Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНет, пожалуй, ни одной музыкальной профессии, более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер–пианист.
Специфика работы концертмейстера имеет свою особенность: без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене – концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.
Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.
Концертмейстерское дело можно представить в трёх аспектах:
1.Деятельность музыкантов-пианистов, выступающих на концертной эстраде солистом и полноправным партнёром.
2. Деятельность концертмейстера, разучивающего партии в театрах и филармониях.
3. Учебную деятельность в ССУЗах и ВУЗах на факультетах эстрадного искусства.
За свою жизнь я работала в классах духовых, струнных, народных, инструментов, а также много лет я проработала в классе вокала: академического и эстрадного. Основываясь на своём опыте, могу с уверенностью сказать, что наиболее сложной считаю работу именно с вокалистами.
В настоящее время одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства является эстрадное пение. Сегодня, когда эстрада переполнена низкопробными, в художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими оборотами, особенно важно познакомить слушателей с подлинными вершинами джазово-эстрадного наследия как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре, выработать у них верные вкусовые ориентиры, сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.
Ещё более востребованными в современных условиях на уроках эстрадного вокала оказываются творческие способности концертмейстера, умение подбирать аккомпанемент «на слух», транспонирование произведения в любой тональности, а так же навыки импровизации. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль совместного общения, партнёрства и обмена информацией. В итоге можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: педагог, пианист, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог.
Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером?
Эстрадное пение предполагает исполнение на сцене произведения под фонограмму с использованием микрофона. Какова же роль концертмейстера?
Прежде всего, концертмейстер должен хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане: уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого; видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению; владеть навыками игры в ансамбле; уметь транспонировать; знать основы вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать текст солисту, компенсировать там, где это необходимо темп, настроение, характер, в случае надобности- незаметно подыграть мелодию.
Концертмейстерская область музицирования предполагает владение всем арсеналом пианистического мастерства.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора, а так же не малыми творческими способностями. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного; уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; владеть навыками импровизации (уметь видоизменить мелодическую линию в связи с индивидуальными особенностями голоса вокалиста); а также уметь играть простейшие стилизации, без подготовки, фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре, что особенно актуально в классе эстрадно-джазового вокала, поскольку очень часто концертмейстеру приходится подбирать понравившуюся ученику песню «на слух».
Специфика игры концертмейстера для вокалистов - эстрадников состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником «второплановым», предоставляя, таким образом, возможность наибольшего самовыражения для солиста. «Отрицательной» стороной работы концертмейстера в классе эстрадного вокала является необходимость «самопожертвования» - в тех случаях, когда солист выступает на сцене под «минус», а работа, проделанная концертмейстером в классе при разучивании произведения, остаётся «за кадром».
Помимо вышесказанного, концертмейстеру эстрадных вокалистов приходится приспосабливать своё видение исполняемого произведения к исполнительской манере солиста.
При всей многогранности деятельности концертмейстера, необходимым условием творческого процесса является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении.
Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входят подбор и адаптация музыкального материала с учётом индивидуальных способностей каждого ученика. При этом критерии отбора репертуара для учащегося - вокалиста становятся его индивидуально - личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а так же задачи, которые педагог ставит перед учеником.
Выразительное исполнение концертмейстера создаёт необходимое эмоциональное состояние, способно увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувстованию оттенков , штрихов, кульминации.
Работа концертмейстера основывается прежде всего на всестороннем анализе произведения, как фортепианной, так и вокальной партий, на выявление стилистических особенностей, технических трудностей, поиска средств выразительности . Концертмейстеру полезно ознакомиться с творчеством композитора, историей создания и особенностями произведения, спецификой жанра, форма сочинения.
Также важным аспектом в работе концертмейстера является владение навыками игры в ансамбле. Игра в ансамбле – это вид музицирования, который предъявляет к его участникам ряд особых требований. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречно четкого ритма. Несовершенное воспроизведение солистом - учеником особо сложных ритмических фигур очень часто является предметом кропотливой работы над этим как педагога, так и концертмейстера. Одна из специфических сторон игры в ансамбле фортепиано с вокалистами состоит в том, что концертмейстер в своей партии обязан учитывать моменты дыхания. Солист - вокалист и пианист в художественном смысле становятся единым музыкальным организмом. Концертмейстер, словно дирижер, является организатором музыкального процесса и времени.
Помимо знания репертуара, концертмейстер должен уметь распеть вокалиста на материале джазовых упражнений, предназначенных для развития вокальной техники; знать и учитывать ритмические и стилистические особенности при исполнении джаза, а также иметь ввиду индивидуальные особенности голоса, его диапазон, тембр и т.д.
Все знают, что джазовый вокал отличается от эстрадного и оперного в принципе. С помощью джаза можно показать феерию эмоций и чувств не только словами. Чтобы петь джаз, сначала, нужно просто научиться петь. Просто изучение джазовых приемов не даст особого результата. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, научиться пользоваться резонаторами, отработать вокальные приемы субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды.
