Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сопровождение профессионального самоопределения студентов в Исовском геологоразведочном техникуме

14.02.2013 2042 5573
Пудовкин Александр Евгеньевич, преподаватель

Исовский геологоразведочный техникум

Современный абитуриент слабо ориентируется в содержании будущей профессии. Ответы большинства первокурсников на вопрос «почему я выбрал профессию…» поражают своей наивностью и неосведомлённостью. Отсутствие в сознании студента первых курсов четкой мотивации на получении выбранной специальности - одна из важных причин плохой учебы. В конечном результате общество получает армию неэффективных молодых специалистов. По некоторым данным [2] не менее трети молодых специалистов работают не по специальности или безработные. Исправлять сложившуюся ситуацию следует, в том числе и усилением профориентационной работы в школе и в специальных учебных заведениях. Согласно Государственному заданию ФГАУ «ФИРО» в 2012 году разработан проект «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [1] (далее «Концепция…»).


В системе СПО обучение является профильным, и профориентационное сопровождение студента естественно ориентируется на данную и родственные специальности. Для соблюдения принципа профориентации, «работа для человека», совокупность профориентационных мероприятий должна в максимально возможной мере раскрывать многогранность профессии, возможность «найти себя» в рамках данной профессии.


Целью настоящей работы является обобщение и систематизация многолетнего опыта профориентационной работы в ГБОУ СПО СО Исовский геологоразведочный техникум и попытка составления примерной «Программы сопровождения профессионального самоопределения студентов СПО» (далее «Программа…»).


Согласно проекта «Концепции…» на ступени СПО основными задачами профессионального самоопределения обучающихся являются:

- уточнение личностного смысла выбранной специальности;

- обеспечение перехода из социальной позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника»;

- формирование ценности профессионального самообразования.


На основании перечисленных задач нами сформулированы компетенции, которые должны освоить студенты в результате реализации «Программы…»:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Самостоятельно определять задачи профессионального развития, осознанно планировать повышение квалификации.
  3. Осуществлять поиск и использование информации для проектирования личного профессионального пути.
  4. Ориентироваться в возможностях применения своих профессиональных компетенций на рынке труда.

Реализация «Программы…» предусматривает насыщение образовательной среды профессиональным контекстом. «Программа…» по своему объёму и значению в подготовке специалистов приближается к программе профессионального модуля ФГОСа и состоит из нескольких разделов, конкретное содержание которых рассматривается на примере специальности «Маркшейдерское дело».

 

Раздел 1. Насыщение учебного процесса профессиональным контекстом.

 

Основу образовательного процесса составляют уроки, учебные практики и самостоятельная работа студентов. Для насыщения всех видов учебных занятий профессиональным контекстом, кроме мобилизации преподавателей, необходимо создавать и поддерживать в учебном заведении благоприятные условия, объективно способствующие профессиональному самоопределению студентов. К таким условиям относится:

  • привлечение на работу в качестве преподавателей специальных дисциплин лиц имеющих опыт работы по специальности.
  • периодическая стажировка преподавателей специальных дисциплин на производстве согласно требованиям ФГОСа.
  • приобретение преподавателями общеобразовательных и общетехнических дисциплин знаний в рамках специальности, по которой обучаются студенты.
  • налаживание межпредметных связей с целью насыщения общеобразовательных предметов примерами из сферы будущей профессиональной деятельности обучающихся.
  • создание комплектов наглядных пособий, презентаций, видеофильмов для профессиональной ориентации студентов при изучении общеобразовательных, общетехнических и профессиональных дисциплин.

Планировать конкретное содержание данного раздела должен каждый преподаватель. «Программа….» предполагает следующие требования к преподавателям:

  • включать материал профориентационной направленности в учебные занятия по всем предметам и профессиональным модулям;
  • проводить обзор периодической печати и интернет сайтов по специальности при проведении занятий;
  • проводить как можно большую часть практических занятий и учебных практик в условиях максимально приближенных к реальным (по содержанию задач, по технологии их выполнения, по материальному обеспечению);
  • приглашать на занятия производственников с беседами о специальности;
  • проводить на каждом курсе тематические классные часы по проблемам профессионального самоопределения обучающихся;
  • отражать в СМИ и на сайте техникума положительные результаты учебной и производственной работы студентов.

Для приобретения навыков профессионального самоопределения студентам необходимо выполнять практические и самостоятельные работы.


Примерная тематика практических и самостоятельных работ:

1. Поиск в заданном регионе предприятий для работы по специальности «Маркшейдерское дело» (справочная литература, интернет).

2. Поиск в заданном регионе вакансий для трудоустройства по специальности (интернет).

3. Составление резюме для трудоустройства по специальности.

4. Составление проекта личного профессионального пути.

5. Составление потребительского профиля профессии, должности.

6. Составление рефератов, презентаций, кратких сообщений.

 

Раздел 2.Профессионально-ориентированные экскурсии.

Экскурсии студенческих групп как средство профессионального самоопределения обучающихся широко практикуются в нашем техникуме. В среднем, каждая учебная группа в течении учебного года совершает 3-4 экскурсии. Большая часть экскурсий является составной частью учебных практик. К сожалению, на первом курсе, экскурсий профессиональной направленности не проводится, что с внедрением «Программы…» должно быть исправлено. Ниже приводятся примерные темы экскурсий:

  • экскурсии на предприятия (шахта, карьер, геологоразведочная партия, стройка…) с возможностью выполнения студентами элементов работы по специальности;
  • экскурсии в ВУЗы с посещением лекций;
  • экскурсии на профессиональные выставки и в музеи;
  • экскурсии в салоны компаний, торгующих специальным оборудованием.

