Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка учебного занятия «Факторы экономического роста»

14.02.2013 346 2007
Самарина Елена Викторовна, преподаватель экономических дисциплин

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

Тема:  «Факторы экономического роста»


Тип занятия: Урок сообщения новых знаний.


Метод обучения: Проблемно – поисковый, самостоятельная работа, наглядные методы.


Цели занятия:

Дидактическая: Дать понятие о содержании и основных видах факторов экономического роста. Познакомить с формами государственного регулирования экономического роста.

Развивающая: Развивать умение анализировать функции выполняемые факторами экономического роста, учить выделять главное при работе с законодательными актами.

Воспитательная: Стремиться к воспитанию внимательности, сосредоточенности, дисциплинированности, удовлетворенности своей деятельностью, адекватности в самооценке.


Средства обучения: ПК, проектор, мультимедийная презентация, правовая система «Консультант», дидактический материал.


Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, рейтинговая система контроля и оценки знаний, информационно – коммуникативная.


Обучающийся должен обладать:

общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Технологическая карта занятия

№ п/п

Этап урока

Время проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный момент

5 минут

Приветствие студентов, проверка готовности к занятию

Приветствие преподавателя, демонстрация готовности к занятию

2.

Целеполагание

5 минут

Предлагает варианты целей занятия

Выбирают главную цель

3.

Мотивация

7 минут

Знакомит студентов с востребованностью  и средней заработной платой бухгалтера по данным журнала «Труд и занятость в России». С помощью вопросов определяет важность профессии бухгалтера для экономического роста.

Знакомятся с данными журнала «Труд и занятость в России», отвечают на вопросы, делают выводы о значимости своей профессии.

4.

Актуализация опорных знаний

10 минут

Предлагает частично заполненную схему и вопросы.

На основании ранее изученного материала отвечают на вопросы, заполняя пустые блоки схемы.

5

 

5.1

 

 

 

 

5.2

Усвоение новых знаний.

Работа в группах с правовой системой «консультант плюс»

 

 

Защита опережающих заданий

 

 

23 минуты

 

 

 

 

15 минут

 

 

Выдает задание. Объясняет порядок выполнения задания. Проводит краткий инструктаж по работе в правовой системе «Консультант плюс», контролирует правильность выполнения задания

Прослушивает выступление студентов, корректирует, задает вопросы.

 

 

В группах изучают нормативно- правовые акты, заполняют бланки ответов. Выступление групп, обсуждение.

 

Выступают с сообщениями, дополняют ответы, анализируют значимость факторов и территорию распространения

6.

Закрепление нового материала

10 минут

Выдает и  объясняет порядок выполнения задания, Инструктирует по работе с интернет ресурсами, оценивает ответы.

Находят информацию, изучают статью, определяют факторы, фиксируют ответы, предлагают свои пути улучшения экономического положения в области.

7.

Анализ и оценка успешности деятельности, выставление оценок

7 минут

Анализирует работу студентов, определяет степень достижения целей и задач занятия. Выставляет оценки, аргументируя и поясняя.

Оценивают объем проделанной работы, конкретизируют изученный материал

8

Рефлексия

7 минут

Предлагает  фразы, которые студент должен закончить сам

Заполняют карточки, продолжая фразы.

9

Домашнее задание

3 минуты

Выдает задание, объясняет порядок выполнения

Записывают задания в тетрадь.

 

Ход учебного занятия


1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка внешнего вида и готовности к занятию. Объяснение рейтинговой системы оценки работы на уроке, согласно которой в процессе занятия студенты зарабатывают баллы, в подтверждение им выдаются жетоны с указанным количеством баллов.


2. Целеполагание:

Цели формулируются совместно с преподавателем. Студентам необходимо выбрать цель занятия из предложенных преподавателем вариантов:

  1. Определить сущность и виды экономического роста
  2. Усвоить меры государственного регулирования экономического роста
  3. Рассмотреть причины, замедляющие экономический рост
  4. Изучить основные факторы экономического роста

В процессе обсуждения студенты выбирают основную цель, но в тоже время предполагают, что реализация и других целей важна.


Затем совместно с преподавателем ставятся  задачи, способствующие достижению поставленной цели.

Задачи:

  1. Повторить основные этапы экономического цикла
  2. Определить основные характеристики экономического роста.
  3. Рассмотреть законодательные акты, регулирующие экономический рост.
  4. Выявить две основные группы факторов и провести их анализ.


3. Мотивация учебной деятельности: цель этапа: заинтересовать, мотивировать, студентов к изучению темы, показав её важность и непосредственную связь с их будущей профессией.


Студентам предлагаются данные журнала «Труд и занятость в России», количество вакансий и средняя заработная плата бухгалтера в городах Москва, Оренбург, Челябинск, Орск.

Москва – 1584 вакансии з/п 25-70 тыс. рублей

Оренбург – 126 вакансий з/п 10-35 тыс. рублей

Челябинск – 93 вакансии з/п 17-40 тыс. рублей

Орск – 20 вакансий з/п 15-25 тыс. рублей


Делается акцент на важность профессии в экономической жизни организаций, и государства в целом. Для этого  студентам предлагают ответить на вопросы:

  1. Какие выводы мы можем сделать о востребованности и престижности профессии бухгалтер? (количество вакансий, относительно высокий уровень заработной платы)
  2. Какую роль играет бухгалтер в результатах деятельности организации?

(осуществляет финансовые расчеты, ведет отчетность, оформляет необходимую документацию)

  1. Какие показатели характеризуют деятельность организации? (прибыль, выручка, доход, убытки, заработная плата сотрудников)
  2. Какую связь мы можем выявить между деятельностью бухгалтера и показателями хозяйственной деятельности организации? (расчеты показателей осуществляет бухгалтер)

Какая связь существует между экономическим ростом в стране и деятельностью организаций? (положительные, высокие показатели организаций, свидетельствую о динамике экономического роста)


Соответственно можно сделать вывод, что от качественно и добросовестной  работы бухгалтера зависит экономический рост страны.


