Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированный урок здоровья (физкультура и биология) на тему: «Нервная система и здоровье человека»

21.02.2013 694 2812
Бирич Татьяна Николаевна
Бирич Татьяна Николаевна, преподаватель физической культуры

Грицай Наталья Петровна
Грицай Наталья Петровна, зав. кафедрой физического воспитания, преподаватель, к.п.н.

Мезенский педагогический колледж

Цель урока: показать влияние нервной системы на состояние здоровья человека.

 

Задачи:

- познакомить с нетрадиционными способами воздействия на организм человека через нервную систему,

- подобрать физические упражнения, способствующие восстановлению здоровья,

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни,

- формировать профессиональные компетенции.

 

Время урока: 45 минут

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

 

Плакаты с высказываниями:

   Истреби из сердца все досады, загляни в душу свою, изучи тело свое.

                                                                                Из старинного «Врачевателя»

 

Здоровье находится  под контролем нервной системы, а ее состояние определяется общим настроением человека.

                                                                                 И.П.Павлов

 

План урока:

  1. Организация группы.
  2. Сообщение темы и цели урока..
  3. Изложение теоретического материала.
  4. Практическая работа: точечный массаж.
  5. Самомассаж стопы (полезные советы и упражнения).
  6. «Гимнастика настроения» - комплекс ФУ, благоприятно влияющих на нервную систему.
  7. Аутогенная тренировка и ее влияние на НС.
  8. Подведение итогов, обобщение и выводы.

 

Ход урока:

1. Учитель биологии.

Организационное начало.

 

Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

А пассивно не сидим!


Формулирует тему и цель урока, определяет взаимосвязь содержания, методов и приемов урока с практическим применением в рамках предстоящей педагогической практики в начальной школе по физической культуре и курсу «Окружающий мир».


Вступительное слово.Интенсивный ритм жизни, мощный поток информации, постоянные стрессы вызывают нарушение здоровья и работоспособности современного человека. Достижения науки и техники, современная организация производства, освобождая человека от изнурительного физического труда, резко увеличивают нагрузки на нервную систему. Добавим к этому и постоянно сопутствующие факторы риска — гиподинамия, вредные привычки, переедание и недоедание,  порождающие многие хронические заболевания. В наши дни, как никогда, человеку нужны сила и настойчивость для преодоления коварных опасностей, угрожающих здоровью. Всем известна такое высказывание: «Все болезни от нервов». Оно физиологически обусловлено.


Изложение теоретического материала.

Нервная система обеспечивает своим регулирующим влиянием всю деятельность организма. И если все в норме, мы ее практически не замечаем. Это очень скромный труженик, но он постоянно начеку. Где бы и что бы в организме не случилось, он немедленно примет необходимые меры. Перестроит ряд процессов, активизирует некоторые необходимые в данной ситуации функции.

Неразумное отношение к своему здоровью нередко приводит к различным заболеваниям нервной системы, поэтому необходимо научиться понимать самого себя, свои ощущения. Существуют различные способы поддержания нормального состояния нервной системы. Знаете ли вы, какие?

Один из способов вы узнаете, отгадав загадки.

1) Вроде нету, вроде есть

    Слаще меда, а не съесть.

2) Сладок он, приятен,  дети,

     Нужен каждому на свете.

     Он полезен взрослым, детям

     Отдыхают все на свете.


2. Учитель физической культуры.

Один из путей восстановления сил человека — сон. Сон обеспечивает перестройку и восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения. Не случайно сокращение продолжительности сна ведет к нарушениям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, нарушению взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Потребность во сне с возрастом снижается.

Продолжительность сна:

учащимся 6-8 лет необходимо спать 11-11.5 часов в сутки

учащимся 10-12 лет — 9.5-10 часов

учащимся 13-14 лет — 9-9.5 часов

учащимся 15-16 лет — 8.5-9 часов.


3 Учитель биологии и физической культуры.
Гигиенические правила организации сна
. Объясните, почему необходимо соблюдать эти правила.
  • Ложиться и вставать следует в одно и то же время суток (благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и поэтому засыпание и пробуждение происходит быстрее и легче)
  • Учащимся 16-17 лет рекомендуется ложиться спать не позднее 22 часов.
  • Непосредственно перед отходом ко сну не рекомендуется чтение, напряженная умственная работа, шумные подвижные игры. Наиболее полезна перед сном кратковременная прогулка на свежем воздухе, спокойные игры, гигиенические процедуры (необходимо спокойное состояние нервной системы).
  • Принимать пищу следует не позже чем за 1-1.5 часа до отхода ко сну (перегрузка органов пищеварения нарушает засыпание, сон будет беспокойным).
  • Спать необходимо в хорошо проветренном помещении.
  • Спать следует преимущественно на правом боку (это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения), на кровати с ровным и относительно жестким матрацем (осанка).
  • Не следует спать при включенном телевизоре, радио (глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители — свет, шум).
4. Учитель физической культуры.
Следует соблюдать и правила утреннего подъема. Для облегчения перехода от сна к бодрствованию полезно в течение нескольких секунд перед вставанием активно поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы (Почему?- самая большая площадь в коре больших полушарий приходится на кисти рук). При этом в центральную нервную систему поступает огромное количество нервных импульсов, которые оказывают активное пробуждающее действие и тем самым «отгоняют» сон. После этого  сделать 3-4 глубоких размеренных вдоха и выдоха: это необходимо для улучшения снабжения крови кислородом. Недостаток кислорода в крови в этот момент усиливает сонливость. Если всего этого для своевременного вставания оказывается недостаточно, необходимо выработать условный рефлекс на счет перед вставанием. Надо начать считать в уме, заранее решив, дойдя до какой цифры вставать. Начать выработку рефлекса следует с более длинного счета, например до 25.

