Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значение применения презентационных свойств ИТ на занятиях английского языка в колледже

19.02.2013 1022 3148
Лыбаева Елена Борисовна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Постоянно возрастающие объемы информации, требования к ускорению их обработки и бурное развитие средств вычислительной техники привели к повсеместному внедрению их  во все сферы жизни человека.

Одним из  приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.


В настоящее время в области информатизации образования реализуется большое число программ и проектов.


«Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно решать следующие педагогические задачи:

  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса;
  • повышение эффективности познавательной деятельности учащихся;
  • широкое внедрение принципа интерактивности» [3].

Использование новых информационных технологий для реализации указанных выше принципов приобретает особое значение в такой области образовательной деятельности, как изучение иностранных языков. Данная статья раскрывает вопрос применения информационных технологий в преподавании английского языка в колледже на примере использования в учебном процессе презентационных свойств ИТ.


Каждый преподаватель-лингвист прекрасно осознаёт, что обучение иностранному языку подчинено цели приобщения учащихся (студентов) к иноязычной культуре. Это предполагает не только овладение ими методов и приёмов получения познавательной информации, но и формированию у них ценностного отношения к языку как к культурному феномену.


На занятиях английского языка студенты знакомятся  с историей, географией, мировой художественной литературой и научными достижениями и открытиями англоязычных стран, что требует от них усвоения и осмысления огромного количества сведений и новой полезной информации. Поэтому тем, кто изучает иностранный язык, в том числе и английский, необходимы по возможности большие накопители информации дидактического и справочного характера, которыми можно было бы  легко и удобно пользоваться.


Если рассмотреть подробно классификацию возможностей использования информационных технологий в преподавании и изучении иностранного языка станет для всех очевидным, что их можно использовать с целью:

  • поиска информации (можно осуществлять его в Интернет-ресурсах, электронных справочниках, книгах, энциклопедиях, в базах данных, фонотеках, видеотеках);
  • обработки информации(заключаются в создании студентами и преподавателями собственных баз данных, связаны с ведением учета достижений учащихся/студентов в виде портфолио, с преобразованием информации в аудио-, видео-, и фотоматериалах и т.д.);
  • наглядного представления информации(предлагают обучающие программы, сайты, презентации, экспресс материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и видеокамеры, моделирование ситуаций и игровые программы);
  • обмена информацией(позволяют вести гостевые книги, использовать электронную почту, проводить телемосты, телефорумы и конференции и т.д.);
  • хранения информации(реализуются в электронных фотоальбомах, сборниках творческих работ студентов, видеоархивах, на сайтах и т.д.).

Обучение иностранному языку в средних специальных учебных заведениях – это та область педагогической деятельности, где применение новых информационных технологий принципиально меняет методы работы и ее результаты.


Процесс информатизации образования приобрел определенную устойчивую динамику, выражающуюся в стремлении шире использовать компьютер в учебном процессе. В колледже разработана базовая схема учебного процесса, основывающаяся на новых информационных компьютерных технологиях. Это типовые лекции или другие практические занятия. Для их проведения преподаватель имеет возможность использовать достаточно простой комплект аппаратных средств: мультимедийный видеопроектор, компьютер (ноутбук), обучающую систему на компакт-диске или на жестком диске компьютера. По возможности используется подключение Интернет. В компьютере находится все программное обеспечение, которое может потребоваться преподавателю в процессе ведения занятия максимально эмоционального и зрелищного, построенного на творческом общении со студентами.


В последнее время помимо успешного использования на занятиях английского языка всевозможных обучающих программ все чаще стала заявлять о себе такая  имитационно-активная форма мультимедийного метода обучения как «презентация».


Эта форма в обучении студентов английскому языку показала положительные результаты не только в таком виде учебно-воспитательной деятельности как урок/занятие, но и внеклассная / внеаудиторная работа.


Как правило, и урок, и внеклассная деятельность имеют свои этапы подготовки и проведения.


На любом уроке/занятии по английскому языку, преподаватель вводит новый материал и проводит его закрепление. Ведь ни для кого не является новостью тот факт, что почти все занятия по иностранным языкам являются практическими.


При введении и объяснении нового материала преподаватель может использовать слайды презентаций для введения новой лексики по уроку, терминов по специальности и научно-техническим текстам; при изучении грамматики английского языка – грамматических таблиц, а также всевозможных схем и структур построения английских предложений по типу и цели высказывания и т.д. При этом, если в том есть необходимость, для усиления эмоциональности и зрелищности занятия, при создании презентации к нему, можно использовать коллекцию изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами.


