Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Образовательная среда колледжа как средство патриотического воспитания студентов

16.03.2013 1441 4162
Куимова Светлана Александровна
Куимова Светлана Александровна, преподаватель информатики

Колледж промышленности и автомобильного сервиса, г. Киров

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский.

 

Главная цель воспитательной работы в колледже - воспитание студента как гражданина и патриота России. Формирование социально-активных студентов – граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в колледже, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданствен­ности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосозна­ния, благо­даря чему обеспечивается тесная взаимосвязь среднего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

 

Под воспитанием студента понимается, прежде всего, комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности общественно значимых качеств, отражающих его всестороннее развитие. 

 

Нами разработаны критерии патриотической воспитанности студентов: 

  1. целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии); 
  2. дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны); 
  3. коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности); 
  4. здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом); 
  5. патриотическая деятельность (осознанное активное участие в практических мероприятиях патриотической направленности).

 

Поступающие в наш колледж студенты, как правило, имеют разный уровень патриотической воспитанности: либо для молодёжи целенаправленность жизни не является главной определяющей (молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе, в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели), либо молодые люди имеют цель в жизни (серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива), либо патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни (они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки). Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания студентов в нашем колледже.

 

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения.

 

Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Патриотизм наших студентов наглядно проявляется в коллективных настроениях (общий настрой группы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в общественной и спортивной жизни колледжа), в родственных чувствах к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам, в оценках к образу их жизни, к истории, к культуре, к государству, к системе основополагающих ценностей. 

 

На протяжении всего образовательного периода в нашем колледже студенты вовлечены в процесс патриотического воспитания через привлечение к участию в различных конкурсах и мероприятиях, так например, в конкурсе презентаций «Щедра талантами земля Вятская», «Презентация к Победе в ВОВ». Безусловно, воспитание личности – патриота в студенческий период осуществляется в течение всего учебно–воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в рамках изучения дисциплин) и во внеклассной деятельности.

 

Естественно, при планировании мероприятий по патриотическому воспитанию возникают трудности. В частности, до сих пор в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию материалов по культуре мышления и толерантности, мало книг для подростков, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу Отечеству. Одной из эффективных форм методической работы является открытые внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование патриотизма. Проекты к Дням воинской славы, исследовательские рефераты, творческие работы, презентации – вот далеко не полный перечень форм патриотической работы, которые используются со студентами.

 

Творческие проекты – вот, пожалуй, главный элемент, который мне хочется выделить в проводимой воспитательной работе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работая в тесном сотрудничестве с преподавателями истории, литературы, обществознания, экологии и биологии, с преподавателями спецдисциплин  по той или иной профессии, которую получают студенты нашего колледжа, мы приходим к идеям создания совместных проектов. Предметники отвечают за содержательную составляющую проекта, информатики за поиск и обработку информации, а также за должный уровень оформления результатов работы. Так появляются интерактивные проекты, посвященные различным страницам в истории нашей страны, и в истории родного края, например, исследовательская работа, посвященная каповому промыслу на Вятской земле.

 

Информатика - наука об информации, а именно: о получении, о хранении, о преобразовании, о передаче, об использовании её. Так пришла идея об интеграции в работе с информацией студенческих проектов и информатики, электронных экскурсий в профессиональную направляющую студентов, курсовых и дипломных проектов значимых для развития отраслей в нашей области. В процессе работы над проектом студенты обрабатывают материал, осуществляют поиск дополнительной информации в Интернете, работают с Интернет источниками. Параллельно они изучают возможности и методы работы в электронной среде, а именно с программным обеспечением, знакомятся с правилами оформления и стандартами применениями. Например, наши студенты приняли участие в областном конкурсе творческих проектов по информационным технологиям «Славные вехи родной земли» и заняли призовые места в номинациях «Сайты» и «Презентации».

 

Воспитание патриотических чувств студентов нашего колледжа происходит через приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора, через различные формы вовлечения студенческой молодежи в различного рода творческую деятельность: научные и экспериментальные исследования, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы.

 

Принципиально новые условия социальной жизни выдвигают дополнительные требования к подготовке на всех уровнях профессионального образования. Образование является ценностью, целью, средством и результатом истинно человеческой жизни, главным инструментом преемственности поколений. Будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека. В решении проблемы формирования патриотизма будущего специалиста значительную роль играет среда образовательного учреждения, где значительное место отводится патриотическому воспитанию с высоким содержанием. 

 

В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую  направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования преподавателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.

 

Литература

  1. Быков А. Организационно – педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2006 г.
  2. Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации пректов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи. Воспитание школьников.№3, 2006г.
  3. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. Воспитание школьников. № 5, 2007 г.
  4. Боер В.М., Горшков А.С., Платова Е.Э., Фортунатов В.В. Легко ли быть студентом? СПб., 2002.
  5. Молодежь и патриотизм. СПб., 2003.
  6. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. С. 37-43.
  7. Журнал «Диалоги о воспитании».Статья Аксельрод В. И. С чего начинается Родина?: (Полемические заметки о патриотическом воспитании учащихся) / В.И.Аксельрод //Внешкольник.-2003.-N 3. - C. 14-15.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*