования новых идей, технологий, заменой неэффективных педагогических средств новыми и более эффективными для данных условий.


Так, проблема развития у обучающихся познавательной активности решается преподавателями дисциплин общеобразовательного цикла и мастерами производственного обучения нашего училища в рамках темы «Формирование профессионально значимых личностных качеств обучающихся путем внедрения в процесс обучения современных технологий, в том числе педагогических».

Применяя высокотехнологичное оборудование, мастера производственного обучения активно внедряют игровые технологии профессионального обучения: сюжетно-ролевые, учебно-технологические. Такие технологии позволяют обеспечить связь предметного содержания с реальным технологическим процессом, развивают у обучающегося чувство ответственности, профессиональной грамотности и этики, погружают его в технологию производства и производственных отношений. Становясь разработчиками таких учебно-технологических игр, преподаватели следуют основам педагогического проектирования: постановка задачи, отбор содержания и его структурирование, методы и формы учебной деятельности обучающихся, разработка необходимых дидактических материалов, правил учебно-игровой деятельности и критериев ее оценки.


Так, разработанные и успешно внедренные в учебный процесс разноуровневые электронные тесты, электронные учебники обеспечивают дифференцированный подход в обучении и выводят обучающихся на индивидуальные программы обучения. Именно это инновационное направление сегодня для преподавателей училища стало основным. Ими активно используются технологии индивидуального обучения, организуются групповые занятия, где происходит формирование профессиональной речи обучающихся, оттачивается их предметная компетентность, происходит приобщение к использованию возможностей современных мультимедиасистем.


Значительный успех приносит занятие инновационной деятельностью в рамках интегрирования учебных разделов курса физики и электротехники, электроматериаловедения и химии. Мастера используют возможности компьютерных программ Мультисим и Логософт Комфорт с целью конструирования электрических схем и их автоматического анализа регулирования процессов, что обеспечивает развитие аналитического мышления, формирование исследовательских навыков обучающихся, укрепление профессиональных навыков выполнения технологических процессов.

Создание электронной версии лабораторно-практических работ развивает навыки алгоритмических действий при выполнении операционных профессиональных действий. Комментируя происходящее на экране, обучающийся отрабатывает профессиональную терминологию, учится анализировать правильность выполняемых технологических операций. Таким образом вырабатывается практика уверенного поведения.


Отметим, что инновационная стратегия развивающегося образовательного пространства учреждения начального профессионального образования направлена прежде всего на качество образованности обучающихся и на решение задач инновационного развития образовательного учреждения в целом.

Для подготовки рабочих кадров реализуются образовательные технологии, которые обеспечивают максимально возможные результаты в конкретных условиях образовательного учреждения и адаптируют их к индивидуальным познавательным возможностям обучающихся.


Сегодня примером профессионально-образовательной технологии может являться модульно-компетентностная технология, лежащая в основе разработки основных профессиональных образовательных программ новых ФГОС. Форма представления профессиональных модулей, междисциплинарных курсов учебных дисциплин адаптивна к любой профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов. В то же время благодаря модульному построению основных профессиональных образовательных программ обучающийся имеет возможность выстроить дальнейшую деятельность в зависимости от своих профессиональных планов, познавательных возможностей и потребностей работодателей.


Серьезной подготовительной работы требует внедрение в учебный процесс информационных технологий, расширяющих мировоззрение обучающихся до планетарного уровня. Необходимо отметить, что методов использования технологий много, и задача преподавателя состоит в том, чтобы освоить  и реализовывать потенциал всех их форм.


Приведем лишь несколько примеров. Обратимся к программе FrontPage. Сегодня большое развитие получил Internet в связи с большим числом подключившихся к нему абонентов. У многих из них есть необходимость поделиться своей информацией. Создание сайта профессионалами предполагает немалые финансовые затраты. Программа FrontPage является частью Microsoft Office, поэтому пользователю, знакомому с работой в офисе, относительно легко можно научиться работать в этой программе и создать свой сайт.


Большие возможности у программы FineReader. В практике встречаются ситуации, когда необходимо перевести напечатанный на бумаге документ  в электронный вариант. В данном случае можно просто набрать документ на компьютере, что длительно по времени. Но лучше всего воспользоваться сканером. К тому же программа FineReader отечественного происхождения имеет русифицированный и понятный интерфейс.


Для квалифицированного специалиста недостаточно только хорошо работать – необходимо уметь наглядно представить результаты своего труда. Более того, обучаясь в училище, необходимо представлять результаты своего труда на конкурсах, мероприятиях. А при защите письменной выпускной квалификационной работы требуется выполнить презентацию своей работы, что требует знания приемов работы в данной программе.


Очевидно, что применение информационных технологий в образовательном процессе делает занятия инновационными, стимулирует креативную и познавательную активность обучающихся, способствует формированию профессиональных и общих компетенций выпускника училища.


Положительной стороной использования современных информационных технологий в образовательном процессе является применение электронных учебников, которые делают изучаемый материал более наглядным (а значит, и запоминаемым), позволяют не только воспроизводить на экране сложные, многомерные объекты и процессы, но и активно участвовать в этом самому обучающемуся.


Многие преподаватели используют эти технологии на всех этапах обучения. Объяснение нового материала на уроках сопровождается при помощи компьютера моделями и видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на статичных рисунках. Электронные учебники применяются также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам. При этом учебник выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения.


На уроках преподаватели используют интерактивные средства в следующих вариантах:

- подбор текстового и графического материала по теме урока;

- создание презентации;

- создание наглядного раздаточного материала.


Использование ИКТ на уроках общеобразовательных дисциплин и уроках производственного обучения дает возможность:

  • повысить у обучающихся интерес к предмету;
  • обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу;
  • выявлять и развивать способности обучающихся;
  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;
  • расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта;
  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся.

 

Таблица 1

Современные образовательные технологии и их результативность.

Технология

Цель

Результативность использования технологии

Прогнозируемый результат

Технология уровневой дифференциации

Создание оптимальных условий для выявления интересов и способностей

Отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости

Повышение качества обученности

Проектные методы обучения

Развитие исследовательских умений и системного мышления

Развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов

(Интеллектуальная игра.

Социальное проектирование).

Погружение в будущую профессиональную деятельность

Модульное обучение

Приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Индивидуальный темп обучения

Развитие самостоятельности обучающихся

Обучение в сотрудничестве

Организация активности обучающихся, отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений

Разработка новых подходов к объяснению темы,

организация активности обучающихся

Развитие взаимоответственности, моделирование содержания учебной деятельности

Кейс-метод

Обучение анализу предложенной практической ситуации и нахождению путей ее решения

Ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения

Выработка программных действий по преодолению проблемы

Технология коммуникативного обучения

Обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Динамика работоспособности обучающихся

 

В настоящее время концепция модернизации образования предусматривает опережающее развитие начального профессионального образования в связи с возрастающей потребностью экономики страны в квалифицированных кадрах. Ставится задача повысить качество профессиональной подготовки, повернуть учреждения НПО к потребностям рынка труда.


Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.


Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

 

Список литературы

1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель»,- Волгоград, 2009г.

2. Профессиональное образование, № 8, 2011г., с.44-45.

3. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

4. Эрганова Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения.- Екатеринбург:    РГППУ, 2009.- 152 с.

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения.- М: Академия, 2009.- 160 с.




Назад к списку

Комментарии
Отличный и редкий материал! Спасибо вам!
Мария Самохвалова
Преподаватель

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*