Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка

23.09.2019 179 638
Парамонова Виктория Сергеевна
Парамонова Виктория Сергеевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Главная задача образования - воспитание творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В данное время нет вопроса более важного и одновременно более сложного, чем организация самостоятельной работы образовательного процесса.

Самостоятельная работа наиболее правильно определена И.А. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» (2).

Самостоятельная работа студентов отличается от других учебных занятий тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы. «Самостоятельная работа завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» (1). Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. Так, например, до 70 % студентов 1 курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания. Именно поэтому одна из основных задач преподавателя  - помочь студентам в организации их самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это активные формы и методы обучения, единство учебно-воспитательной и научно-производственной работы, сотрудничество студента с преподавателем. Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной.

Цель самостоятельной работы – обучить студента осознанно и самостоятельно работать с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов:

- обучающие задания, при которых преподаватель предъявляет студентам задание и показывает, как его делать;

- тренировочные упражнения – выполнение задания по образцу;

- поисковые задания – самостоятельно выполненные студентами.

Следует отметить, что задания для самостоятельной работы должны дифференцироваться.

Нужно выявить виды заданий для самостоятельной работы, при которых студенты испытывают трудности, и определить условия для успешного и своевременного их выполнения.

В связи с этим были разобраны следующие вопросы:

- какие трудности испытывают студенты при выполнении своей самостоятельной работы;

- какие виды домашних заданий являются для них наиболее трудными и требуют много времени;

- почему те или другие типы заданий являются трудными;

- что мешает студентам вовремя и верно делать сложные самостоятельные задания;

- что может облегчить выполнение сложных заданий и повысить эффективность самостоятельной работы студентов по иностранному языку.

Процесс обучения иностранному языку реализуется в следующих взаимосвязанных формах:

  • аудиторная работа под руководством преподавателя;
  • самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время.

Виды самостоятельных работ, при которых студенты испытывают сложности:

- перевод с русского языка на английский;

- задания типа «рассказать, пересказать, сообщить устно»;

- лексико-грамматические упражнения;

- чтение и понимание текста как вид задания;

- составление диалогов.

Для успешного и своевременного выполнения самостоятельных заданий необходим ряд условий.

Первое условие: умение правильно и регулярно выполнять каждое задание. Кроме этого студенты обязаны получить от преподавателя указания о порядке всех действий в домашнем задании. Важно также учитывать фактор времени: продолжительность самостоятельной работы. Задача преподавателя – научить студента укладываться во времени, соблюдать темп, выполняя любое задание.

Второе условие: выполнение большей части работы каждым студентом в аудитории, активность студентов на занятиях. В связи с этим необходимо:

- выполнять похожие виды работ на занятии;

- убедить студентов, что языковой материал для домашней работы усвоен;

- объяснить на занятии правильные методы работы, порядок выполнения самостоятельной домашней работы.

Третье условие: нужно обладать устойчивым словарным запасом, знать минимум слов, а также отрабатывать неизвестные слова любого конкретного задания с преподавателем. Поэтому перед преподавателем стоит серьезная и четкая задача по введению и закреплению лексики для чтения и устной речи. В связи с этим следует широко применять лексические упражнения, обучающие и тренировочные программы по расширению словарного запаса на аудиторных занятиях, применяя такие виды заданий как:

- расширение семантического круга многозначных слов уже известных студентам в основных своих значениях;

- овладение новыми словами через семантику известных слов (синонимы, омонимы, антонимы);

- расширение словарного запаса за счет дальнейшего изучения словарных гнезд на основе известных корневых и производных слов;

- изучение новых сложных слов, фразеологических оборотов и идиом в связном тексте, состоящем, в основном, из известных студентам слов и т.д.

Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад в культуру умственного труда студентов за счет вырабатывания таких характерных учебных умений, как пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Все это учит студентов делать самостоятельно, формирует предпосылки для развития потребности в лингвистическом самообразовании.

Четвертое условие: наличие хорошего учебника и учебных материалов. Именно учебник должен определять систему самостоятельной работы студентов, содержать конкретные задания с полными алгоритмическими предписаниями – инструкциями.

 Пятое условие: личностные характеристики, а именно, целеустремленность, воля, усидчивость, организованность, а также интерес и желание к изучению иностранного языка.

Типичным примером самостоятельной работы является метод кейсов. Кейсы дают основу для дискуссий, в ходе которых студенты анализируют ситуацию, предлагают варианты ее решения, высказывают свое мнение.

Метод case-study, являясь сравнительно новым и эффективным методом преподавания иностранных языков, широко используется при обучении студентов разных специальностей.

     Примеры тематики кейсов:

- Завершающие проектные работы по разделам рабочей программы. Например, «Электромобили или бензиновый двигатель: что лучше? Аргументируйте свой выбор»

- Заключительная беседа по темам разделов рабочей программы. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков для СПО, например, «Информационные технологии», «Образование в современном мире», «Изучение иностранных языков» и проч.

- Исследовательский кейс для студентов специальности «Повар, кондтер», являющийся завершающимся этапом изучения раздела «Национальные обычаи» рабочей программы по английскому языку, содержащего темы: «В ресторане», «Британская кухня», «Американская кухня», «Русская кухня», «Кулинарные рецепты», «Основные принципы здорового питания».  С целью поддержания мотивации изучения английского языка можно предложить проблемные направления для самостоятельной работы студентов: “Vegetarianism” («Вегетарианский образ жизни»), “Advantages and Disadvantages of Being a Vegetarian” («Преимущества и недостатки вегетарианского образа жизни»).

Развитие навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, письма осуществляется на основании коммуникативного подхода, с помощью реальных языковых ситуаций (интервью с конкретными людьми, отрывки из выступлений, телефонные разговоры и т.д.). Таким образом  мы избавляем студентов от боязни иноязычного общения; увеличиваем веру в собственные возможности общаться на иностранном языке и мотивируем его к этому общению; развиваем навыки «живого» общения, контекстного употребления идиоматических выражений, сленговой и разговорной лексики, что приводит в итоге к одновременному развитию всех языковых навыков – от устной и письменной речи до чтения и аудирования.

Для развития навыка чтения эффективны, как показала практика, тексты небольшого объема и разнообразного содержания (журнальные статьи, интервью, отрывки литературных произведений, веб-сайты, анкеты. Рекламные статьи, отрывки из энциклопедий и т.д.). Задания по этим текстам могут быть различны.

  1. Ответить «правда» или «неправда».
  2. Соотнести заголовки с абзацами.
  3. Расположить абзацы в логической последовательности.
  4. Найти определенные ошибки в тексте.
  5. Заполнить пропуски в тексте, восстанавливая информацию.
  6. Выразить личное отношение к прочитанному.
  7. Определить значение выделенных слов и т.д.

    

      Например, самостоятельная работа с текстами по специальности «Повар, кондитер» имеет целью помочь студентам усвоить лексический минимум, ознакомить студентов с современным материалом по предлагаемым темам, развить навыки беспереводного чтения, устной и письменной речи по заданным темам.

     Тексты, используемые мною для самостоятельной работы студентов, составлены на базе современных источников с определенной адаптацией к уровню языковой подготовки студентов. Тексты снабжены тематическим словарем и элементарными упражнениями преимущественно лексического характера, способствующие развитию навыков устного высказывания. Чтение является одним из важных коммуникативных навыков в овладении иностранным языком и  рассматривается как средство обучения для развития устной речи и обогащения словарного запаса.

 

 

Оригинал статьи (читать статью полностью): Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения  иностранного языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*