Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу об историческом знании в современной России

13.09.2019 401 782
Мищенко Алексей Юрьевич
Мищенко Алексей Юрьевич, преподаватель

Тюменский колледж экономики, управления и права

Жизнь современного российского общества оказалась переломной. Радикальные преобразования, которые происходят в современном российском обществе, не обошли стороной и систему образования. Большие изменения произошли и в системе исторического образования. Концепции, планы изучения истории, программы учебных заведений всех уровней подверглись и продолжают подвергаться тотальному пересмотру.

Если говорить о построении правового государства, мы должны сегодня решить достаточно сложные задачи, которые потребуют самой критической переоценки всех тех ценностей, сложившиеся в нашем обществе на сегодняшний день. Современное образование должно ориентироваться не только на усвоение конкретной суммы знаний обучающимися всех уровней, но и развивать личность, познавательные способности.

Главным направлением системы образования стала его гуманизация и гуманитаризация. Отсюда вытекает задача образования – формирование у наших обучающихся гражданской ответственности, духовности, толерантности. История - это не только сумма знаний о прошлом, но это всегда и историческое мышление, позволяющее яснее осознавать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленность. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский имел все основания заявлять, - «Историческое изучение вскрывает неправильности в складе общества, больно и смутно чувствуемые людьми, указывает на ненормальное соотношение каких-либо общественных элементов и его происхождение и дает возможность сообразить средства восстановления нарушенного равновесия, и, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином общества». [3]

Конечно, история сама по себе не дает готовых рецептов решения проблем сегодняшней жизни, но, говоря словами Т. Н. Грановского - «Изучение истории сопряжено со значительными трудностями, но она помогает постигать смысл современных событий».[2] Иначе говоря, чтобы лучше понять проблемы современности, надо хорошо знать историю их возникновения и развития.

Пренебрежение историческими знаниями, подмена их всевозможными догмами и стереотипами неизбежно вели к серьезным нравственным и социальным деформациям. Ложь при истолковании прошлого неизбежно ведет к ошибкам и просчетам, как в настоящем, так и в будущем. Не удивительно поэтому, что обращение к истории стало неотъемлемой частью современного процесса, жизненной необходимостью успешного решения задач и целей политики обновления нашего общества. Знание истории дает нам возможность обобщить опыт старших поколений, приобщиться к национальным и мировым культурным традициям. Важнейшей целью исторического образования должно стать воспитание гражданина и патриота своего Отечества. Отсутствие единства между различными политическими силами затрудняет сформулировать приоритеты в области историко-обществоведческого образования. А это может очень сильно отразиться на национальной безопасности России. На наш взгляд, существуют достаточно серьезные следующие проблемы:

1.Государство почти потеряло контроль над профессиональной педагогической деятельностью.

2.Понизился престиж преподавателей. Много педагогов не желают работать в системе образования. Историческое образование сегодня один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. После отказа государства от жесткой государственной идеологии, перехода к свободе преподавания, и большого наплыва оценок различных исторических событий, отсутствие четкой концепции в преподавании истории породили, на наш взгляд, достаточно серьезные и опасные тенденции: - пренебрежительное отношение к отбору содержания исторического материала. Одни уделяют больше внимания конкретным историческим личностям, другие делают упор на социально-экономическое развитие отдельных периодов, третьи обращают внимание на внутриполитическую жизнь государства и жизнь правителей. Какой же вывод: учащиеся и студенты имеют достаточно ограниченные представления о государстве в целом, различные мировоззренческие установки. Большинство преподавателей не имеют собственной позиции по конкретным событиям и фактам, и предпочитают просто воспроизводить то, что уже есть. Историческая информации преподносится в учебной литературе только в одном направлении, фактически отсутствует противоположная точка зрения на тот или иной факт.

 

Оригинал работы: К вопросу об историческом знании в современной России




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*