Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала

18.10.2019 33 57
Доронина Светлана Николаевна
Доронина Светлана Николаевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Нет, пожалуй, ни одной музыкальной профессии, более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер–пианист.

Специфика работы концертмейстера имеет свою особенность: без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене – концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.

Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Концертмейстерское дело можно представить в трёх аспектах:
1.Деятельность музыкантов-пианистов, выступающих на концертной эстраде солистом и полноправным партнёром.
2. Деятельность концертмейстера, разучивающего партии в театрах и филармониях.
3. Учебную деятельность в ССУЗах и ВУЗах на факультетах эстрадного искусства.

За свою жизнь я работала в классах духовых, струнных, народных, инструментов, а также много лет я проработала в классе вокала: академического и эстрадного. Основываясь на своём опыте, могу с уверенностью сказать, что наиболее сложной считаю работу именно с вокалистами.
В настоящее время одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства является эстрадное пение. Сегодня, когда эстрада переполнена низкопробными, в художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими оборотами, особенно важно познакомить слушателей с подлинными вершинами джазово-эстрадного наследия как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре, выработать у них верные вкусовые ориентиры, сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.

Ещё более востребованными в современных условиях на уроках эстрадного вокала оказываются творческие способности концертмейстера, умение подбирать аккомпанемент «на слух», транспонирование произведения в любой тональности, а так же навыки импровизации. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль совместного общения, партнёрства и обмена информацией. В итоге можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: педагог, пианист, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог.

Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером?
Эстрадное пение предполагает исполнение на сцене произведения под фонограмму с использованием микрофона. Какова же роль концертмейстера?

Прежде всего, концертмейстер должен хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане: уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого; видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению; владеть навыками игры в ансамбле; уметь транспонировать; знать основы вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать текст солисту, компенсировать там, где это необходимо темп, настроение, характер, в случае надобности- незаметно подыграть мелодию.
Концертмейстерская область музицирования предполагает владение всем арсеналом пианистического мастерства.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора, а так же не малыми творческими способностями. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного; уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; владеть навыками импровизации (уметь видоизменить мелодическую линию в связи с индивидуальными особенностями голоса вокалиста); а также уметь играть простейшие стилизации, без подготовки, фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре, что особенно актуально в классе эстрадно-джазового вокала, поскольку очень часто концертмейстеру приходится подбирать понравившуюся ученику песню «на слух».

Специфика игры концертмейстера для вокалистов - эстрадников состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником «второплановым», предоставляя, таким образом, возможность наибольшего самовыражения для солиста. «Отрицательной» стороной работы концертмейстера в классе эстрадного вокала является необходимость «самопожертвования» - в тех случаях, когда солист выступает на сцене под «минус», а работа, проделанная концертмейстером в классе при разучивании произведения, остаётся «за кадром».
Помимо вышесказанного, концертмейстеру эстрадных вокалистов приходится приспосабливать своё видение исполняемого произведения к исполнительской манере солиста.

При всей многогранности деятельности концертмейстера, необходимым условием творческого процесса является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении.
Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входят подбор и адаптация музыкального материала с учётом индивидуальных способностей каждого ученика. При этом критерии отбора репертуара для учащегося - вокалиста становятся его индивидуально - личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а так же задачи, которые педагог ставит перед учеником.

Выразительное исполнение концертмейстера создаёт необходимое эмоциональное состояние, способно увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувстованию оттенков , штрихов, кульминации.
Работа концертмейстера основывается прежде всего на всестороннем анализе произведения, как фортепианной, так и вокальной партий, на выявление стилистических особенностей, технических трудностей, поиска средств выразительности . Концертмейстеру полезно ознакомиться с творчеством композитора, историей создания и особенностями произведения, спецификой жанра, форма сочинения.

Также важным аспектом в работе концертмейстера является владение навыками игры в ансамбле. Игра в ансамбле – это вид музицирования, который предъявляет к его участникам ряд особых требований. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречно четкого ритма. Несовершенное воспроизведение солистом - учеником особо сложных ритмических фигур очень часто является предметом кропотливой работы над этим как педагога, так и концертмейстера. Одна из специфических сторон игры в ансамбле фортепиано с вокалистами состоит в том, что концертмейстер в своей партии обязан учитывать моменты дыхания. Солист - вокалист и пианист в художественном смысле становятся единым музыкальным организмом. Концертмейстер, словно дирижер, является организатором музыкального процесса и времени.

Помимо знания репертуара, концертмейстер должен уметь распеть вокалиста на материале джазовых упражнений, предназначенных для развития вокальной техники; знать и учитывать ритмические и стилистические особенности при исполнении джаза, а также иметь ввиду индивидуальные особенности голоса, его диапазон, тембр и т.д.
Все знают, что джазовый вокал отличается от эстрадного и оперного в принципе. С помощью джаза можно показать феерию эмоций и чувств не только словами. Чтобы петь джаз, сначала, нужно просто научиться петь. Просто изучение джазовых приемов не даст особого результата. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, научиться пользоваться резонаторами, отработать вокальные приемы субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды.
Джазовый вокал произошёл от блюзового пения. В блюзе и джазе вторая доля поётся и играется с «отставанием», а в танцевальных ритмах – наоборот, с «подхлёстом».