5. Студентка.
Читает стихотворение «Твои сны» А. Барто (группа должна определить автора стихотворения).

Перед тем, как спать ложиться

Ты заказываешь сон

Например, пускай приснится

Будто выпущен закон,

Чтоб теперь по всем предметам

Можно ставить только пять

Этот сон, пожалуй, надо

На неделю заказать.

Пусть пока другие сны

Будут все отменены.


6. Учитель биологии.

Но не только сон предохраняет нас от переутомления. Организм человека — удивительное чудо природы. Он обладает способностью к регенерации и самовосстановлению (например, если в трахею попадает кусочек пищи — возникает кашель, в глаз попадает соринка - выделяется слеза).

Оказывается, организм сам может справиться и с более серьезными нарушениями. Нужна только гармония души и тела и умение эту гармонию создавать. Существует много способов восстановления гармонии в организме. Мы сегодня поговорим о точечном массаже.

Точечный массаж прежде всего благоприятно воздействует на нервную систему, а уже потом через нервную систему на все внутренние органы (принцип обратной связи — один из принципов регуляции функций организма).

Первое, что нужно сделать — это поверить в то, что вы все сможете, у вас все получится, в то, что резервы вашего организма большие и вы сможете направить их в нужное русло.

Второе. Нужно постараться снять с себя внутреннее напряжение, улыбнуться себе и всем окружающим, т.к. хорошее настроение — это уже одна ступенька к здоровью.

Итак — точечный массаж. Эффективность точечного массажа определяется тем, что каждый внутренний орган через нервную систему рефлекторно связан с определенными зонами наружного кожного покрова. Эти зоны называется биологически активными точками. Каждая такая точка — это скопление нервных элементов. При раздражении этих точек в организме вырабатываются биологически активные вещества, благотворно влияющие на состояние внутренних органов: снятие боли, нервного напряжения, нормализация деятельности (при объяснении используется раздаточный материал - схема точечного массажа, проекция точек на стопе).


7. Учитель физической культуры.

Приемы точечного массажа

  • Точечный массаж делается пальцами человека. Оказывается, что это повышает лечебный эффект, т.к. под пальцами стимулируется кровообращение и кровь начинает двигаться быстрее. Нервные окончания кончиков пальцев непосредственно связаны с мозгом, работа рук способствует психическому успокоению и препятствует развитию утомления в мозговых центрах.
  • Точечный массаж делают утром, вечером или в течении рабочего дня,когда появляются первые признаки усталости.Можно его включать и в комплекс гигиенической гимнастики. В любом случае — это средство, придающее бодрость, повышающее трудоспособность, восстанавливающее оптимальный рабочий ритм организма.
  • Массаж делается кончиком большого или указательного пальца, либо концевыми фалангами пальцев или суставом полусогнутого среднего пальца..
  • Все приемы массажа  сопровождаются давлением на активный участок кожи. Давление осуществляется до появления болезненности. А затем производятся вращательные движения по часовой стрелке и против нее (по 8счетов).
  • Перед началом массажа необходимо вымыть руки, растереть их, чтобы согрелись ладони и усилилась циркуляция крови.
  • Принять удобную позу сидя или лежа, чтобы мышцы расслабились (учитель предлагает учащимся занять удобное положение и выполнить упражнения на разогревание ладоней).

8. Учитель биологии.

Биологически активных точек на теле человека огромное количество. Все мы их не запомним, познакомимся только с теми из них, которые повышают общий тонус организма (9 точек), благотворно влияя на нервную систему.

Учащимся предлагается рассмотреть таблицу «Волшебные точки». Обращается внимание учащихся на то, что бывают точки симметричные и ассиметричные. На симметричные точки можно воздействовать одновременно двумя руками. На точки 4 и 8 можно воздействовать одновременно двумя пальцами. Практическая работа «Точечный массаж.


«Точки, которые мы с вами массировали находятся в верхней половине туловища. Очень много активных участков на ногах. Зная, какой участок подошвы нужно растереть, можно воздействовать на любую часть тела (показ схемы расположения биологически активных точек на стопе). Воздействовать на эти точки можно точечным массажем, а можно поступить гораздо проще.


9. Учитель физической культуры.

Предлагаем вам полезные советы:

- чаще ходить босиком, особенно по росе;

- сидя массировать одну ногу другой: одна нога становится на коврик, пяткой другой ноги растирают пальцы, подъем стопы круговыми движениями, трут одну ногу о другую;

- ходить босиком по специальному рифленому резиновому коврику;

- катать босыми ногами  скалку или бутылку;

- переступать босыми ногами в ящике с семенами гороха и фасоли. Стоять, пока ноги не привыкнут к болевым ощущениям — взрослые до 10 минут, лети до 3-х минут.


