Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел

24.08.2011 1072 12781
Астафьев Н.В., начальник учебно-научного комплекса служебно-боевой подготовки, председатель методической секции огневой, физической и тактико-специальной подготовки центра обеспечения кадровой работы МВД России, полковник милиции, доктор педагогических наук, профессор


Статья посвящена рассмотрению различных способов организации обучения специалистов по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел на различных уровнях образования - высшем профессиональном и послевузовском. Предлагаются различные способы организации высшего профессионального образования специалистов служебно-боевой подготовке органов внутренних дел, где в качестве наиболее эффективного способа указывается на обучение по двум специальностям одновременно. Экономически обосновано соответствие различных специальностей высшего профессионального образования и должностей сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку в различных подразделениях органов внутренних дел. Рекомендовано соответствие специальностей высшего профессонального образования и специальностей научных и научно-педагогических работников, которое позволит обеспечить наивысшее качество подготовки профессорско-преподавательского состава для вузов МВД России.

 

Ключевые слова: органы внутренних дел, служебно-боевая подготовка, подготовка кадров, высшее профессиональное образование, послевузовское образование.

 

Низкий уровень физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел показывают инспекторские проверки подразделений [2, c. 39]. В официальных документах (Об объявлении решения Коллегии МВД России // Приказ МВД России № 921 от 4 декабря 2009 года) указывается на то, что «…из 102 проверенных в 2008-2009 годах горрайлинорганов … 21,1% сотрудников … показали неумелое владение табельным оружием, … 11,3% оказались слабо физически подготовлены». Отмечена слабая учебно-материальная база служебно-боевой подготовки. Собственные стрелковые тиры имеются у 31,2% проверенных горрайлинорганов, собственные спортивные залы – у 13,1%. Отмечено, что «…негативно влияет на организацию, содержание и методику обучения в системе служебной, боевой и физической подготовки острая нехватка квалифицированных специалистов…».


Схожую проблему обозначают исследователи из Украины, которые предлагают организовать на базе одного из вузов МВД Украины обучение специалистов по служебно-боевой подготовке [1, c. 6].


Обратимся к одной из наиболее важных, на наш взгляд, причин низкого уровня физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел - отсутствию многоуровневой системы высшего профессионального образования а также подготовку научно-педагогических кадров сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел.

Потребность органов внутренних дел МВД России в специалистах по служебно-боевой подготовке (по данным открытых источников)

В Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров сказано, что «…две трети горрайлинорганов внутренних дел не имеют штатных инспекторов специальной, боевой, физической подготовки и спорта, инструкторов-методистов боевой и физической подготовки [3]. Из 6,8 тыс. сотрудников, организующих и проводящих занятия по служебно-боевой подготовке, 70% (4,8 тыс.) – без соответствующего базового образования».


В МВД России создан Центр оперативного руководства деятельностью специальными подразделениями МВД России – ОМОН и ОМСН. В Центре 208 отрядов. Из которых 87 отрядов милиции специального назначения (ОМСН) общей штатной численностью более 5,2 тыс. человек (URL: http://www.mvd.rupress/release/5001/5001: дата обращения 27.06.2009). Все сотрудники ОМСН должны иметь высшее профессиональное образование. На наш взгляд образование у этой категории специалистов должно быть высшее физкультурное. Основными задачами ОМСН являются:

– обеспечение мероприятий силовой поддержки подразделений ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также иных правоохранительных органов при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий;

– участие в пределах своей компетенции в специальных мероприятиях, направленных на выявление, предупреждение и пресечение преступлений террористического характера и экстремистской направленности;

– участие в проведении контртеррористических операций по локализации и обезвреживанию вооруженных групп (банд), незаконных вооруженных формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников.


В структуре МВД России действует 121 отряд милиции особого назначения (ОМОН) численностью более 20 тыс. человек (URL: http://www.mvd.ru/news/11351:дата обращения 27.06.2009). Часть сотрудников ОМОН (на наш взгляд – треть, т.е. примерно 7 тыс. чел.) должна иметь высшее профессиональное физкультурное образование. Бойцы ОМОНа в основном обеспечивают правопорядок на массовых мероприятиях, в ходе которых пресекают групповые нарушения общественного порядка.


