Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроисходящие перемены в экономической и социальной жизни страны диктуют необходимость качественных изменений характера и содержания труда, повышения уровня академической и социально-профессиональной мобильности, роста конкурентоспособности специалистов.
В динамичных социально-экономических условиях к современному специалисту предъявляют новые требования. Современному специалисту необходимо:
свободно владеть своей профессией;
быть способным к эффективной работе по специальности;
быть конкурентным на рынке труда;
быть способным к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В последнее время профессиональное обучение и образование становятся все более гибкими, отвечающими потребностям личности. Быстрая смена технологий в разных сферах производства и изменения в социальном мире требуют, чтобы профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития молодого специалиста, успешную адаптацию к изменяющемуся миру. Меняются задачи образования, ими становятся не только усвоение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и усвоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач приемов [3].
В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей [1].
Сегодня основной целью профессионального образования является обеспечение социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики. Для реализации, которой в образовании внедряется компетентностный подход, задача которого – формирование ключевых компетенций выпускника. Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворение образовательных запросов личности ставят перед учреждениями СПО задачи по совершенствованию, как содержания образования, так и технологий самого образовательного процесса.
Формирование профессионально значимых качеств у студентов, обучающихся по программам специальности 33.02.01 «Фармация», осуществляется в процессе изучения как общеобразовательных, так и специальных дисциплин согласно рабочей программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 «Фармация».
Одним из наиболее важных направлений формирования профессионально значимых качеств у специалистов является организация исследовательской деятельности студентов, которая способствует формированию когнитивной компетенции.
Современному работнику фармацевтического кластера российской экономики для того чтобы стать полноценным работником на фармпроизводстве или в фармкомпании кроме базового фармацевтического образования, необходимо иметь соответствующие навыки, умения и опыт, а способность применения их в трудовой деятельности – это и есть компетенция.
Анализ компетенций, которые указаны в требованиях к результатам освоения программы фармацевта базовой подготовки по профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием», показал, что в настоящее время задачей управленческого звена является не реализация сформулированных руководством аптечной сети готовых концепций и инструкций, а интерпретация и адаптация стратегических задач для собственной аптеки, а также при необходимости обеспечение реализации этих задач собственными инновационными идеями и решениями. А этому способствует формирование когнитивной компетенции.
Когнитивная компетенция – это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем на основе саморазвития, оценки своих знаний и возможностей их применения. Таким образом, когнитивная компетенция, являясь продуктом обучения студента, представляет следствие его развития и саморазвития[4].
В философском словаре указано, что научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний и является одним из видов познавательной деятельности, которая определяет впоследствии профессиональную компетентность любого специалиста.
Научно-исследовательская деятельность представляет собой совокупность учебно-познавательных процессов, которые позволяют решать педагогические проблемы в результате совместной деятельности педагога и студентов с обязательным достижением конечных результатов и их последующую публичную защиту и презентацию. В этих условиях роль преподавателя сводится к консультированию, помощи, направлению деятельности студентов [2].
Исследовательская деятельность, как и творчество, характеризуется получением нового результата. Студенты на практических занятиях осуществляют этапы исследования:
постановка проблемы;
постановка цели и задач;
выдвижение гипотезы;
выбор методики исследования;
получение маркетинговой информации;
планирование и организация сбора информации;
обязательное условие – анализ, статистическая обработка и собственное заключение.
Анализируя полученные результаты, обучающиеся определяют практическую значимость своего исследования, приобретают навыки саморазвития и умелого их использования для повышения личной конкурентоспособности.
Проблемы и подходы к исследовательской работе у студентов разные. Как известно студенты это народ пытливый, любопытный и творческий, поэтому и темы исследовательских работ очень разнообразны и непредсказуемы. Одна из них, «Роль шпаргалок в жизни студента» показала, что большинство студентов (84% отделения «Фармация» Мурманского медицинского колледжа) часто пользуются шпаргалками для того, чтобы лучше запомнить большое количество учебного материала, а так же для того, чтобы не волноваться при сдаче экзамена. По результатам исследования сформулированы рекомендации, в качестве которых были предложены доступные способы и методы тренировки памяти, а также поливитаминные комплексы (межпредметная связь с фармакологией).
С целью выяснения отношения населения к вопросу безопасности пищевых продуктов было проведено исследование на тему «Пищевая безопасность». Здоровое питание – это здоровая нация, а здоровая нация – это сильное государство! Предмет исследования: отношение населения к выбору пищевых продуктов. Всего было опрошено 50 человек. Результаты и выводы показали, что целевая аудитория имеет высокую удовлетворенность ассортиментом продуктов питания и доверие к отечественному производителю. С целью практической значимости исследования были разработаны рекомендации с учетом нормативной документации по выбору качественных и безопасных продуктов питания.
Проблема правильного питания, ежегодный рост среди населения заболеваний органов пищеварения заинтересовали автора исследовательской работы. При написании курсовой работы было проведено маркетинговое исследование спроса и предложения гепатопротекторов в аптеке. В ходе, которого студенткой были изучены причины развития заболеваний печени и классификация современных гепатопротекторов. Опрос посетителей аптек определил высокую потребность в гепатопротекторных средствах среди населения, а проведенный анализ полноты, глубины, широты ассортимента гепатопротекторных средств показал, что в аптечных организациях города Мурманск гепатопротекторы представлены в полном объеме для полного и своевременного обеспечения населения, нуждающегося в данных лекарственных препаратах.
Следующим этапом для студентки стало исследование, проведенное при написании дипломной работы на тему «Изучение принципов фармацевтического консультирования больных с заболеваниями печени».
По результатам исследования был разработан алгоритм фармацевтического консультирования посетителей аптек, обратившихся за приобретение гепатопротекторов. Увеличение социальной роли фармацевтических работников связано, прежде всего, с их участием в лекарственной терапии, что в последние годы привело к изменению концепции фармацевтического обслуживания. Цель каждого контакта с посетителем – предупреждение, выявление и решение проблем лекарственной терапии. Внедрение алгоритма фармацевтического консультирования в практику аптечных организаций призвано упорядочить и систематизировать работу фармацевта с покупателем.
В заключении можно сказать, что профессиональная компетенция является ситуационной категорией, так как проявляется у субъекта в его способности успешно решать профессиональные задачи в различных ситуациях производственной деятельности, поэтому в качестве необходимых условий ее формирования следует выделить ситуации, моделирующие будущую профессиональную деятельность субъекта обучения.
Так, А. А. Скамницкий подчеркивает, что «суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции» [2]. Задачей научно-исследовательской деятельности является создание оптимальной среды для воспитания гибкого многогранного мышления, освоения научно-информационной базы и современной методологии осмысления действительности, формирование внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразования [4].
Организация исследовательской деятельности студентов позволяет специалисту «на выходе» не только соответствовать определенным рыночным ожиданиям, но и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе, уметь сочетать рыночные и социальные принципы работы в фармацевтической деятельности.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании/ Учебное пособие /Под общ. ред. докт. пед. наук, профессора А. А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.
3. «Психология профессионализма»/учебное пособие/А.К. Маркова/ М.,1996. – 312с.
4. Пантелеева З. В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации» // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1446-1450.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.