При закреплении материала на слайдах презентации могут быть размещены различные виды заданий, способствующие повышению мотивации к учёбе, интереса к изучаемому предмету, формированию сознания полезности получаемых знаний в виде тренировочных упражнений, требующих подстановки, замены, преобразования, дополнения, исправления ошибок и других необходимых преобразований. А также с успехом при показе презентации можно использовать такую активную форму обучения как игра. Игра может быть связана с разгадыванием «магических квадратов», кроссвордов, с нахождением или отгадыванием «скрытых» на слайдах слов и предметов (это, так называемые, «игры с правилами»).  Могут быть проведены и сюжетно-ролевые игры, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, которые будут базироваться на использовании в ходе презентации слайдов с иллюстративно-ситуативным материалом, видео- или аудиоматериалом по теме занятия.


При обобщающем повторении использование мультимедийного метода обучения в форме презентации помогает преподавателю развивать и выявлять у студентов креативность и коммуникативные навыки.


На таких занятиях происходит взаимодействие «студент – педагог» не в форме прямой передачи информации, а через самостоятельную, а порой даже познавательно-поисковую деятельность студентов, которую организует преподаватель-лингвист.


Замысел представления информации формулируется преподавателем или самими студентами в ходе изучения тем, предлагаемых учебной программой по дисциплине «Английский язык».


А реализуется он в виде презентации выбранной темы или защиты проекта с использованием презентационных свойств ИТ обычно в ходе изучения разделов «Страноведение», «Производственная деятельность предприятий». Эту форму работы можно использовать и при проведении нетрадиционных занятий по английскому языку таких, как: урок - КВН, урок - соревнование, урок - виртуальная экскурсия,  урок – аукцион знаний.


Во внеурочной/внеаудиторной деятельности такой способ обучения английскому языку как презентация также имеет свои определенные этапы подготовки и проведения.


На начальной стадии -  предусмотрен выбор темы самими студентами, а также распределение ролей или обязанностей для выполнения замысла презентации.


На следующем этапе осуществляется работа с базой данных, а также производится обработка собранного материала (информации).


В заключении выполняется работа по составлению кадров и проводится показ или защита готовой презентации.


При этой форме обучения, преподаватель, безусловно, инициирует самостоятельно-поисковую деятельность студентов, дает им возможность активизировать свой творческий потенциал.


Подготовка презентации в этом виде учебно-воспитательной деятельности, позволяет студентам работать индивидуально и в группе, распределять свои роли по возможностям и интересам. Так, например, кто-то из студентов осуществляет информационный поиск, используя Интернет, кто-то работает с документальной базой (словарями, справочниками, энциклопедиями, периодикой в электронном виде или в печатном варианте), кто-то проводит мини-исследования (социальные опросы, тестирования), кто-то составляет мультимедийные кадры, кто-то работает над текстом и защитой презентации.


Подробно рассмотрев применение презентации в преподавании английского языка в колледже, следует подвести итоги вышесказанному и отметить следующие положительные результаты ее использования на занятиях и во внеаудиторной деятельности.


Студенты: легче усваивают новый материал, проявляют больше самостоятельности и творчества, с интересом знакомятся с коллекцией изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, учатся работать в группе и индивидуально.


Преподаватель: имеет возможность активизировать мыслительную деятельность студентов, может уделить больше времени на обсуждение вопросов по теме, имеет возможность применить на занятии элементы развивающего обучения.


Преимущества презентации как одной из активных форм мультимедийного метода обучения состоят в том, что она осуществляет максимальную связь«преподаватель - студент», при её использовании отсутствует лишняя информация, эта форма обучения английскому языку служит средством активизации познавательных процессов, а именно: внимания, мышления и памяти.


Значение презентациив методике преподавания английского языка как одной из активных форм мультимедийного метода обучения заключается в том, что она формирует у студентов умения работать с информацией в электронном виде, способность к критической рефлексии, анализу, независимой деятельности, принятию единственно правильных решений, а также развивает у них  поисково-исследовательские умения и навыки.

 

Список использованной литературы

  1. Бартенева И.О. Развитие креативного мышления // Специалист.- 2007. -  №4.- с.20.
  2. Раднаева Ц.Б. О систематизации речевого материала при обучении иностранному языку // Специалист. – 2007. - №4. – с.20.
  3. Степанова Н.Ю.  К проблеме  использования информационных технологий в преподавании иностранного языка в вузе/ в сб. «Современные теории и методы обучения иностранным языкам.- М.: Изд. «Экзамен», 2006.- с.296.
  4. Филимонова О.  Использование компьютерных технологий в воспитательном процессе // Воспитательная работа в школе. – 2007. - №2. – с.111-114.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*