Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЖизнь современного российского общества оказалась переломной. Радикальные преобразования, которые происходят в современном российском обществе, не обошли стороной и систему образования. Большие изменения произошли и в системе исторического образования. Концепции, планы изучения истории, программы учебных заведений всех уровней подверглись и продолжают подвергаться тотальному пересмотру.
Если говорить о построении правового государства, мы должны сегодня решить достаточно сложные задачи, которые потребуют самой критической переоценки всех тех ценностей, сложившиеся в нашем обществе на сегодняшний день. Современное образование должно ориентироваться не только на усвоение конкретной суммы знаний обучающимися всех уровней, но и развивать личность, познавательные способности.
Главным направлением системы образования стала его гуманизация и гуманитаризация. Отсюда вытекает задача образования – формирование у наших обучающихся гражданской ответственности, духовности, толерантности. История - это не только сумма знаний о прошлом, но это всегда и историческое мышление, позволяющее яснее осознавать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленность. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский имел все основания заявлять, - «Историческое изучение вскрывает неправильности в складе общества, больно и смутно чувствуемые людьми, указывает на ненормальное соотношение каких-либо общественных элементов и его происхождение и дает возможность сообразить средства восстановления нарушенного равновесия, и, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином общества». [3]
Конечно, история сама по себе не дает готовых рецептов решения проблем сегодняшней жизни, но, говоря словами Т. Н. Грановского - «Изучение истории сопряжено со значительными трудностями, но она помогает постигать смысл современных событий».[2] Иначе говоря, чтобы лучше понять проблемы современности, надо хорошо знать историю их возникновения и развития.
Пренебрежение историческими знаниями, подмена их всевозможными догмами и стереотипами неизбежно вели к серьезным нравственным и социальным деформациям. Ложь при истолковании прошлого неизбежно ведет к ошибкам и просчетам, как в настоящем, так и в будущем. Не удивительно поэтому, что обращение к истории стало неотъемлемой частью современного процесса, жизненной необходимостью успешного решения задач и целей политики обновления нашего общества. Знание истории дает нам возможность обобщить опыт старших поколений, приобщиться к национальным и мировым культурным традициям. Важнейшей целью исторического образования должно стать воспитание гражданина и патриота своего Отечества. Отсутствие единства между различными политическими силами затрудняет сформулировать приоритеты в области историко-обществоведческого образования. А это может очень сильно отразиться на национальной безопасности России. На наш взгляд, существуют достаточно серьезные следующие проблемы:
1.Государство почти потеряло контроль над профессиональной педагогической деятельностью.
2.Понизился престиж преподавателей. Много педагогов не желают работать в системе образования. Историческое образование сегодня один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. После отказа государства от жесткой государственной идеологии, перехода к свободе преподавания, и большого наплыва оценок различных исторических событий, отсутствие четкой концепции в преподавании истории породили, на наш взгляд, достаточно серьезные и опасные тенденции: - пренебрежительное отношение к отбору содержания исторического материала. Одни уделяют больше внимания конкретным историческим личностям, другие делают упор на социально-экономическое развитие отдельных периодов, третьи обращают внимание на внутриполитическую жизнь государства и жизнь правителей. Какой же вывод: учащиеся и студенты имеют достаточно ограниченные представления о государстве в целом, различные мировоззренческие установки. Большинство преподавателей не имеют собственной позиции по конкретным событиям и фактам, и предпочитают просто воспроизводить то, что уже есть. Историческая информации преподносится в учебной литературе только в одном направлении, фактически отсутствует противоположная точка зрения на тот или иной факт.
Оригинал работы: К вопросу об историческом знании в современной России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.