Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждении СПО

06.09.2019 1248 2157
Бэнчилэ Алла Васильевна
Бэнчилэ Алла Васильевна, педагог-психолог

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Поступление в образовательное учреждение СПО обучающегося с ограниченными возможностями здоровья сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, появлением ряда проблем, связанных с успеваемостью, самоорганизацией. Проблема адаптации, в педагогической теории и практике обучения и воспитания обучающихся среднего профессионального образования, остается до конца неизученной. В работах Федотовой Л.А, Юрьевой О.В., Шигапова Д.К., Парахонского А.П. и др., раскрываются отдельные аспекты становления профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Актуальность избранной темы определяется её недостаточной теоретической и практической разработанностью, а также необходимостью раскрытия особенностей социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении. В современной научной литературе по проблеме адаптации существует три подхода:

- социально - доминирующий, который признает преобладание воздействия среды над индивидом;

- личностно - доминирующий, который признает преобладание подчиненности внешней среды индивиду;

- бидоминантные (двухсторонние трактовки), которые признают равнозначность воздействия обеих сторон адаптации (субъекта и среды) друг на друга.

В условиях колледжа актуальным является биодоминантный подход, который используется для анализа процессов социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологическая адаптация обучающихся с ОВЗ к условиям колледжа включает следующие виды:

1) адаптацию к учебному процессу, который во многом отличается от обучения в коррекционной школе. Между преподавателем и обучающимся зачастую возникает барьер из-за различия в методах обучения в коррекционной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретённые в коррекционной школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности обучающегося с ОВЗ является освоение новых для него особенностей учёбы в техникуме, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.

2) адаптацию к новому коллективу. Обучающемуся важно определить «своё место в колледже», завоевать авторитет и уважение однокурсников и одногрупников.

3) адаптацию к избранной профессии. Приобщение к её требованиям, работа по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

4) адаптацию к новым условиям жизни: самостоятельной организации учёбы, быта, передвижения, свободного времени.

5) адаптацию к новым отношениям с родителями, опекунами т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Беседы с обучающимися с ОВЗ, с субъектами образовательного процесса позволяют выделить основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

это особое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и её результатам. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который базируется на правильной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы обучающийся был способен адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Обучающиеся с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной деятельности, трудно сходятся с одногрупниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

это плохо развитая способность к взаимодействию с другими людьми и, прежде всего, со сверстниками и педагогами. Обучающийся должен подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Многие правила идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями. Наблюдения показывают, что первокурсники с ОВЗ не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в коррекционной школе, а потому, что у них не сформированы такие важные элементы обучения как способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, умение правильно распределять свое время для самостоятельной подготовки.

Важным условием адаптации обучающихся с ОВЗ служит среда образовательного учреждения, состоящая из предметных и производственных (учебных), социально-поведенческих (воспитательных), профориентационных (информационных) мероприятий, организованных на принципах сотрудничества и заинтересованности всех субъектов образовательного процесса.

Список литературы:

Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Ибрагимова Э.Э. Морфофункциональная адаптация студентов, обусловленная территориально-этническими факторами // Исследования в области естественных наук. - 2014, № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://science.snauka.ru

Федотова Л.А К вопросу о средствах адаптации студентов-первокурсников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015, № 43. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sredstvah-adaptatsii-studentov-pervokursnikov/

Юрьева О.В., Шигапова Д.К. Условия успешной адаптации личности студента на начальном этапе профессиональной подготовки / Научное обозрение. – № 9. – 2014. – С.13

 

Оригинал работы: Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждении СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*