Существуют достаточно простые упражнения, с помощью которых осуществляется воздействие на биологически активные точки стопы. Упражнения лучше выполнять босиком или в носках. Постройтесь в шеренгу, улыбнитесь друг другу, приведите себя в бодрое, приподнятое настроение, подтянитесь, почувствуйте себя полными сил и энергии.

Под музыкальное сопровождение выполняются упражнения, делается акцент на осанку.

Ходьба на месте:

- обычная

- с высоким подниманием бедра

Бег на месте:

- обычный

- с высоким подниманием бедра

- с выносом прямых ног вперед

Эти упражнения могут быть включены в комплексы утренней гимнастики.


10. Учитель биологии:

Для чего нужна утренняя гимнастика?

Гимнастические упражнения оказывают сложное комплексное воздействие на организм человека, при этом стимулируется биологически-активные точки и зоны нашего организма. Начинают выделяться гормоны радости, которые обуславливают чувство уверенности, желание работать, формируют хорошее настроение и положительные эмоции.


11. Учитель физической культуры.

Сейчас мы с вами выполним комплекс упражнений, названный «Гимнастика настроения», который позволяет вызвать у человека определенные мышечные ощущения, приводящие в нормальное состояние нервную систему.

1. И.П. - О.С.

  • 1-4 — поднимаясь на носки дугами наружу руки вверх
  • 5-8 — дугами наружу в и. П.

2. И.П. - О.С

  • 1 — отставляя правую назад на носок руки вверх
  • 2 — И. П.
  • 3 — отставляя левую назад на носок руки вверх
  • 4 — И.П.

3. И.П. - то же

  • 1 - плечи вперед
  • 2 — плечи вверх
  • 3 — то же назад
  • 4 — И. П.

4. И.П. - стойка ноги врозь, руки вперед ладони книзу

  • 1 - руки скрестно правой, ладонями кверху
  • 2 — И. П.
  • 3- руки скрестно левой, ладонями кверху
  • 4 — И. П.

5. И.П. - О.С.

  • 1 — наклон назад, руки вверх
  • 2 — наклон вперед
  • 3 — присед руки вперед
  • 4 — И. П.

6. И.П. - О.С.

  • 1-2 — отставляя правую вправо на носок дугами влево наклон вправо руки вверх
  • 3-4 — И. П.
  • 5-6 — отставляя левую влево на носок дугами вправо наклон влево руки вверх

7. И.П. - узкая стойка ноги врозь руки в стороны

  • 1 — мах согнутой правой вперед, обхватить голень руками
  • 2 — И. П.
  • 3 — мах согнутой левой вперед, обхватить голень руками
  • 4 — И. П.

8. Ходьба с различными положениями рук.

 

12. Учитель биологии.

Эффективно работать и отдыхать, воспитывать в себе умение владеть собой, снять утомление, укрепить нервную систему, восстановить гармонию в организме человека поможет и аутогенная тренировка. Этот метод основывается на концентрированном саморасслаблении с помощью специальных упражнений. Регулярные занятия укрепят вашу волю, вы сможете руководить вашими чувствами, мыслями, поведением. Это поможет вам перестроить образ жизни на здоровый лад.


13. Учитель физической культуры.

Сначала надо научиться концентрации внимания (сосредоточиться на мысли «Я спокоен») - в течение дня. Затем необходимо научиться расслаблять мышцы последовательно, начиная с ног, почувствовать тепло в мышцах. Восстановление активности мускулатуры производят с помощью легких упражнений, которые проделывают с удовольствием. Заключительный этап - встать, подняться на носки, протянуть руки вверх, потянуться, улыбнуться, почувствовать прилив жизненных сил мысленно сказать себе: «Я все могу!» Помните о том, что превращение желания в действие является признаком совершенствования личности.


14. Учитель биологии.

Итак, мы выделили с вами несколько факторов, благоприятно воздействующих на нервную систему, а значит, и повышающих ресурс здоровья. Давайте перечислим их (сон, точечный массаж, массаж стопы, гимнастика, аутогенная тренировка).

Предлагаем вам скороговорку по теме урока, которую можно использовать для поднятия настроения: «Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово».

Итог урока.


15. Учитель физической культуры.

Если предложенные способы восстановления гармонии в организме вызвали у вас интерес и желание использовать их в своей жизни, значит, наш урок прошел не зря. Мы хотим подарить вам хорошее настроение и раздаточный  материал, который поможет вам в жизни и работе.

А закончим мы наш урок игрой на внимание, которую вы можете взять себе на вооружение в практической деятельности «Делай как я» (последние движения игры - положить правую руку на голову и погладить себя по голове).


16. Учитель физической культуры.

Желаем вам успехов и здоровья!

 

Список литературы

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Серия “Педагогическое образование”. – Ростов н/Д.: Издательский центр “Март”, 2002. – с. 174 – 212. 1.
  2. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*