4. Актуализация знаний:

Цель этапа: повторить материал, изученный на прошлом занятии, для определения основных характеристик экономического роста и выявления отличительных черт от других фаз экономического цикла.


Вниманию студентов предлагается частично заполненная схема. Отвечая на вопросы преподавателя, студенты восстанавливают пропущенные ответы.

1. Дайте определение термину экономический цикл.

2. Какие фазы включает экономический цикл?

3. Охарактеризуйте пик экономического цикла?

4. Какие виды кризиса вы знаете?

5. Как проявляется кризис перепроизводства?

6. Оживление – это…?

7. Охарактеризуйте фазу подъема.

8. В чем основное отличие фазы подъема (экономический рост) от других фаз?

Ответы оцениваются  по рейтинговой системе: 2 балла правильный ответ, 1 бал дополнение.


5. Усвоение новых знаний Цель этапа: выработать навыки при анализе взаимосвязей показателей экономического роста и социальной политики государства, показать значимость экономического роста для экономического развития государства, выявить основные направления государственной деятельности по обеспечению экономического роста.


5.1 Работа в группах с правовой системой «Консультант плюс», студенты рассматривают правовые акты и определяют основные функции регулирования экономического роста. Каждая группа получает определенное задание содержащее название правового акта и бланк ответа с подготовленными вопросами.


Группа 1 – ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Группа 2- ФЗ №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Группа 3 - ФЗ «О бухгалтерском учете»

Группа 4 - ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Группа 5 - Гражданский кодекс РФ


В процессе рассмотрения правового акта, студенты фиксируют ответы в специальном бланке бланк. Вопросы:

1.Основные направления действия ФЗ

2. Какие правоотношения регулирует данный закон?

3. Какое влияние оказывает данный правовой акт на экономический рост государства.


После заполнения бланков ответов, каждой группе предоставляется слово для сообщения, в котором они характеризуют правовой акт. Задаются вопросы участниками других групп, вместе с преподавателем обсуждаются вопросы, вызвавшие споры.


Данный этап занятия оценивается самостоятельно студентами внутри  каждой группы в зависимости от участия в совместной работе, по заранее предложенной преподавателем шкале баллов. Изучение материала и поиск ответов 10 баллов, выступление от лица группы 8 баллов, ответы на вопросы 5 баллов.


5.2 Сообщения студентов о содержании  и видах факторов экономического роста.

Факторы предложения

  1. Количество и качество природных ресурсов.
  2. Количество и качество трудоспособного населения
  3. Наличие основного капитала, капитализированных благ или физического капитала, состоящего из зданий, машин, оборудования.
  4. Уровень технологии, применяемой для производства продукции

Факторы спроса и распределения

  • снижением степени монополизации рынка;
  • налоговым климатом в экономике;
  • эффективностью кредитно-банковской системы;
  • ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;
  • расширением экспортных поставок;
  • возможностями перераспределения производственных ресурсов в экономике;
  • действующей системой распределения доходов

После каждого сообщения студентам предлагается дополнить ответ выступавшего, определить географическое расположение  данного фактора, целесообразно напомнить студентам про знания, получаемые по дисциплине «География», «Биология». Ответы оцениваются по рейтинговой системе: полный, качественный ответ 10 баллов; ответ, требующий дополнения 7 баллов;  дополнение ответа 3 балла.


6. Проверка качества усвоения учебного материала:

Цель этапа: закрепить знания, полученные во время занятия, проверить уровень усвоения сущности и основных видов факторов экономического роста. Рассмотреть теоретические знания на практике, воспитать интерес к экономической жизни Оренбургской области.


Студентам необходимо проанализировать статью Росстата «Достижения Оренбуржья в сфере социально-экономического развития»  и выявить виды факторов оказывающих влияние  на экономический рост в Оренбургской области. Параллельно студентам  предлагают назвать свои факторы способные улучшить экономическое положение в Оренбургской области.


Для работы со статьей задействованы ресурсы интернета. Применяется рейтинговая система: правильный ответ 15 балла, дополнения 8 балла, свой вариант способный улучшить экономическое положение в области 10 балла.


7. Анализ и оценка успешности деятельности выставление оценок.

На данном этапе проводится анализ все работы проделанной на занятии, проводится связь между целями занятия и степенью их достижения. Конкретизируется материал занятия, по заработанным баллам выставляются оценки. Количество баллов и соответствующая оценка выводится на слайде. Анализируется работа студентов, отмечаются лучшие ответы.


8. Рефлексия.

Студентам предлагается продолжить фразы:

1. я познакомился с …………..

2. было непросто………………..

3. я добился………………………

4. у меня получилось………………….

5. хотелось бы …………………

6. мне запомнилось…………….

7. я попробую………………

Ответы на вопросы позволяют  осмыслить свою деятельность, результат деятельности, взаимодействие с преподавателем и одногруппниками, планирование дальнейшей деятельности.


9. Домашнее задание.

Используя лекцию № 22 «Основные факторы экономического роста» (Курс лекций по дисциплине: «Экономика», заполнить таблицу:

№ п/п

Группа факторов

Вид фактора экономического роста

Основные характеристики фактора

Территория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник для ссузов/ Е.Ф. Борисов .- 3е издание., испр.- М.: Дрофа, 2008. -415с.
  2. Основы экономики Учебник для ссузов / Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. – М. Дрофа, 2003.- 320 с.
  3.  www. gks.ru (сайт Росстата РФ)



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*