Задать вопрос

Публикации

19.02.2013

Урок – практикум по информатике

Просмотров: 2432
Машенцева Галина Викторовна,
преподаватель ГБОУ СПО «Региональный
многопрофильный колледж» г. Ставрополя

Тема: «Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций»


Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Цели:

  • сформировать у студентов умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц (ЭТ);
  • уметь использовать Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, изучения графических способов решения уравнений и систем уравнений.

По окончании занятия студент:

имеет представление:

  • об использовании ЭТ для решения задач;
  • о правилах построения графиков функций;

знает:

  • основные виды встроенных функций;
  • алгоритмы  ввода формул и основных функций;
  • способы ввода функций;
  • основные ошибки, допускаемые, при вводе функций;

умеет:

  • различными способами работать с функциями в электронных таблицах;
  • табулировать функции;
  • строить графики, диаграммы  в ЭТ;
  • работать с информацией;
  • использовать формулы и функции для проведения вычислений в электронных таблицах.

Задачи:

Образовательные

  • проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по электронным таблицам,
  • обобщить и систематизировать знания теме “Электронные таблицы”;
  • продолжить формирование умений и навыков в электронных таблицах: табулировании функции, построение графиков, диаграмм.
  • закрепить программный материал при решении задач, табулировании функций и построение графиков в ЭТ;
  • совершенствовать навыки построения и анализа реальной ситуации.

Развивающие

  • развивать навыки самостоятельной работы за компьютером, работы в сети, умении сохранять файлы в разных форматах, оформлять, распечатывать и получать результат тестирования программы;
  • развивать творческий подход в оформлении программы на компьютере;
  • развитие логического мышления, памяти и внимательности;
  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
  • формировать представление учащихся о том, что ЭТ применяются при решении жизненно важных задач.

Воспитательные

  • повысить активность, развивать соревновательные качества студентов на уроке;
  • воспитание трудолюбия;
  • привитие навыков самостоятельности в работе;
  • развить познавательный интерес и творческую активность;
  • выработать аккуратность и организованность в работе;
  • продемонстрировать возможности применения компьютеров, в частности ЭТ, для решения задач;
  • формировать навыки взаимодействия и принятия решений.

Методическая цель занятия: продемонстрировать возможности использования на занятиях современных развивающих методик.

 

Методы и приёмы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приём: информационный рассказ, беседа);
  • методы передачи информации  с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная работа студентов с конспектом, с практической работой);
  • методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации, «повтори за мной»);
  • методика концентрации внимания (упражнение «Исключи лишнее слово»);
  • методы контроля (приём: самопроверка).

Оборудование урока:

  • персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и табличным процессором MS Excel 2003,2007;
  • карточки с заданиями практической работы.

Принципы: научности обучения, наглядности, развивающего обучения – познавательная деятельность, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.

Формы организации работы на уроке:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • самостоятельная (дифференцированная по трудности).

Обоснование метода обучения и форм работы.

  • помогают активизировать внимание студентов;
  • создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
  • воспитывают дух здорового соперничества;
  • служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Межпредметных связи с учебными предметами:

  • математика: знание основных понятий алгебры – функция, аргумент функции, квадратные уравнения, тригонометрические функции.

На доске оформление в виде таблицы с заголовками: № п/п, Фамилия, имя учащегося, д/з, тест, Блиц-турнир, практическая работа, итоговая оценка.


Оформление стенда:

Литература для учителя. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. И.Семакин, Т. Шеина.

Литература для учащихся. Информатика. Учебник. Задачник-практикум в 2 томах/под. Ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера.


План урока:

1. Организационный момент. (2-3 мин)

2. Актуализация знаний.(15-20 мин.)

3. Изучение нового материала. (20 -25 мин)

4. Практическая работа (20-25 мин)

5. Домашнее задание. (2 мин)

6. Итог. Рефлексия. Оценки. (5 мин)

 

ХОД УРОКА


1. Организационный момент.