Специальное первоначальное обучение сотрудников органов внутренних дел осуществляют 107 центров профессиональной подготовки. В настоящее время на базе этих центров планируется создать центры дополнительного профессионального образования (на настоящий момент таких центров не менее 24-х) (URL: http://www. mvd. rupress/interview/4592/4592: дата обращения 27.06.2009). Если предположить, что преподавание учебных дисциплин «Огневая подготовка», «Физическая подготовка» и «Тактика охраны общественного порядка» в среднем обеспечивает по пять специалистов (т.е. в сумме пятнадцать специалистов), то необходимое количество специалистов будет составлять примерно 1600 человек.


Подготовку кадров с высшим профессиональны образованием осуществляют 22 высших учебных заведения МВД России и филиалы этих вузов (URL:http://www.mvd.ru/struct/3300/100023/100024; дата обращения 27.06.2009). Если предположить, что преподавание учебных дисциплин «Огневая подготовка», «Физическая подготовка» и «Тактико-специальная подготовка» в вузе МВД России в среднем обеспечивает по десять человек (т.е. в сумме тридцать), то примерное количество задействованных в учебном процессе преподавателей (без учета преподавателей филиалов вузов) будет составлять 700 человек.


Таким образом, общее количество сотрудников, которые обеспечивают служебно-боевую подготовку органов внутренних дел, составляет свыше 21 тыс. человек. Из которых:

– инспекторы специальной, боевой, физической подготовки и спорта горрайлинорганов внутренних дел – 6,8 тыс. чел.,

- сотрудники ОМСН – 5,2 тыс. чел.,

- сотрудники ОМОН – 7 тыс. чел.,

- специалисты центров профессиональной подготовки (без учета специалистов центров дополнительного профессионального образования) – 1600 чел.,

- преподаватели высших учебных заведения МВД России – 700 чел.


В соответствие с Указом Президента России «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», до 1 января 2012 года численность сотрудников органов внутренних дел должна быть сокращена на 20 процентов (URL: http://www.rg.ru/2009/12/25/mvdref.html: дата обращения 25.12.2009). Из 1 миллиона 200 тысяч милиционеров будут уволены 240 тысяч человек. С учетом этого обстоятельства количествосотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел очевидно будет сокращено на 20%. Таким образом, потребность в специалистах по служебно-боевой подготовке снизится на примерно 4,2  тыс. человек, но останется достаточно высоким - 16,8 тыс. человек.


Перспективы обучения специалистов по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД России по двум специальностям одновременно – «профильной» и «непрофильной»


Реформа образования в России обусловливает необходимость поиска различных путей организации высшего профессионального образования. Так, например, приказом МВД России от 6 ноября 2003 года за № 829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2» в п. 6.5 указано на необходимость организации обучения инструкторов по огневой и физической подготовке из числа курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Ранее нами было высказано мнение о том, что обучение курсантов методике физической и огневой подготовке в рамках дисциплин специализации специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность не позволит обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовленности выпускников.


Именно поэтому, на наш взгляд, этот пункт Концепции подготовки кадров до настоящего времени не реализован. В этой связи мы считаем, что обучение специалистов в области служебно-боевой подготовки органов внутренних дел должно быть реализовано в рамках отдельной специальности высшего профессионального образования.


Одним из способов реформирования высшего профессионального образования в системе МВД России, учитывающем потребности МВД России в кадрах, в частнности в специалистах по служебно-боевой подготовке, на наш взгляд, является сохранение в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО) ведомственной («профильной») специальности050505.65 Правоохранительная деятельность, освоение которой предусмотрено в форме специалитета. Однако, в связи с тем, что МВД России нуждается в специалистах по т.н. «непрофильным» специальностям, тонами предлагается, дополнить ОКСО новой специальностью – 050506. 65 Правоохранительная деятельность с дополнительной специальностью (шифр специальности предложен нами). В этом случае, порядок лицензировании образовательных учреждений по дополнительным профессиональным образовательным программам будет регламентироваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 19 ноября 2004 г. № 01-222/05-01 «О лицензировании образовательных учреждений по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения дополнительных квалификаций» (URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/h11-1.html:дата обращения 16.01.2010).

