Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по формированию портфолио обучающегося

21.02.2013 3005 1 10221
Андрейченко Зинаида Михайловна
Андрейченко Зинаида Михайловна, заместитель директора по научно-методической работе

Андрушко Е.В., методист информационно-методического центра

Пономаренко Вера Васильевна
Пономаренко Вера Васильевна, методист информационно-методического центра

Цапова В.В., методист информационно-методического центра

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Методические рекомендации предназначены для широкого круга практических работников системы начального и среднего профессионального образования: заместителей директоров по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной работе, руководителей методических служб, заведующих учебной частью, заведующих отделениями, преподавателей и мастеров производственного обучения для организации процесса мониторинга и оценивания образовательных результатов обучающихся по профессиональным модулям и учебным дисциплинам в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.


Методические рекомендации определяют технологию оценивания образовательных результатов обучающихся посредством технологии Портфолио, его виды, структуру и содержание, критерии и технологию оценивания.

 

Технология создания  портфолио обучающегося

 

Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего и начального профессионального образования.


Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.

Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.

 

Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.


Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию.


Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.


Это замена пассивного типа обучения, в котором обучающемуся отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором обучающийся является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Преподаватель создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность обучающихся, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения.

 

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося.


Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

– поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся;

– развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

– формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность обучающихся;

– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

 

В тоже время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга прогресса обучающегося, но и одним из условий повышения его мотивации, образовательного и исследовательского рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и профессионального резюме, т. е. всего того, что изначально формирует основы адаптации и социализации обучающихся.

 

Технология по созданию учебного портфолио реализует следующие принципы:

– равенство всех участников обучения: преподаватель и обучающийся становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;

– ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

– отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

– сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

– возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

– важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.


Работа с портфолио помогает обучающемуся критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост обучающегося за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

 

В процессе работы над созданием портфолио у обучающегося формируются:

– общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.),

– прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),

– организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.


Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:

– отражает динамику развития обучающегося, результатов его самореализации;

– демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;

– помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы;

– служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося на зачете, экзамене, квалификационном экзамене;

– помогает обучающемуся самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.


С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков обучающихся, необходимо тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии обучающимся еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течение всего обучения.


Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста обучающегося.

 

Преимущества технологии портфолио:

– позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому обучающемуся; каждый обучающийся обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;

– предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного обучающегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;

– позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;

– расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

 

В образовательном процессе используются следующие типы портфолио:

«Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.


Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности обучающегося, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов и т. п.

Содержание портфолио документов: дипломы,  грамоты, свидетельства,  сертификаты, удостоверения.

 

«Портфолио работ»представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающихся, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных  достижений и др.


В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.


Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.

 

Выставочное портфолио как элемент портфолио работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий, выполненных собственными руками, и наиболее применим для учебной практики (производственного обучения).


Обучающиеся – индивидуально или совместно с преподавателем, мастером производственного обучения – отбирают содержимое, обсуждают критерии отбора, критерии оценки достижений, а также способы подтверждения своих достижений своими работами. Обучающимся такой подход придает ощущение авторства и собственной значимости. Также он позволяет представить к рассмотрению заинтересованных лиц (работодателей) достижения обучающегося.


Информация и представляемые материалы должны быть связаны с заданиями в рамках учебной программы, а также удовлетворять целям профессионального модуля и критериям, соответствующим профессиональным компетенциям.


Данные собираются многократно, в разные моменты времени. Выставочное портфолио должно включать не только окончательные варианты работ, но и их промежуточные состояния к определенным моментам времени. Это позволяет в дальнейшем оценить и осмыслить весь процесс обучения.


Портфолио может переходить от одного преподавателя, мастера производственного обучения к другому по мере продвижения обучающегося на более высокие ступени обучения.


Портфолио отвечает интересам обучающихся. На его основе они составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя работодателю во время приема на работу.


Содержание портфолио работ: творческие работы по профилю специальности, исследовательские работы, тексты и презентации докладов и сообщений на научно-практических конференциях разного уровня, фото и видео материалы, свидетельствующие о профессиональной практике, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, печатные работы.

 

Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, работниками системы дополнительного образования и др.


Содержание портфолио отзывов: характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма от образовательного учреждения, отзывы о достижениях обучающегося во внеучебной деятельности.

 

Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития обучающегося, помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане. Важной составляющей  является самооценка обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность.


Рефлексивное портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.

 

Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее типы портфолио.

 

Структура Портфолио

 

Портфолио содержит следующие разделы:

 Титульный лист (Приложение 1):

– полное название образовательного учреждения;

– фамилия, имя, отчество обучающегося;

– номер группы;

– профессия/специальность;

– мастер п/о (классный руководитель)

 

Раздел 1. «Портфолио документов»:

1.1. Документы, подтверждающие образовательные результаты (копия зачетной книжки, копия ведомости  промежуточной аттестации, копия приказа  о получении именной стипендии).

1.2. Документы, подтверждающие освоение профессиональных модулей (отчет о прохождении производственной практики, свидетельства, подтверждающие уровень квалификации).

1.3. Документы, подтверждающие получение дополнительного образования (свидетельства, сертификаты, удостоверения).

1.4. Документы, подтверждающие участие в общественной жизни колледжа, органов студенческого самоуправления (копии отчетов, протоколов заседаний).

1.5. Документы, подтверждающие результаты участия в научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.

1.6. Документы, подтверждающие результаты участия в творческих мероприятиях различного уровня.

1.7. Документы, подтверждающие спортивные и художественные достижения.

1.8. Документы, подтверждающие участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей).

 

Раздел  2 .«Портфолио работ»:

2.1. Практические работы (фото-, видеоматериалы, подтверждающие изготовление изделий, деталей, узлов).

2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа (мини-проекты, рефераты, расчетно-графические работы, опорные конспекты и др.).

2.3. Проектные и исследовательские работы (список работ, в которых обучающийся принимал участие, с указанием конкретных функций и роли).

2.4. Работы по техническому творчеству.

2.5. Публикации в журналах, сборниках и т.д.

 

Раздел 3.«Портфолио отзывов»:

3.1. Отзыв преподавателя (мастера производственного обучения) о результатах прохождения учебной практики.

3.2. Заключение о качестве работ, в которых принимал  личное участие обучающийся (коллективный проект и т.д.).

3.3. Отзыв работодателя о результатах прохождения производственной практики (характеристика).

3.4. Рецензии на выполненные курсовые и выпускные квалификационные работы.

 

Раздел 4. Рефлексивное Портфолио:

4.1. Материалы анкетирования.

4.2. Резюме.

4.3. Эссе «Ступени моей карьеры»:

– оценка/самооценка достижения целей;

– оценка ресурсов;

– оценка готовности к профессиональной карьере;

– образовательные планы;

– профессиональные планы;

– позиция в жизни;

– ожидания от обучения в колледже.

 

Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

 

Оформление Портфолио

 

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;

– предоставлять достоверную информацию;

– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой в ГБОУ СПО РМК  структурой портфолио (Приложение 2).

 

Использованная литература

1. Балыкина Е.Н. Оценочное электронное портфолио студента по предмету// http://www.school.holm.ru/studyabroad.

2. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности.  /Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.

3. Купцова Л.И.   Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций  /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова,  О.П. Томилина //Специалист – 2010. -  № 3. С.- 18.  

4. Методические рекомендации для преподавателей по формированию портфолио. Сост. О.М.Ермолова – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2,  Волгоград» -  2008.

5. Переверзев, В.Ю.  Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73.




Назад к списку

Комментарии
Сегодня собирать портфолио студента удобно в социальной сети 4portfolio.ru
Светлана

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*