Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Работа над этюдами

21.11.2019 627 996
Смирнова Ирина Григорьевна
Смирнова Ирина Григорьевна, Преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Еще А. Николаев утверждал, что «достижение исполнительного мастерства в первую очередь связано с общим музыкальным развитием учащегося, с воспитанием его художественного вкуса, с пониманием содержания исполняемых произведений и задач их интерпретации».

Исполнительское искусство требует, однако, и систематической работы над овладением необходимыми техническими навыками, так как точность, быстрота и разнообразие движений, которыми должен овладеть пианист, выходят за пределы двигательных навыков, приобретаемых в процессе повседневной жизненной практики. Подобно тому, как человек, не занимавшийся с детства балетным искусством, не может выполнить движений, доступных артисту балета, так без специальной тренировки, особенно важной в годы учения, пианиста не может овладеть и техникой игры на фортепиано. Разучивая только художественные произведения и не занимаясь технической работой, учащийся неминуемо будет отставать в овладении техническое стороной исполнения. Методика преподавания игры на фортепиано включает в работу учащихся инструктивный материал (этюды и упражнения) для овладения различными типами фортепианной фактуры и подготовки к исполнению трудных мест в тех или иных произведения.

Этюды, в частности, служат подготовкой к овладению элементами фактуры, характерными для различных стилей фортепианной литературы. На этюдах Черни-Гермера учащийся, например, подготавливается исполнению сонатин Моцарта, Клементи, Бетховена, этюды Крамера, Клементи Черни (соч.299,740 и т.п.), служат подготовкой к более широкому овладению приёмами классического стиля, этюды Мошковского и различные этюды концертного типа являются материалом для овладения виртуозными произведениями романтического стиля.

Используемые в музыкальных школах и училищах этюды русских композиторов – Аленского, Лядова, Глазунова и другие, являющиеся высокохудожественными, инструктивными произведениями, в то же время приобщают учащегося к стилевым особенностям русской фортепианной музыки. Таким образом, работа над этюдами рассматривается не только как техническое упражнение в узком смысле слова (т.е как развитие беглости пальцев, ловкости движений рук и т.п), но и как накопление исполнительного опыта, развитие определенных элементов исполнительского мастерства.

В фортепиано – педагогической практике занимает значительное место и специальная работа над этюдами. Следует отметить, что метод разучивания того или иного этюда, тесно связан с самим материалом, т.е. с типом и строением этюда, а также зависит от степени подвинутости, возраста и индивидуальных особенностей ученика. Поэтому педагогу никак не следует придерживаться в методике работы над этюдами каких – либо универсальных штампов и приёмов.

Первой и непременной задачей педагога является тщательное объяснение ученику при выборе этюда самого задания. Педагог должен рассказать, какова основная цель данного этюда, как материала для развития того или иного технического навыка, как построен этюд в смысле формы и развития материала, каков общий характер его звукового образа. Ученику необходимо дать ясный и четкий план работы над этюдом, указать, как и в какой последовательности следует использовать те или иные приемы разучивания отдельных трудных мест, или всего этюда в целом. Степень детализации таких предварительных объяснений зависит от подвинутости и развития ученика. Естественно, что с начинающими учениками, следует уделять этому предварительному этапу работы больше места, чем с более опытными и зрелыми учащимися. На первом году обучения надо не только самым тщательным образом пояснять задания, но и уделять время разбору этюда на уроке, тем упражнениям и приемам, которыми ученик должен будет в дальнейшем разучивать данный этюд.
Наряду с этим педагог должен постепенно приучать ученика ко всё более и более самостоятельной работе на основе полученного опыта. Весьма полезно, например, задавать с этой целью время от времени этюды, аналогичные по типу ранее выученным, указывая ученику, что данный этюд следует разучивать тем же способом.

После предварительного ознакомления с этюдом и определения плана работы над ним, ученик должен прежде всего приступить к тщательному разучиванию нотного текста, проигрывая этюд в медленном темпе и соблюдая максимальную точность в выполнении нотной записи.

С самых первых лет обучения следует приучить ученика к внимательному и точному чтению нот, соблюдению необходимой аппликатуры, выполнению всех авторских указаний. Проигрывая медленно этюд, ученик должен попутно обдумывать и запоминать его строение, детали текста, аппликатуру. Когда этюд хорошо разобран, следует приступать к разучиванию его на память. Крайне важно требовать от ученика не механического, основного на моторной памяти запоминания материала, а сознательной аналитической работы.

Отдавая себе отчет в гармонии, в структуре фактурного рисунка, в деталях партий и левой руки, ученик быстрее и тверже усвоит текст этюда. Полезно использовать совет А.Б. Гольденвейзера не играть этюд или пьесу целиком, а разделив его на отдельные эпизоды, разучивать по небольшим отрывкам.

Указывая на целесообразность такой работы, А.Б. Гольденвейзер рекомендует не переходить к следующему отрывку, пока хорошо не разобран и не запомнился тот, который в данный момент разучивается. Работая таким образом, ученик легко может в несколько дней запомнить этюд, даже не обладая исключительно хорошей памятью.

Необходимость развития памяти в отношении этюдов это особенно важно, так как, играя долго по нотам, ученик не сможет сосредоточить свое внимание на технической стороне исполнения, на выработке нужных двигательных ощущений. Работая над отдельными фразами, ученик должен учить их не только руками вместе, но и отдельно каждой рукой.
Изучение партии каждой руки отдельно, закрепляется в памяти нотный текст и дает возможность правильно наладить движение, обеспечить нужный характер звучания. Такого рода работа, несмотря на кажущее усложнение процесса разучивания материала, чрезвычайно себя оправдывает, способствуя большей уверенности и точности исполнения. Учащиеся, не работающие над партиями каждой руки отдельно, часто играют небрежно, что особенно сказывается на исполнении аккомпанирующих голосов: например в этюдах, построенных на непрерывной мелодической фигурации на фоне аккордового аккомпанемента, аккордовое сопровождение бывает весьма неточным и неовным по звучанию.

Первая стадия работы должна привести учащегося к уверенному исполнению этюда в медленном темпе, а затем в среднем, при соблюдении требуемой звучности динамических и других указании автора. Только после такой тщательной работы целесообразно приступить к различным заданиям тренировочного характера для дальнейшего технического совершенствования исполнения. Сказанное следует подчеркнуть, потому что часто в практике можно наблюдать как раз обратное: ученик еще не знает хорошо текст, а педагог уже требует от него игры различными способами, техническими вариантами и т.д.

 

Оригинал работы: Работа над этюдами




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*