Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно – исследовательская деятельность со студентами в рамках внедрения ФГОС (из опыта работы)

21.02.2013 962 5240
Краскова Ольга Владимировна
Краскова Ольга Владимировна, преподаватель специальных дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Современное содержание образования, в рамках внедрения ФГОС, коренным образом отличается от предшествующего своими целями, компонентами и заданными результатами. Одновременно осуществлен процесс его усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Устранить это противоречие возможно внедрением в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования научно-исследовательской работы со студентами.

Общепризнанно, что информационные технологии быстро развиваются, а каждые 3-5 лет происходят значительные изменения как в технологиях, так и в требованиях к специалистам.

Дефицит кадров в сфере IT велик, но требования к сотрудникам работодатели практически  не снижают, слишком высока ответственность и цена ошибки этих специалистов. Спрос на специалистов сферы информационных технологий в среднем превышает предложение на 25 % (например, недельная статистика на одном из сайтов  в  секторе ИТ: размещено 545 вакансий и 180 резюме).

Особенность профессии IT – специалиста состоит в том, что, как правило, в компании больше никто не разбирается в данной теме.  Никто не может проверить качество работы, выступить в качестве  советчика и помощника, обсудить вопрос профессионально.

 

Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.

Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

 

Ключевыми компетенциями будущего специалиста в области информационных технологий являются:

  • академические компетенции,  включающие способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
  • социально-личностные компетенции,включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;
  • профессиональные компетенции, включающие знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

 

         Профессиональные компетенции будущего специалиста в области информационных технологий развиваются за счет включения в различные виды деятельности:

  • в аналитическую деятельность
  • в производственно-технологическую  деятельность
  • в проектно – конструкторскую деятельность
  • в научно-исследовательскую  деятельность
  • в консалтинговую деятельность
  • в организационно-управленческую деятельность
  • в инновационную деятельность.

 

Неотъемлемой частью развития профессиональных компетенций является научно-исследовательская деятельность. Поэтому, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу считаю важным и необходимым условием развития ключевых компетенций выпускника специальностей «Программное обеспечение ВТ и АС», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Программирование в компьютерных системах», «Компьютерные комплексы  и системы».

Исследовательский подход к процессу обучения будущих специалистов по компьютерным дисциплинам является одним из актуальных направлений организации самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений в рамках внедрения ФГОС 3 поколения, а также позволяет подготовить их к самореализации в современных условиях автоматизации рабочего места и дальнейшему самообразованию.

 

Исследовательская работа организуется с целью:

  • включения студентов в опытно-экспериментальную работу, способствующую творческой деятельности;
  • формирования навыков ведения исследований.

 

      Целью организации научно-исследовательской работы студентов является углубленное изу­чение учебного материала, овладение исследовательскими методами познания, современной методикой научных исследований.

 

Основными задачами организации научно-исследовательской деятельности являются:

а) широкое привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе;

б) развитие всех форм научно-исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;

в) активное участие в интеллектуальной жизни колледжа, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ.

 

Научно-исследовательская работа студентов организуется в следующих на­правлениях:

 

- Разработка электронных средств обучения с целью повышения качества образования студентов;

 

- Разработка программных продуктов для автоматизации организации учебного процесса;

 

- Разработка программного сопровождения различных внеклассных мероприятий;

 

- Изучение различных программных продуктов, не включенных в образовательный стандарт и создание различных проектов с их использованием.

 

Результативность исследовательской работы повышается в зависимости от уровня, качества ее организации и, прежде всего, широкой и продуманной программы учебно- и научно-исследовательской работы студентов, и дифференциации по курсам, целенаправленного планирования самостоятельной работы. Применяемые мною формы организации научно-исследовательской деятельности отражают системный подход к включению студентов в исследовательскую работу, обеспечивают индивидуальный подход к обучающимся.

 

Основу моей педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.

 

Для организации научно-исследовательской деятельности студентов используются разнообразные формы,  методы, средства и технологии учебно-воспитательного процесса, такие как:

а) уроки-исследования;

б) выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руко­водством преподавателей; 

в) участие в предметных олимпиадах;

г) написание курсовых работ;

д) участие в ежегодной научной конференции колледжа;      

е) участие в краевых конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ.

 

На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций (таблица 1):

Таблица №1

Задачи          

Умения, навыки    

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений         

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.

Аналитические компетенции,

социально-личностные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений         

Усвоение фактического материала по предмету

Аналитические компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Социально-личностные компетенции

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений          

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы         

Профессиональные компетенции

 

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке-исследовании ребята овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности студентов, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень) уровню. Собственный опыт использования данной технологии позволил мне соотнести возрастные группы студентов с уровнями уроков-исследований (таблица 2).

 

Таблица №2

Уровень урока, вид исследования, возрастная группа

Деятельность учителя     

Деятельность студентов

Начальный 1 уровень

1 курс

Обучение исследованию

Повторение основных ступеней исследовательской деятельности. Формулировка проблемы, сообщение темы и цели исследования.

 Учебный процесс строится с использованием терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д.

Проблемные вопросы:

·         Каковы этапы деятельности исследования?

·         Что такое гипотеза?

·         Какое можно выдвинуть предположение?

·         Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

Отвечают на поставленные вопросы. Работают по алгоритму. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске (уроки-исследования)

Продвинутый 2 уровень

2 курс

Обучающее исследование

Повторение основных ступеней исследовательской деятельности.

Формулировка проблемы.

Подведение студентов к пониманию темы и цели исследования.

Возвращение к  схеме исследовательской деятельности по необходимости.

Проблемные вопросы:

·         С чего необходимо начать исследование?

·         Что нужно выяснить?

·         Как это сделать?

·         Как поступил бы исследователь на этом этапе работы?

·         Верный ли вы сделали выбор?

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с преподавателем. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы.

Высший 3 уровень

3-4 курс

Творческое исследование  

Формулировка проблемы.

Самостоятельное формулирование студентами темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организация индивидуальной работы и деловое общение студентов в группах или парах.

Проблемные  вопросы:

· Ясна ли цель работы?

· Все ли понятно в выданных материалах?

· На каком этапе работы находитесь?

· Уложитесь ли по времени?

· Каков итог работы?

Оценка результатов работы.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи преподавателя (творческие проекты, курсовые работы)


Таким образом, освоение студентами исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности в их исследовательской учебной деятельности.

 

Внеурочная деятельность студентов только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Ребята, имеющие повышенный уровень мотивации к учению, изучают различные информационные технологии и разрабатывают программные продукты. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учащихся, представленные на научно-практические конференции разного уровня.

 

Таким образом, исследовательский подход к процессу обучения будущих IT специалистов является одним из актуальных  направлений организации учебной и внеучебной работы студентов средних специальных учебных заведений и позволяет:

  • привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе;
  • формировать у студентов   навыки и умения исследовательской работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;
  • развить гибкое интегрированное мышление;
  • выработать творческий подход к профессиональной деятельности.

При этом исследовательский подход к процессу обучения будущих специалистов по компьютерным дисциплинам станет одним из актуальных  направлений организации самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, а также позволит подготовить их к самореализации в современных условиях автоматизации рабочего места и дальнейшему самообразованию.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*