Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Представление опыта по теме «Средства формирования экологической культуры у школьников»

08.11.2019 255 553
Гайделис Юлия Борисовна
Гайделис Юлия Борисовна, учитель

Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Томска

Руководствуясь стандартом нового поколения и «Национальной стратегией образования для устойчивого развития в Российской Федерации», педагоги нашей школы в образовательном процессе в урочной и внеурочной деятельности через разные предметные области развивают экологическую грамотность, уточняют ценности и смыслы устойчивого развития, содержащиеся в учебном материале, формируют у подрастающего поколения экологические, социальные и экономические ценности, связанные с приобщением к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, с формированием индивидуальной экологической культуры.

В центре внимания – ценность знаний и действий для гармонизации общества и природы.

На урочной и внеурочной деятельности педагоги применяют культурологический подход, который является основой формирования ценностей устойчивого развития. Для обучающихся решаются общекультурные задачи экологического образования, которые отражены в личностных и метапредметных результатах.

Работая над формированием ценностей, педагоги используют зелёную аксиому «считаться с тем, что есть границы дозволенного природой», реализовывали принцип Хартии Земли «Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений».
В ходе мировых исследований были сформулированы «зеленые аксиомы» и на их основе выстроена и апробирована концентрическая модель их введения в содержание общего образования, начиная с дошкольного возраста до выпускных классов общего среднего образования. Она ориентирована на последовательное и преемственное введение учащихся в поле экологического и нравственного императивов, («как жить») на пути в общество устойчивого развития.

Модель реализуется не через добавление «инородного» учебного материала в учебный предмет, а через придание уже имеющемуся в предмете учебному материалу новых значений и смыслов для устойчивого развития.
Инструментом сквозного вхождения образования для устойчивого развития в содержание разных школьных предметов выступает «опредмечивание» «зеленых аксиом», то есть, их «перевод» на язык этих предметов.

«Пропущенные» через содержание всего общего образования, «зеленые аксиомы» позволяют учащимся убедиться в универсальности и объективности экологического императива, побуждают считаться с ним, управляя своими желаниями и действиями, мыслить в координатах «необходимое – возможное».
Они учатся действовать с учетом запаса «прочности» природы, общества и человека, ценить природное и культурное разнообразие, соизмерять свои действия
О проблемах экологии мы стараемся говорить не только на географии, экологии, биологии, но и на других уроках. Я, как учитель русского языка и литературы, остановлюсь на своём предмете.

Мы знаем, что экологические проблемы были затронуты еще несколько столетий назад в творчестве писателей и поэтов.
Образы природы занимают видное место в творчестве поэтов и писателей. С их помощью одни выражали самые разнообразные чувства, другие осмысливали взаимоотношения человека и природы. Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе. Они заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Начиная с 5 класса, обращаясь к пословицам, поговоркам и другим жанрам на тему природы, мы акцентируем внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому. Здесь мы проводим связь с зеленой аксиомой, которая говорит о том, что нужно «…оглядываться на свой экологический след, учиться зеленому потреблению»
Или, например, сказ П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». На примере этого произведения мы показываем связь литературы с зеленой аксиомой, которая говорит нам о том, что нужно «…считать и экономить ресурсы, искать смыслы жизни не в потребительстве». Ведь хозяйка выступает хранительницей природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе.

В 6 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» мы находим проблему, которую поднимает автор, и определяем пути ее решения. Мысль о том, что природа может погибнуть, а человек предстаёт, как разрушитель, тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.

На уроках литературы в старших классах проблемы взаимоотношения человека и природы и связь с зелеными аксиомами помогают выпускникам при написании сочинений по русскому языку по проблеме с экологией.

Не оставляют в покое люди и дикую природу. Осваивая её богатства, истребляет человек и животных, и птиц. Люди не задумываются о том, что природа и животные тоже живые . Здесь мы предлагаем ребятам 5-х, 6-х, 7 –х классов исследовательскую проектную деятельность. В течение года, останавливаясь на определённой теме, ребята исследуют проблему, ищут пути ее решения. А в конце апреля происходит защита проектов и обмен опытом.

Также мы закрепляем свою деятельность посещением городских программ, напрямую связанных с экологией.
Таким образом, формировать ценности устойчивого развития на основе культурологической теории можно с помощью различных методов и приёмов на различных уроках. Ведь мы не можем равнодушно относиться к тому, что сейчас происходит в окружающей среде. Нам хочется донести до обучающихся то , что мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону. Несмотря на то ,что в мире создаётся множество организаций по защите и охране природы, хочется донести основную мысль: каждый способен изменить жизнь к лучшему! Беречь природу необходимо не только ради настоящего, но и ради будущего!

«Зеленые аксиомы» учат действовать с учетом запаса «прочности» природы, общества и человека, ценить природное и культурное разнообразие, соизмерять свои действия.

Литература:

1. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность : монография. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.

2. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания общего экологического образования: Монография – М.: Образование и экология, 2011. – 152 с.

3. Материалы XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. – Санкт-Петербург, 2010. – 374 с.

4.Ягодин Г.А. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2003. № 4. С.3-7.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*