Джазовый вокал произошёл от блюзового пения. В блюзе и джазе вторая доля поётся и играется с «отставанием», а в танцевальных ритмах – наоборот, с «подхлёстом».
В музыке такие типы смещения создают фразировку «ground – beat» и «off - beat», которая наполняет её энергией.
Фразировка «off - beat» пришла в джаз из блюза, поэтому с помощью её создаётся энергия «свинга». В интонировании блюзовая нота берётся не в «лоб», а с «подъездом» и также пластично, с помощью «глиссандо» соединяются две блюзовые ноты.
Другой вид джазового пения – это «СКЭТ», что означает подражание инструменту, его артикуляции и тембру. Изобрёл его Луи Армстронг.
Искусство джазового вокала основано на трёх основных стилистических особенностях:
1. «Парадоксальный саунд»
2. Заниженное интонирование
3. Фразировка «off - beat»
Суть в том, что если критерий академического пения - это «бельканто», то в джазе – это «парадоксальный саунд», т.е. это определённая манера исполнения, тембр голоса, оригинальный репертуар.
Ещё одним из условий в развитии джазового пения является пение с «плюсом», т.е. вместе с солистом.
В своей работе мы используем вокальные джазовые упражнения В.Ровнера (г.Санкт-Петербург, 2006г.).
Данные упражнения основаны на технических приёмах «ground – beat» и «off - beat» (т.е смещение акцентов на первую и вторую доли) и предназначение для овладения «свингом» и подготовки пения скэтов.
Эти упражнения дают представление о ритмической структуре в джазе, развивают точное интонирование в диатонике, хроматизме и скачках.
Постепенное усложнение мелодических и ритмических форм позволяют подойти к форме собственной свободной импровизации.
Гармонический каркас аккомпанимента позволяет певцу точно ориентироваться в мелодике и ритме каждого упражнения.
В основе джазового аккомпанимента стоят следующие задачи:
1. Умение слышать и слушать партию солиста с сопровождающей его партию соответствующей гармонии
2. Возможности преодоления трудностей ритмического порядка в условиях коллективного музицирования
3. Необходимо всегда учитывать природу голосовых данных, амплитуду дыхания, тембр, выразительные возможности голоса
Ю.Чугунов - «Весь в перьях сад»; эта песня весьма развёрнута по форме и содержанию, написана в ритме блюза. Партия певца поддерживается красочной гармонией, которое помогает певцу почувствовать широкую амплитуду в исполнении песни, широту дыхания.
В средней части композитор представляет очень красивую мелодическую импровизацию, которую исполняет концертмейстер, и, которая, безусловно привносит в содержание этой песни необычайно яркие краски, характеризуя романтический образ песни и даёт соответствующий настрой певцу. Ансамбль певца и концертмейстера в данном произведении – это единение мыслей и чувств, возникающих в результате исполнения.
Ещё одной из замечательных форм аккомпанимента является совместное музицирование в ансамбле. Данная форма исполнения способствует креативному мышлению, постижению различных нюансов, единству мышления в создании ансамбля, умению слышать и понимать друг друга, и, в конечном итоге, способствует развитию личности музыканта. В связи с этим, открываются новые перспективы и горизонты для исполнителя – ансамблиста. В своей работе концертмейстера я активно использую и привлекаю музыкантов других специальностей для создания различных ансамблей: это саксофон, бас – гитара, ударные. Подобная форма музицирования очень нравится студентам и активизирует их работу. Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.
Работа концертмейстера в классе джазового вокала требует большого диапазона знаний, навыков и умений, поскольку репертуар у вокалистов требует решения сложных и многообразных задач, в результате которых рождается настоящее искусство.
В заключении хочется сказать, что работа концертмейстера отличается многогранностью. Она заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство - это искусство. Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности. За редким исключением она не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брагина О. « О работе над музыкальным произведением. // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3» – М.: Музыка, 1971. – с.77-91.
2. О работе концертмейстера. – Сост. М. А. Смирнов. – М.: Музыка, 1974 г.
3. Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор». - М.: Радуга, 1987 г. – 432 с.
4. Володина С.Н. «О роли образных ассоциаций в воспитании музыкантов». Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.
5. Володина С.Н. «Особенности аккомпанемента с листа и развитие навыков чтения с листа при обучении начинающих концертмейстеров» Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.
6. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения.» М.: Музыка, 1961 г.
7. Кубанцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» Музыка в школе. №2, 2001 г.
8. Кубанцева Е.И. «Методика работы над фортепианной партией пианиста- концертмейстера.» Музыка в школе. №4, 2001 г
9. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога». М.: 1996
10.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для ВУЗов. / Е.И. Кубанцева. М.: Академия , 2002
11.Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств/ О.А. Нерушева// Молодой учёный. -2013-№7
12.Казаченкова В.В. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.