Преподаватель:Здравствуйте, приготовились к уроку. Дежурные подайте список отсутствующих, пожалуйста. У нас сегодня завершающий урок по разделу “Информационные технологии. Электронные таблицы”.

Тема нашего урока — Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций.

Цель нашего урока — научиться использовать электронные таблицы Excel  для построения графиков элементарных и сложных  функций, научиться решать уравнения и системы уравнений графических способом.

Вам предстоит узнать, каковы возможности ЭТ в решении задач, а также получить навыки работы с табличными данными. Кроме того, вы познакомитесь с построением графиков функций. Ваша задача сегодня на уроке - показать знания по понятиям ЭТ, уметь применить свои знания в практической работе за компьютером в ЭТ.

Игра. Соберемся с силами.  Прежде, чем начнём  повторять пройденный материал, давайте посмотрим на проектор и «Исключим лишнее слово»

На экране по щелчку мыши появляется текст: «Исключи лишнее слово» и четыре слова: текст, рисунок, число, формула. Получив правильный ответ, используется эффект анимации, удаляется слово «рисунок» и выводится на экран сообщение «основные информационные объекты».


2. Актуализация знаний

Преподаватель: Давайте сейчас проверим, как вы усвоили основные понятия MS Excel. Предлагаю Вам сесть за компьютеры и выполнить тест по ЭТ. Оценку за тест вы напишете в своих тетрадях. Приступайте.

Учащиеся тестируются.

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить умения учащихся строить диаграммы, гистограммы в электронных таблицах. “Построить таблицу показателей своей успеваемости за 1 и 2 полугодие учебного года и по возможности графически изобразить”.

Кто выполнил? Все. Вопросы были по домашнему заданию? Обменяйтесь работами. Анализируем результаты. Кто улучшил свои показатели в учёбе? Кто ухудшил? Молодцы.

Поставьте оценку и верните работу владельцу.

Проверка домашнего задания. Обратим внимание на доску! Продолжаем проверку домашнего задания.

Учебник - практикум 2. стр. 119

Задача 1(№ 17, стр. 119). К таблице применяется операция копирования С1 в D2:D4. Что будет занесено в ячейки блока D2:D4?

 

А

B

C

D

1

5

3

=А1+В1

 

2

 

 

 

=B2+C2

3

 

 

 

=B3+C3

4

 

 

 

=B4+C4

Задача 2 (№ 20, стр. 119). К таблице применяется операция перемещения А1:С1 в С2:Е2. Что будет занесено в ячейку Е2?

 

А

B

C

D

E

1

5

3

=А1+В1

 

 

2

 

 

 

 

=C2+D2

А теперь, мы с вами проведём блиц-турнир! Задания по ЭТ.

Я вам раздам карточки. Называю начало предложения или вопрос, и тот, у кого карточка с эти заданием – отвечает. Если вы не смогли или неправильно ответили, то я забираю карточку, а если правильно, то вы должны вложить карточку в тетрадь (Приложение 1).


3. Изучение нового материала.

Преподаватель: Возможности электронных таблиц Microsoft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчёты в различных областях человеческой деятельности: физике, инженерных науках, экономике, технологии, математике. Сейчас я вам на компьютере покажу, как использовать Excel для построения графиков элементарных функций.

Ответьте на вопросы.

Что называется функцией? (Переменная величина, которая зависит от аргумента, называется зависимой переменной или функцией.)

Что называется переменной? (Величина, участвующая в том или ином процессе и изменяющаяся в время этого процесса, называется переменной.)

Что называется аргументом? (Переменная величина, которая произвольно задается, называется независимой переменной или аргументом.)

Чем характеризуется постоянная величина? (Величина, участвующая в том или ином процессе и не изменяющаяся во время этого процесса, называется постоянной (константой).)

Что такое функциональная зависимость? (Функциональной зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.)

Что является аргументом тригонометрических функций? (Угол, выраженный в радианах.)

Величина уназывается функцией одного аргумента х, если каждому значению х соответствует единственное значение у.

