Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТема: «Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций»
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Цели:
По окончании занятия студент:
имеет представление:
знает:
умеет:
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Методическая цель занятия: продемонстрировать возможности использования на занятиях современных развивающих методик.
Методы и приёмы:
Оборудование урока:
Принципы: научности обучения, наглядности, развивающего обучения – познавательная деятельность, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.
Формы организации работы на уроке:
Обоснование метода обучения и форм работы.
Межпредметных связи с учебными предметами:
На доске оформление в виде таблицы с заголовками: № п/п, Фамилия, имя учащегося, д/з, тест, Блиц-турнир, практическая работа, итоговая оценка.
Оформление стенда:
Литература для учителя. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. И.Семакин, Т. Шеина.
Литература для учащихся. Информатика. Учебник. Задачник-практикум в 2 томах/под. Ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера.
План урока:
1. Организационный момент. (2-3 мин)
2. Актуализация знаний.(15-20 мин.)
3. Изучение нового материала. (20 -25 мин)
4. Практическая работа (20-25 мин)
5. Домашнее задание. (2 мин)
6. Итог. Рефлексия. Оценки. (5 мин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Преподаватель:Здравствуйте, приготовились к уроку. Дежурные подайте список отсутствующих, пожалуйста. У нас сегодня завершающий урок по разделу “Информационные технологии. Электронные таблицы”.
Тема нашего урока — Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций.
Цель нашего урока — научиться использовать электронные таблицы Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, научиться решать уравнения и системы уравнений графических способом.
Вам предстоит узнать, каковы возможности ЭТ в решении задач, а также получить навыки работы с табличными данными. Кроме того, вы познакомитесь с построением графиков функций. Ваша задача сегодня на уроке - показать знания по понятиям ЭТ, уметь применить свои знания в практической работе за компьютером в ЭТ.
Игра. Соберемся с силами. Прежде, чем начнём повторять пройденный материал, давайте посмотрим на проектор и «Исключим лишнее слово»
На экране по щелчку мыши появляется текст: «Исключи лишнее слово» и четыре слова: текст, рисунок, число, формула. Получив правильный ответ, используется эффект анимации, удаляется слово «рисунок» и выводится на экран сообщение «основные информационные объекты».
2. Актуализация знаний
Преподаватель: Давайте сейчас проверим, как вы усвоили основные понятия MS Excel. Предлагаю Вам сесть за компьютеры и выполнить тест по ЭТ. Оценку за тест вы напишете в своих тетрадях. Приступайте.
Учащиеся тестируются.
Проверка домашнего задания.
Цель: проверить умения учащихся строить диаграммы, гистограммы в электронных таблицах. “Построить таблицу показателей своей успеваемости за 1 и 2 полугодие учебного года и по возможности графически изобразить”.
Кто выполнил? Все. Вопросы были по домашнему заданию? Обменяйтесь работами. Анализируем результаты. Кто улучшил свои показатели в учёбе? Кто ухудшил? Молодцы.
Поставьте оценку и верните работу владельцу.
Проверка домашнего задания. Обратим внимание на доску! Продолжаем проверку домашнего задания.
Учебник - практикум 2. стр. 119
Задача 1(№ 17, стр. 119). К таблице применяется операция копирования С1 в D2:D4. Что будет занесено в ячейки блока D2:D4?
|
А |
B |
C |
D |
1 |
5 |
3 |
=А1+В1 |
|
2 |
|
|
|
=B2+C2 |
3 |
|
|
|
=B3+C3 |
4 |
|
|
|
=B4+C4 |
Задача 2 (№ 20, стр. 119). К таблице применяется операция перемещения А1:С1 в С2:Е2. Что будет занесено в ячейку Е2?
|
А |
B |
C |
D |
E |
1 |
5 |
3 |
=А1+В1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
=C2+D2 |
А теперь, мы с вами проведём блиц-турнир! Задания по ЭТ.
Я вам раздам карточки. Называю начало предложения или вопрос, и тот, у кого карточка с эти заданием – отвечает. Если вы не смогли или неправильно ответили, то я забираю карточку, а если правильно, то вы должны вложить карточку в тетрадь (Приложение 1).
