Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ

14.06.2011 1234 4456
Разумовская Анна Сергеевна, учитель

БОУ Гимназия № 12, г. Омск
Пояснительная записка

Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.


Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности обучающихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создаёт своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. Метод проектов является наиболее естественным способом создания в ходе обучения среды (т.е. условий и ситуаций деятельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетентностей у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составляющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетентности.


Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта


Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).


На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем.


Проекты, выполняемые на уроках, могут быть краткосрочные или средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях.


Актуальность: в процессе преподавания предмета информатика и ИКТ в школе, пришло понимание, что обучающиеся при изучении различных тем затрудняются:

а)  самостоятельно решать поставленные перед ними задачи;

б)  моделировать информационные процессы;

в)  применять полученные знания на практике;

г)  представлять результаты своей работы


Цель: выявить совокупность педагогических условий развития информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.


Объект исследования: процесс развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.


Предмет исследования: педагогические условия развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.


Задачи:

1. Провести сбор, анализ и структурирование информации    о методе проектов и использовании его  на уроке.

2. Выявить наиболее приемлемые подходы в использовании метода проектов, исходя из возрастных особенностей обучающихся.

3. Подготовить систему мониторинга сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов в учебный процесс.


Гипотеза: Если внедрить метод проектов в урок информатики и ИКТ, то это позволит подготовить ученика

  • умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;
  • владеющего навыками моделирования и проектирования;
  • обладающего, информационной и коммуникативной компетентностями.


Теоретическое обоснование опыта


Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний в учебном процессе или в результате самообразования.


Под информационной компетенцией следует понимать навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.


А под коммуникативной компетенцией - знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.


Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами.

Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения


Поэтому возникла необходимость внедрить  этапы проекта при работе с обучающимися5-7 классов:

I. Организационный этап - создание творческих групп. Планирование работы над краткосрочными проектами.

II. Внедренческий этап– обсуждается алгоритм работы над проектом. Оказание помощи учителя группам в подготовке проектов. Организуется деятельность обучающихся, развиваются творческие способности учеников.

III. Аналитический этап-  мониторинг, сбор данных и анализ информации. Защита проектов с целью определения влияния проектной деятельности на личные успехи учеников и их учебную деятельность в развитии информационной и коммуникативной компетентностей.

IV. Коррекционный этаппостановка новой задачи о необходимости сменного состава участников групп, достижение поставленной цели.

 

Внедрение и апробация педагогической идеи на уроках информатики и ИКТ

Развитие компетентностей по полугодиям

 

Годы

 

Класс

Компетентности, %

информационная

коммуникативная

I – полугодие

2009 – 2010 г.г.

5 класс

35

22

       II – полугодие

  2009 – 2010 г.г.

5 класс

65 

48 

I – полугодие

2010 – 2011 г.г.

6 класс

73

64

 

 


Успеваемость и качество знаний обучающихся по предмету

 

Годы

Количество обучающихся

5 (1) – 6 (1) класса

Количество обучающихся

5 (2) – 6 (2) класса

 

Успеваемость,

%

 

Качество знаний,%

I- полугодие

2009 – 2010 г.г.

 

26

 

25

 

100

 

76,9

II–полугодие

2009 – 2010 г.г.

 

26

 

25

 

100

 

92,3 

I– полугодие

2010 – 2011г.

 

26

 

25 

 

100

 

100


Ожидаемые результаты:

  • Развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной.
  • Повышение познавательного интереса к изучению предмета.
  • Повышение качества обучения и успеваемости.
  • Применение полученного опыта в метопредметных областях.

В результате обучения школьников при внедрении на своих уроках средств проектной деятельности наблюдается у обучающихся повышение познавательного интереса, так как они участвуют во внеурочной деятельности:

  • ТУСУР;
  • выступления на НОУ, этических чтениях;
  • разработка собственного проекта  «Занимательная информатика»  и планируемый запуск проекта  в 2011 – 2012 учебном  году.

Таким образом, метод проектов является одним из эффективных методов повышения мотивации, познавательного интереса учащихся. А также именно метод проектов помогает развивать у обучающихся, информационную и коммуникативную компетентности.

 

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психологи. Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.
  2. Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетентности – новая парадигма результатов образования», Интернет-журнал "Эйдос".
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.пед. кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
  4. Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003.
  5. Полат Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, 2002.
  6. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. М:Творческий центр, 2004.
  7. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  8. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования», Народное образование, 2003. - №2. – С.58-64.
  10. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей». Интернет- журнал "Эйдос".
  11. Разработки с фестиваля «Открытый урок», теме «Проектный метод».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*