Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

"Бережливые" технологии в образовательном процессе

14.11.2019 5915 10428
Кравцова Наталья Николаевна
Кравцова Наталья Николаевна, преподаватель

Рубцовский медицинский колледж

В статье рассматриваются возможности организации образовательного процесса с использованием опыта "бережливого" производства. Принципы данной инновации рассмотрены в приложении к работе по организации обучения в КГБПОУ "Рубцовский медицинский колледж".

Ключевые слова: концепция "Бережливое производство", "бережливое обучение", “Just - in -Time” («Точно в срок»), профессиональные компетенции, «Пока ёкэ» - "защита от ошибок", «Вытягивающая» система подготовки кадров - «Канбан», система стандартизации учебного процесса, организация рабочего (учебного) места (система 5 S), инструмент визуализации.

В настоящее время концепция "Бережливое производство" (Lean) широко используется на предприятиях в технологических процессах производства продукции. По статистике от 60 до 80% всех затрат предприятий, связанных с удовлетворением потребительского спроса на промышленные изделия, приходится на выполнение административных функций. Таким образом, концепция "Бережливое производство" нашла свое применение в офисах и сфере услуг. Использование бережливого производства применительно к образовательному процессу представляет немалый интерес.

Под «бережливым обучением» мы понимаем такую организацию учебного процесса, в ходе которой устраняются потери, влияющие на результативность обучения в системе профессионального образования, в нашем случае качество подготовки выпускников, на контроль которого направлена их первичная аккредитация.

1. Бережливое проектирование процесса профессиональной подготовки. бережливое проектирование процесса профессиональной подготовки “Just - in -Time” («Точно в срок» ) - синхронизация передачи «продукта» с одной стадии подготовки на другую. Овладение профессиональными компетенциями каждого МДК и ПМ должно быть обеспечено на должном уровне, позволяющем приступить к изучению последующих МДК и ПМ. Кроме того, в нашем случае это означает, что при планировании внедрения основной профессиональной образовательной программы в колледже необходимо предусматривать создание условий для получения профессионального образования на более высокой ступени обучения (в вузе), то есть при освоении студентами программ преподаваемых профессиональных модулей уже сейчас обеспечить достаточно высокий уровень овладения профессиональными компетенциями данных модулей на основе симуляционных тренингов и обеспечения контроля знаний и умений при проведении квалификационных аттестаций по ПМ с элементами демо-экзаменов. Следуя данному правилу далее речь идет о необходимости разработки согласованных учебных планов СПО и ВПО по одноименным направлениям подготовки .

2. Предотвращение дефектов в обучающем (производственном) процессе («Пока ёкэ» - "защита от ошибок"). Дефектами в обучении является недостаточный уровень овладения обучающимися теми компетенциями, которые должны быть сформированы в результате изучения определенных учебных курсов для продолжения профессионального обучения. В моей практике реализация этого инструмента состоит в обязательном промежуточном тестировании по вопросам каждой темы МДК, безбоязненной отработке и демонстрации обучаемыми практических навыков, ставшей возможной после внедрения фантомного обучения и создания "Отделения пропедевтики клинических дисциплин" на базе симуляционного центра, итоговой квалификационной аттестации по ПМ Только успешно справившись с содержанием всех дисциплин учебного плана, обучающийся может претендовать на «выходе» из процесса называться специалистом. Важным является использование в образовательном процессе методики организации производственной практики по профилю специальности и квалификационных компетенций модуля непосредственно в отделениях ЛПУ. Такая форма организации занятий способствует формированию навыков общения с пациентом, работниками практического здравоохранения, работы в команде, что обеспечивает успешную последующую адаптацию наших выпускников в условиях реальной организации. Преподаватель колледжа в данном случае не занимается несвойственными функциями детального обучения каждого студента на рабочем месте, а выполняет координаторное и методическое руководство практическим обучением, что позволяет увеличить производительность его труда в других студенческих группах, где он обеспечивает семинарско -практическое обучение.

3.«Вытягивающая» система подготовки кадров («Канбан» - своевременная поставка «продукта» в соответствии с запросами работодателя); В процессе профессиональной подготовки этот инструмент означает подготовку нужного количества востребованных работодателем специалистов. Обратное действие приводит к ненужным бюджетным расходам. Я как рядовой преподаватель не могу влиять на согласованность между запросами рынка труда в ЛПУ и набора в образовательное учреждение, но все же мой вклад в профориентационную работу с выпускниками регионально закрепленной за мной школы позволяет заинтерезовать старшеклассеиков в выборе будущей профессии и соответствующего отделения для обучения, а выпусников колледжа ориентировать в вопросах их трудоустройства.