Записывается y=f(x) или y=F(x).

Функция может быть задана тремя способами: аналитическим, табличным и в виде графика.

Кто знает и может рассказать про табличный способ задания функций?

(Аргумент и вычисляемая функция записываются в таблицу. Форма таблицы может быть вертикальной или горизонтальной.)

Цель: продемонстрировать учащимся, что построение графика функции в Excel требует предварительного вычисления ее значений в отдельных точках (табулирование функции).

Графический способ часто применяется, т.к. является наиболее наглядным. Для построения графика функции необходимо построить таблицу (вертикально или горизонтально). В одну колонку занести значение аргумента функции, а в другую – значение функции при заданном значении аргумента. Например, задание на построение графика квадратичной функции.

Рассмотрим пример построения графиков тригонометрических функций.

Y=sin x, Y=cos x в одной системе координат.

Цель:сформировать у учащихся умение работать со стандартными функциями электронных таблиц.

Сначала построим график одной из функций, например у = cos а, выполнив все указанные выше действия по построению графика. Аргумент тригонометрических функций является угол, выраженный в радианах. Поэтому в расчетной таблице добавляем колонку “Apг. Рад.”, в которой угол пересчитан в радианы. (Приложение 2)


4. Практическая работа

Практическая работа учащихся на закрепление ЗУН (Приложение 3).


5. Домашнее задание.

Составить кроссворд по пройденным темам


6. Итог. Рефлексия. Оценки.

Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя?

Ответы учащихся - табулировали функцию и строили графики этих функций.

В чём состоят основные достоинства электронной таблицы по сравнению с обычной таблицей? (обучающиеся отвечают).

А теперь, у Вас на столах лежат листочки с буквами. Если Вам понравился урок, то прошу каждого из Вас взять оранжевую букву и прикрепить на ватман, если урок не понравился, то берём букву жёлтого цвета, если сомневаетесь или не можете ответить, то букву белого цвета.

 

Список литературы:

  1. М.С. Цветкова Информатика и ИКТ, учебник, М.: "Академия",2011
  2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 10 кл, 7-е изд,- М., 2011
  3. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010
  4. Голицына О.Л., ПартыкаТ.Л. «Информационные технологии» М: -ИНФРА=М, 2008
  5. Е.В. Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учеб. пособие для сред. проф. образования.2008 г.
  6. www.ПЕРВЫЕ ШАГИ.ru __ Шаг 6 - Excel_ Формулы_files
  7. http://www.on-line-teaching.com/excel/lsn002.html(Учебник по Excel)
  8. Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии. М.: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с. 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

вопрос

ответ

1.

Что такое Microsoft Excel?

Табличный процессор и предназначен для обеспечения работы с таблицами данных.

2.

Электронная таблица – это…

прикладная программа для обработки числовой ин­формации, связанная и с текстовыми документами, и с базами данных.

3.

Документ электронных таблиц —это

рабочая книга

4.

Рабочая книга состоит из…

электронных таблиц, т.е. рабочих листов

5.

Пересечение столбца  и строки образуют …

ячейку

6.

Каждая ячейка имеет….

адрес

7.

Адрес ячейки –это

имя столбца и номер строки

8.

Ссылка –это

способ указания адреса ячейки.

9.

Каких два основных типа ссылок существуют?

относительная и абсолютная

10.

Когда проявляются различия между относительными и абсолютными ссылками?

при копировании формулы из текущей ячейки в другую.

11.

Текущая ячейка …

выделена прямоугольной рамкой

12.

Блок ячеек —

Указание ссылок на первую и последнюю ячейку

13.

Для выделения нескольких несмежных (отдельно расположенных) ячеек исполь­зуется клавиша

Ctrl

14.

Для выделения блока ячеек используют клавишу

Shift

15.

Какие данные можно ввести в ячейку?

число, текст, формулу

16.

Нам известны следующие форматы данных—…

Денежный, числовой, финансовый,

%-ный

17.

Из чего состоит формула?