3. Изучение нового материала.
Преподаватель: Возможности электронных таблиц Microsoft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчёты в различных областях человеческой деятельности: физике, инженерных науках, экономике, технологии, математике. Сейчас я вам на компьютере покажу, как использовать Excel для построения графиков элементарных функций.
Ответьте на вопросы.
Что называется функцией? (Переменная величина, которая зависит от аргумента, называется зависимой переменной или функцией.)
Что называется переменной? (Величина, участвующая в том или ином процессе и изменяющаяся в время этого процесса, называется переменной.)
Что называется аргументом? (Переменная величина, которая произвольно задается, называется независимой переменной или аргументом.)
Чем характеризуется постоянная величина? (Величина, участвующая в том или ином процессе и не изменяющаяся во время этого процесса, называется постоянной (константой).)
Что такое функциональная зависимость? (Функциональной зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.)
Что является аргументом тригонометрических функций? (Угол, выраженный в радианах.)
Величина уназывается функцией одного аргумента х, если каждому значению х соответствует единственное значение у.
Записывается y=f(x) или y=F(x).
Функция может быть задана тремя способами: аналитическим, табличным и в виде графика.
Кто знает и может рассказать про табличный способ задания функций?
(Аргумент и вычисляемая функция записываются в таблицу. Форма таблицы может быть вертикальной или горизонтальной.)
Цель: продемонстрировать учащимся, что построение графика функции в Excel требует предварительного вычисления ее значений в отдельных точках (табулирование функции).
Графический способ часто применяется, т.к. является наиболее наглядным. Для построения графика функции необходимо построить таблицу (вертикально или горизонтально). В одну колонку занести значение аргумента функции, а в другую – значение функции при заданном значении аргумента. Например, задание на построение графика квадратичной функции.
Рассмотрим пример построения графиков тригонометрических функций.
Y=sin x, Y=cos x в одной системе координат.
Цель:сформировать у учащихся умение работать со стандартными функциями электронных таблиц.
Сначала построим график одной из функций, например у = cos а, выполнив все указанные выше действия по построению графика. Аргумент тригонометрических функций является угол, выраженный в радианах. Поэтому в расчетной таблице добавляем колонку “Apг. Рад.”, в которой угол пересчитан в радианы. (Приложение 2)
4. Практическая работа
Практическая работа учащихся на закрепление ЗУН (Приложение 3).
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд по пройденным темам
6. Итог. Рефлексия. Оценки.
Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя?
Ответы учащихся - табулировали функцию и строили графики этих функций.
В чём состоят основные достоинства электронной таблицы по сравнению с обычной таблицей? (обучающиеся отвечают).
А теперь, у Вас на столах лежат листочки с буквами. Если Вам понравился урок, то прошу каждого из Вас взять оранжевую букву и прикрепить на ватман, если урок не понравился, то берём букву жёлтого цвета, если сомневаетесь или не можете ответить, то букву белого цвета.