В музыке такие типы смещения создают фразировку «ground – beat» и «off - beat», которая наполняет её энергией.
Фразировка «off - beat» пришла в джаз из блюза, поэтому с помощью её создаётся энергия «свинга». В интонировании блюзовая нота берётся не в «лоб», а с «подъездом» и также пластично, с помощью «глиссандо» соединяются две блюзовые ноты.
Другой вид джазового пения – это «СКЭТ», что означает подражание инструменту, его артикуляции и тембру. Изобрёл его Луи Армстронг.

Искусство джазового вокала основано на трёх основных стилистических особенностях:

1. «Парадоксальный саунд»
2. Заниженное интонирование
3. Фразировка «off - beat»

Суть в том, что если критерий академического пения - это «бельканто», то в джазе – это «парадоксальный саунд», т.е. это определённая манера исполнения, тембр голоса, оригинальный репертуар.
Ещё одним из условий в развитии джазового пения является пение с «плюсом», т.е. вместе с солистом.
В своей работе мы используем вокальные джазовые упражнения В.Ровнера (г.Санкт-Петербург, 2006г.).
Данные упражнения основаны на технических приёмах «ground – beat» и «off - beat» (т.е смещение акцентов на первую и вторую доли) и предназначение для овладения «свингом» и подготовки пения скэтов.
Эти упражнения дают представление о ритмической структуре в джазе, развивают точное интонирование в диатонике, хроматизме и скачках.

Постепенное усложнение мелодических и ритмических форм позволяют подойти к форме собственной свободной импровизации.
Гармонический каркас аккомпанимента позволяет певцу точно ориентироваться в мелодике и ритме каждого упражнения.

В основе джазового аккомпанимента стоят следующие задачи:

1. Умение слышать и слушать партию солиста с сопровождающей его партию соответствующей гармонии
2. Возможности преодоления трудностей ритмического порядка в условиях коллективного музицирования
3. Необходимо всегда учитывать природу голосовых данных, амплитуду дыхания, тембр, выразительные возможности голоса
Ю.Чугунов - «Весь в перьях сад»; эта песня весьма развёрнута по форме и содержанию, написана в ритме блюза. Партия певца поддерживается красочной гармонией, которое помогает певцу почувствовать широкую амплитуду в исполнении песни, широту дыхания.

В средней части композитор представляет очень красивую мелодическую импровизацию, которую исполняет концертмейстер, и, которая, безусловно привносит в содержание этой песни необычайно яркие краски, характеризуя романтический образ песни и даёт соответствующий настрой певцу. Ансамбль певца и концертмейстера в данном произведении – это единение мыслей и чувств, возникающих в результате исполнения.

Ещё одной из замечательных форм аккомпанимента является совместное музицирование в ансамбле. Данная форма исполнения способствует креативному мышлению, постижению различных нюансов, единству мышления в создании ансамбля, умению слышать и понимать друг друга, и, в конечном итоге, способствует развитию личности музыканта. В связи с этим, открываются новые перспективы и горизонты для исполнителя – ансамблиста. В своей работе концертмейстера я активно использую и привлекаю музыкантов других специальностей для создания различных ансамблей: это саксофон, бас – гитара, ударные. Подобная форма музицирования очень нравится студентам и активизирует их работу. Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра.

Работа концертмейстера в классе джазового вокала требует большого диапазона знаний, навыков и умений, поскольку репертуар у вокалистов требует решения сложных и многообразных задач, в результате которых рождается настоящее искусство.
В заключении хочется сказать, что работа концертмейстера отличается многогранностью. Она заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство - это искусство. Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности. За редким исключением она не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Брагина О. « О работе над музыкальным произведением. // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3» – М.: Музыка, 1971. – с.77-91.
2. О работе концертмейстера. – Сост. М. А. Смирнов. – М.: Музыка, 1974 г.
3. Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор». - М.: Радуга, 1987 г. – 432 с.
4. Володина С.Н. «О роли образных ассоциаций в воспитании музыкантов». Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.
5. Володина С.Н. «Особенности аккомпанемента с листа и развитие навыков чтения с листа при обучении начинающих концертмейстеров» Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.
6. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения.» М.: Музыка, 1961 г.
7. Кубанцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» Музыка в школе. №2, 2001 г.
8. Кубанцева Е.И. «Методика работы над фортепианной партией пианиста- концертмейстера.» Музыка в школе. №4, 2001 г
9. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога». М.: 1996
10.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для ВУЗов. / Е.И. Кубанцева. М.: Академия , 2002
11.Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств/ О.А. Нерушева// Молодой учёный. -2013-№7
12.Казаченкова В.В. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*