 

Раздел 3. Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Конкурс профессионального мастерства по геодезии и маркшейдерскому делу, который проходит в нашем учебном заведении на протяжении многих лет, является важным средством профориентационной работы. В состав конкурса мы включили кроме соревнований по решению профессиональных задач научно-практическую конференцию, общение студентов с выпускниками, успешно работающими по специальности, со специалистами из организаций-работодателей, с представителями кафедр ВУЗов соответствующего профиля, со специалистами коммерческих фирм распространяющих современные приборы и технологии. Мы сумели создать на конкурсе атмосферу общения профессионально заинтересованных людей и заметили, что эта атмосфера притягивает наших студентов.


«Программой…» предусматриваются следующие мероприятия профориентационной направленности связанные с  конкурсом профессионального мастерства:

  • информация в студенческих группах о конкурсе с показом видеоматериалов с прошлых конкурсов и привлечение студентов принять участие в соревнованиях;
  • формирование и подготовка из числа студентов и сотрудников отряда волонтёров, обеспечивающих проведение конкурса;
  • участие в соревнованиях конкурса;
  • участие в научно-практической конференции;
  • выступления специалистов и представителей ВУЗов в учебных группах;
  • личное общение студентов со специалистами и студентами, прибывшими на конкурс.


Раздел 4. Профессиональная деятельность студентов.

Обеспечение возможностей для оплачиваемой профессиональной деятельности студентов в процессе обучения является одним из ведущих средств обеспечения перехода студента из позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника». Такая задача, поставленная в «Концепции…», не является новой для нашего учебного заведения. На протяжении 30 лет автором в практику обучения студентов внедрялся производительный оплачиваемый труд студентов по их будущей специальности с целью:

  • более эффективного обучения студентов на основе моральной и материальной заинтересованности  в результатах труда;
  • расширения возможностей для творчества студентов и преподавателей в производственной сфере;
  • повышение квалификации преподавателей, занятых на выполнении договорных тем;
  • первоначального знакомства студентов с производственными условиями.

При составлении настоящего раздела «Программы…» предусматривается:

  • формирование из числа студентов и сотрудников временных рабочих групп для создания учебных наглядных пособий, видеофильмов, тренажёров, учебных полигонов по данной  специальности;
  • привлечение студентов к обслуживанию и ремонту оборудования, инструментов, наглядных пособий;
  • подготовка студентов и их работа в качестве инструкторов, помогающих преподавателю в проведении практических занятий и учебных практик;
  • оплачиваемая работа студентов в качестве лаборантов;
  • привлечение студентов к оказанию безвозмездной профессиональной помощи организациям и гражданам, обратившимся в техникум;
  • включение студентов во временные трудовые коллективы, занимающиеся выполнением договорных работ, связанных с их будущей профессией;
  • оказание шефской помощи организациям - социальным партнёрам техникума, в выполнении работ, связанных с будущей профессией студентов;
  • проведение конференции по результатам производственной практики.

 

Раздел 5. Исследовательская работа студентов.

Выполнение студентами творческой работы в рамках приобретаемой профессии (техническое творчество, научно-исследовательская работа, создание учебных пособий) является важным средством профессионального самоопределения обучающихся. Как правило, этой работой занимаются только «успешные» студенты. Одним из традиционных в прошлом способов привлечения к творчеству по специальности практически всех студентов являлось обязательное выполнение самостоятельной работы (так называемого специального задания или реального подтверждения) с представлением результатов на итоговой Государственной аттестации. Для специальности «Маркшейдерское дело» у нас эта традиция сохраняется. Ежегодно мы планируем:

1. Выполнение каждым выпускником творческой работы (специального задания), связанной с будущей профессией.

2. Проведение научно-практической конференции по результатам творческих работ профессиональной направленности.

 

Раздел 6. Занятия прикладными видами спорта.

Занятия видами спорта, имеющими отношение к выбранной профессии, погружают обучающегося в мир практических дел и достижений, расширяют кругозор и способствуют приобретению молодым человеком «бытового» опыта, которого так часто не хватает в настоящее время молодым специалистам.

Занятия организуются и оформляются в виде секции или клуба с привлечением как можно большего количества студентов разных курсов. Руководить занятиями должны сотрудники учебного заведения (возможно старшекурсники), знающие профессию, основы методики спортивной работы и понимающие задачи профориентации. Для специальности «Маркшейдерское дело» прикладными видами спорта мы считаем туризм и спортивное ориентирование. В «Программу…» будут включены теоретические занятия, тренировки, соревнования и туристические походы.


Занятия туризмом как прикладным видом спорта является традиционным для наших студентов особенно для тех, кто осознанно выбрал профессию геолога, геофизика, маркшейдера. Занятия спортивным ориентированием, не смотря на их очевидную актуальность для наших специальностей, ранее не проводились. Включая их в «Программу…» мы рассчитываем на инициативу сотрудников, способных увлечь этим делом значительное количество студентов.

 

Успех в реализации «Программы сопровождения профессионального самоопределения студентов СПО» во многом определяется уровнем профессионального самоопределения абитуриентов, поступающих в профильное учебное заведение. Предпрофильная подготовка школьников предполагает знакомство учеников с миром профессий вообще, но конкретика также необходима школе. Инициатива профориентации школьников по конкретным специальностям должна принадлежать специальным учебным заведениям, которые совместно со школами-партнерами разрабатывают программу профориентации и выполняют ее.

 

Литература:

  1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Проект (доработанная версия 25.08.2012).
  2. Павлова Л.А. Мотивация обучающихся как условие совершенствования качества профильного обучения.// Среднее профессиональное образование. 2010. №1.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*