Список литературы:
Приложения
Приложение 1
|
вопрос |
ответ |
1. |
Что такое Microsoft Excel? |
Табличный процессор и предназначен для обеспечения работы с таблицами данных. |
2. |
Электронная таблица – это… |
прикладная программа для обработки числовой информации, связанная и с текстовыми документами, и с базами данных. |
3. |
Документ электронных таблиц —это |
рабочая книга |
4. |
Рабочая книга состоит из… |
электронных таблиц, т.е. рабочих листов |
5. |
Пересечение столбца и строки образуют … |
ячейку |
6. |
Каждая ячейка имеет…. |
адрес |
7. |
Адрес ячейки –это |
имя столбца и номер строки |
8. |
Ссылка –это |
способ указания адреса ячейки. |
9. |
Каких два основных типа ссылок существуют? |
относительная и абсолютная |
10. |
Когда проявляются различия между относительными и абсолютными ссылками? |
при копировании формулы из текущей ячейки в другую. |
11. |
Текущая ячейка … |
выделена прямоугольной рамкой |
12. |
Блок ячеек — |
Указание ссылок на первую и последнюю ячейку |
13. |
Для выделения нескольких несмежных (отдельно расположенных) ячеек используется клавиша |
Ctrl |
14. |
Для выделения блока ячеек используют клавишу |
Shift |
15. |
Какие данные можно ввести в ячейку? |
число, текст, формулу |
16. |
Нам известны следующие форматы данных—… |
Денежный, числовой, финансовый, %-ный |
17. |
Из чего состоит формула? |
Формула может состоять из арифметических операций, адресов ячеек, часто используют формулы, которые содержат функции. |
18. |
Как записать формулу в ячейку? |
со знака равно |
19. |
Для редактирования данных в ячейке электронной таблицы необходимо: |
выделить ячейку; нажать F2;внести изменения; зафиксировать ввод. |
20. |
Форматирование — это … |
это процесс оформления в требуемом виде данных и объектов документов. |
21. |
Какие операции с фрагментами вам известны? |
Копирование, удаление, вставка, сортировка, перемещение. |
22. |
Для наглядного представления числовых данных в ЭТ можно построить |
Диаграмму, гистограмму, график |
23. |
Круговая диаграмма используются для… |
Графической интерпретации одной переменной |
24. |
Гистограмма |
Для изображения значений каждой из переменных в виде слоёв или объёмно |
25. |
Точный график |
Для изображения графиков функций |
26. |
Линейный график используется для.. |
Для изображения каждой переменной в виде ломаной линии. |
Приложение 2
Построение графиков функций y=cos a, y=sin a в одной координатной системе
Расчётная таблица
Аргумент Градус |
Аргумент Рад |
y=cos a |
y=sin a |
-180 |
-3,141593 |
-1 |
-1,22515E-16 |
-160 |
-2,792527 |
-0,9396926 |
-0,342020 |
-140 |
-2,443461 |
-0,7660444 |
-0,642788 |
-120 |
-2,094395 |
-0,5 |
-0,866025 |
-100 |
-1,745329 |
-0,1736482 |
-0,984808 |
-80 |
-1,396263 |
0,1736482 |
-0,984808 |
-60 |
-1,047198 |
0,5 |
-0,866025 |
-40 |
-0,698132 |
0,7660444 |
-0,642788 |
-20 |
-0,349066 |
0,9396926 |
-0,342020 |
0 |
0,000000 |
1 |
0,000000 |
20 |
0,349066 |
0,9396926 |
0,342020 |
40 |
0,698132 |
0,7660444 |
0,642788 |
60 |
1,047198 |
0,5 |
0,866025 |
80 |
1,396263 |
0,1736482 |
0,984808 |
100 |
1,745329 |
-0,1736482 |
0,984808 |
120 |
2,094395 |
-0,5 |
0,866025 |
140 |
2,443461 |
-0,7660444 |
0,642788 |
160 |
2,792527 |
-0,9396926 |
0,342020 |
180 |
3,141593 |
-1 |
1,225148E-16 |
Приложение 3
Практическая работа
План работы
D(f) =[0;+∞),
если n – чётное число
D(f)=(-∞+∞), если n – нечётное число
· Асимптоты (асимптот нет).
1. Построить график функции (n – чётное число) с помощью Еxcel, зарисовать эскиз графика функции и описать её свойства .
2. Построить график функции (n – нечётное число) с помощью Еxcel зарисовать эскиз графика и описать её свойства.
3. Построение графика функции у = ах2 +bх + с.
Построим график указанной функции при а = 2,b=5,с = -10. Для построения графика функции будем изменять аргумент в диапазоне -5 ≤ х ≤ 2,5 с шагом 0,5.
4. Дана функция f(x)= х2 - 3х + 2 .
Используя электронные таблицы, вычислите значения функции у = f(x) для значений аргумента
х= -5; -4,5; -4; ...; 7; 7,5; 8.
Постройте
график функции у =f(x) и определите (приблизительно), при каких значениях аргумента х значение
функции у = 0.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.