Формула может состоять из арифметических операций, адресов ячеек, часто используют формулы, которые содержат функции.

18.

Как записать формулу в ячейку?

со знака равно

19.

Для редактирования данных в ячейке электронной таблицы необходимо:

выделить ячейку;

нажать F2;внести изменения;

зафиксировать ввод.

20.

Форматирование — это …

это процесс оформления в требуемом виде данных и объектов документов.

21.

Какие операции с фрагментами вам известны?

Копирование, удаление, вставка, сортировка, перемещение.

22.

Для наглядного представления числовых данных в ЭТ можно построить

Диаграмму, гистограмму, график

23.

Круговая диаграмма используются для…

Графической интерпретации одной переменной

24.

Гистограмма

Для изображения значений каждой из переменных в виде слоёв  или объёмно

25.

Точный график

Для изображения графиков функций

26.

Линейный график используется для..

Для изображения каждой переменной в виде ломаной линии.

 

Приложение 2

 

Построение графиков функций  y=cos a,  y=sin a в одной  координатной системе

 

Расчётная таблица

Аргумент Градус

Аргумент Рад

y=cos a

y=sin a

-180

-3,141593

-1

-1,22515E-16

-160

-2,792527

-0,9396926

-0,342020

-140

-2,443461

-0,7660444

-0,642788

-120

-2,094395

-0,5

-0,866025

-100

-1,745329

-0,1736482

-0,984808

-80

-1,396263

0,1736482

-0,984808

-60

-1,047198

0,5

-0,866025

-40

-0,698132

0,7660444

-0,642788

-20

-0,349066

0,9396926

-0,342020

0

0,000000

1

0,000000

20

0,349066

0,9396926

0,342020

40

0,698132

0,7660444

0,642788

60

1,047198

0,5

0,866025

80

1,396263

0,1736482

0,984808

100

1,745329

-0,1736482

0,984808

120

2,094395

-0,5

0,866025

140

2,443461

-0,7660444

0,642788

160

2,792527

-0,9396926

0,342020

180

3,141593

-1

1,225148E-16



 

Приложение 3

Практическая работа

План работы

  • Классифицировать  показатель корня (n – чётное число, n – нечётное число).
  • Привести примеры функций с данными показателями степеней.
  • Указать область определения функций:

D(f) =[0;+∞), если n – чётное число
D(f)=(-∞+∞), если n – нечётное число

·                                 Асимптоты (асимптот нет).

1. Построить график функции  (n – чётное число) с помощью Еxcel, зарисовать эскиз графика функции и описать её свойства .

2. Построить график функции (n – нечётное число) с помощью Еxcel зарисовать эскиз графика и описать её свойства.

 

3. Построение графика функции  у = ах2 +bх + с.

 

Построим график указанной функции при а = 2,b=5,с = -10. Для построения графика функции будем изменять аргумент в диапазоне -5 ≤ х ≤ 2,5 с шагом 0,5.

 

4. Дана функция f(x)= х2   - 3х + 2 .

Используя электронные таблицы, вычислите значения функции у = f(x) для значений аргумента

х= -5; -4,5; -4; ...; 7; 7,5; 8.

Постройте график функции у =f(x) и определите (приблизительно), при каких значениях аргумента х значение функции у = 0.

назад к списку
  • Представления о безопасности у русских и китайских студентов
  • Мотивация учебной деятельности студентов первого курса среднего…
  • Оздоровительная направленность уроков физического воспитания…
  • Инновации в тележках грузовых вагонов
  • Географические кроссворды – одна из форм активизации познавательной…
  • Преподавание темы «Генетика» в курсе биологии в СПО (из опыта…
  • Пояснительная записка к мультимедийному конспекту «Урок – фестиваль…
  • Классный час «О культуре поведения в школе» (для учащихся первых…
  • Деловая игра «Супербосс»
  • Тезисы к исследовательской работе на тему: «Финансирование инвестиционного…
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Для просмотра необходим Flash Player

 
Июль 2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031