Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование экологического сознания студентов АТЖТ

06.03.2013 384 1853
Глухова О.В., преподаватель химии, биологии, экологии

Алатырский техникум Самарский государственный университет путей сообщения

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.


В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.


Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему. В 70-е годы произошла быстрая экологизация естествознания. Экологический подход становится всеобщим.


На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная,  много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.


Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и  другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране,  снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, до я потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без  долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто.


Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно  считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек имеет возможность  приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств  массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического воспитания и образования населения.


Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обладает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей.


Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов. Кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязаны, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.


Второе условие успеха экологического воспитания - необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого студента на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять свое место в нем и свою ответственность перед ним. Есть два пути формирования экологического сознания: иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства); - рациональный (через убеждение – воздействие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к восстановлению нового типа культуры-культуры экологической.


Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования.


Вряд ли среди студентов нашего техникума можно найти много желающих добровольно «экообразовываться», а вот слушать мифы и легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: «О чем думает любимая собака или кошка» захочет почти каждый. Поэтому эковоспитание должно опираться на эмоции и чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе.


Методика, используемая мной в преподавании экологии студентам сочетает в себе учебную и практическую деятельность. Во время аудиторных занятий студенты занимаются изучением воды, воздуха и почвы, растительного и животного мира. Практические работы нацелены на усиление поисковых и исследовательских способностей студентов и ориентированы на приобщение их к элементам научно-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у студента инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Темы экологических исследований для студентов подбираются, исходя из реалий жизни. После выбора темы исследования студенты изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте  изучения, подбирают необходимое оборудование, заводят дневники.


Тема одной из исследовательских работ: «Оценка состояния окружающей среды по асимметрии листьев березы». Цель данной работы: оценить чистоту воздуха двух районов г.Алатырь. Для проведения исследований по биоиндикации воздушной среды был использован метод сбора и измерения материала для оценки качества среды по березе повислой. В результате проведенных исследований было установлено следующее:

-проведенная работа позволяет определить качество окружающей среды;

-методика проста и доступна;

-растения (в т.ч. береза повислая) на территории нашего города, вблизи автодороги находятся в сильно угнетенном состоянии из-за крайне неблагоприятного воздействия окружающей среды. Но, чем дальше от дороги и различных источников загрязнения, тем меньшее влияние неблагоприятных факторов окружающей среды испытывают на себе растения.


Тема второй работы: «Определение причин возникновения и роста онкологических заболеваний населения г. Алатырь». Цель работы: определить факторы, способствующие росту количества онкологических заболеваний. Задачи:

1) Проанализировать динамику и структуру заболеваемости раком населения г.Алатырь,

2) Установить факторы риска возникновения рака желудка и легких,

3) Выявить связь между ростом онкозаболеваний и ухудшением экологической ситуации.


Результаты исследований:

Из литературных источников известно, что образование злокачественных опухолей в организме человека может быть связано со следующими факторами:

  1. Наследственность (в некоторых семьях замечается предрасположенность к раку определенного органа);
  2. Состояние иммунной системы человека. Нарушение в её работе, связанные с неблагоприятными средовыми воздействиями и генотипическими особенностями организма, при водят к снижению её работоспособности контролировать процесс злокачественного роста клеток;
  3. Канцерогенные факторы среды. Канцерогенными называют вещества либо факторы среды, которые с определенной вероятностью приводят к возникновению рака.
  4. Основными источниками загрязнения окружающей среды канцерогенными веществами являются заводы: «Электроприбор», «Электроавтомат», АЗНХ, Бумажная фабрика, ТЭС, системы теплообеспечения жилых домов.

Для предотвращения увеличения заболеваемости раком населения города необходимо:

Создать в городе службу мониторинга для контроля радиационного фона в разных микрорайонах города, усилить контроль за состоянием воды, почвы, продуктов питания.


На базе АТЖТ- филиал СамГУПС организована молодежная экологическая  волонтерская дружина «Стрела». Члены дружины проводят экологические субботники на закрепленной территории, оказывают помощь ветеранам ВОВ, одиноким престарелым людям, оформляют клумбы на территории техникума.




Студенты групп Л-09 1, В-09-1, ПО-09-1 приняли активное участие в экологическом субботнике, организованном представителями республиканской экологической дружины. Ребята убирали территорию духовой рощи.

Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология - та уникальная область, где каждый человек, будь он ветеринаром или юристом, товароведом или менеджером, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решение, как ему вести себя в окружающем мире. Студенты понимают, что окружает нас живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь. Возможно, многие из них почувствуют себя «добрыми великанами» и не будут творить зло.  

 

Список использованной литературы:

 

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар, 2000-224с

2. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н.Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества// Экологическое образование: концепции и технологии.- Волгоград, 1996-245 с

3. Муравьёва Е.В. Об экологической культуре будущего специалиста. Профессиональное образование. – Казань, 2001. – № 4




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*