4.Система стандартизации учебного процесса. Основная цель стандартизации в обучении - создать условия для обеспечения эффективности и результативности обучения, контроля за сформированностью общих и профессиональных компетенций у обучающихся. Как кадровый преподаватель я стараюсь совершенствовать педагогическое мастерство через очные и заочные КПК, работу на сайтах MedQ и НМО, участие в преподавательских и врачебных конференциях различного уровня, подготовку студентов к участию в профессиональных конкурсах общеколледжного и более высоких уровней, руковожу проектной деятельностью как руководитель курсовых и ВКР, осваиваю инновационные формы и методы обучения, такие как симуляционные технологии различных уровней реалистичности, внедрение элементов дуального практического обучения с участием других преподавателей в процесс профессиональной подготовки, что также соответствует требованиям «бережливости», работаю над созданием Программ МДК, КТП, УМКт, разработкой критериев результативности профессионального обучения, Положений о квалификационной аттестации по ПМ, фонда оценочных средств для проведения текущей и квалификационной аттестации обучаемых, позволяющих вовремя выявить и устранить "брак" в подготовке. Как председатель ЦМК ПМ осуществляю методическую и экспертную помощь преподавателям - совместителям, молодым преподавателям ПМ, сотрудничаю с отделением последипломной подготовки специалистов, участвую в разработке методического обеспечения, являюсь членом экспертной группы квалификационной аттестации специалистов среднего звена по специальности "Акушерское дело". Как зав. кабинетами на базе ЛПУ и в симуляционном центре разрабатываю сопроводительную документацию (СИМы) и др. методическое обеспечение работы кабинетов.

Перспективой работы в данном направлении является унифицикация обеспечивающего документооборота, особенно банка контрольно-оценочных материалов ( оценочных чек- листов для применения на различных МДК, проведения квалификационной аттестации, ГИА, профессиональной аккредитации выпускников.

5.Организация рабочего (учебного) места (система 5 S) для осуществления учебного процесса в аудитории. Использование инструмента правильной организации рабочего места устраняет множество потерь  в обеспечении оптимальности структурирования и хранения дидактического материала; создает возможность использования учебных пособий и технических средств обучения сразу несколькими преподавателями по сопряженным дисциплинам и профессиональным модулям. Все свои методические материалы, разработки, УМК преподаватели вводят в программу Методист, (для самостоятельной работы студентов - на сайт колледжа). Также материалы после проверки и унификации предоставляются в библиотеку, что позволяет использовать УМКт и контролирующие материалы коллегам, особенно при необходимости замены заболевшего преподавателя, преподавателям-совместителям, студентам - активно использовать пособия для самоподготовки, сокращая подготовительные этапы аудиторных занятий, провести самоконтроль подготовки к занятиям, а также преподавателям осуществить контрольсамостоятельной работы обучаемых.

В колледже существует кабинетная система обучения, что позволяет продумать оснащение учебных аудиторий актуальным оборудованием. Возможно по согласованию перекрестное тематическое использование преподавателями кабинетов симуляционного центра, что также оптимизирует процесс обучения, позволяет сократить нерациональные материальные затраты на приобретении дублирующего оснащения и оборудования, лишние операции и перемещения на рабочем (учебном) месте, необходимость аренды зданий и помещений для практических и занятий.

6.Инструмент визуализации позволяет оптимально структурировать учебный процесс. Процедуры графического планирования (графики, таблицы, и др.) помогают представить любой процесс (в том числе и образовательный) комплексно. Расписание занятий и расписание промежуточной аттестации размещены на информационных стендах и на сайте колледжа. Перед проведением практических занятий студенты через библиотеку обеспечиваются таблицей тематики семинарско-практических занятий, графиком и содержанием учебной и производственной практики по профилю специальности, перечнями контролирующих вопросов для аттестации по МДК и ПМ. На сайте также размещен лекционный материал по МДК, сопроводительные презентации и видеоматериалы. Лекционные циклы сопровождаются визуальными презентациями. В программе "Сетевой регион" своевременно визуализируется успеваемость студентов по МДК.

Проведенный анализ проблемы использования инструментов бережливого производства в образовательном процессе выявил основные причины и позволил обозначить пути оптимизации подготовки профессионально компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Такой «бережливый» подход к организации обучения в учреждении профессионального образования позволит устранить выше обозначенные потери и максимизировать обучающие и развивающие возможности в подготовке студентов, которые будут потенциально профессионально востребованы на рынке труда.

Список литературы

1.Волкова И.А. "Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации."  Нижневартовский государственный университет, статья в сборнике трудов конференции "Система образования и технологии бережливого производства", 2017.

2.Герасимова А.И.,  Ярмухаметова И. В. «Применение системы 5S в учебных мастерских». Москва, Н, 2016 школа

3. Кострикова Т.В. Выступление на августовском педагогическом совете 2018-2019 уч.год.

4.Некрасова М. Г. "Бережливое производство в образовательном процессе" /Методы менеджмента качества, N 1, 2017.

5.Тэппинг Д., Фабрицио Т. «5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место», 2014




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*