Реформирование высшего профессионального образования в системе МВД России по предлагаемому нами пути – сохранению специалитета с обучением по двум специальностям одновременно - 050506.65 Правоохранительная деятельность и дополнительной специальности (например, специальность 032100.62 Физическая культура)имеет следующие основания.


Первое основание. Высшее профессиональное образование, организованное в форме специалитета с продолжительностью обучения 5 лет, в отличие от высшего профессионального образования в форме бакалавриата с продолжительностью обучения 4 года, позволит обучать курсантов и слушателей одновременно по двум специальностям.


В качестве примера может служить примерный учебный план специальности  033100.00 Физическая культура с дополнительной специальностью (нормативный срок обучения – 5 лет) (URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/plan_zip/03310000p_2005.html: дата обращения 16.01.2010). Квалификация по первой специальности – педагог по физической культуре, по второй специальности - в соответствие с дополнительной специальностью. Указанная выше специальность утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 31 января 2005 г., № 712 пед/сп (новый).


 В этом случае дисциплины дополнительной специальности осваиваются в объеме 1500 часов (750 часов аудиторных занятий и 750 часов на самостоятельную подготовку обучаемых). Предусмотрено освоение факультативных дисциплин в объеме 450 часов - Военная подготовка. Другим вариантом организации обучения специалистов по служебно-боевой подготовке является ГОС ВПО специальности 050104 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью.


Таким образом, первая, т.н. «профильная» специальность 050505.65 Правоохранительная деятельность предназначена для обеспечения «милицейской» подготовки обучаемых, а вторая (дополнительная) специальность будет обеспечивать т.н. «непрофильную» подготовку (например, 032100.62 Физическая культура).


Второе основание. При использовании предлагаемого способа организации ВПО в форме специалитета, с обучением по двум специальностям одновременно, на один год сократятся сроки подготовки научно-педагогических кадров для вузов МВД России – с 9 лет (4 года бакалавриат + 2 года магистратура + 3 года аспирантура) до 8 лет (5 лет специалитет + 3 года аспирантура).


Предлагаемый нами способ организации высшего профессионального образования в системе МВД России приведет к сокращению бюджетных расходов – выпускники вузов МВД России с квалификацией «специалист», в отличие от «бакалавров», будут по закону иметь доступ к обучению в адъюнктуре.


Третье основание. Еще одним положительным моментом предлагаемого варианта реформирования высшего профессионального образования в системе МВД России является то, что получение двух специальностей высшего профессионального образования повысит престиж обучения в вузах МВД России.

 

Соответствие специальностей высшего профессионального образования и должностей сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку в различных подразделениях органов внутренних дел


Начиная с 1993 года, различными приказами министра МВД России были введены штатные должности для сотрудников, которые должны обеспечивать организацию физической и огневой подготовки в подразделениях органов внутренних дел.


Нами предлагается перечень подразделений и должностей, в которых могут проходить службу специалисты по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел, завершившие обучение по различным специальностям высшего профессионального образования (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Соответствие специальностей высшего профессионального образования и должностей сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку 

различных подразделений органов внутренних дел

 Специальности высшего профессионального образования, специальности научно-педагогических работников и квалификации выпускников

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ

(направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности),
подразделения органов внутренних дел,
нормативные документы (приказы)

1

 2




050505.65 Правоохранительная деятельность с дополнительной специальностью 032109.62 Физическая культура

 

(квалификации

«специалист», «бакалавр»)

 

 

 

или

 

 

 

 

032101.65 Физическая

культура и спорт

 

(квалификация

«специалист»)

 

 

 

 

 

 

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Отряд милиции особого назначения (ОМОН)

(О мерах по укреплению отрядов милиции особого назначения // Приказ МВД России № 234 2005 года).

2. Отряд милиции специального назначения (ОМСН)

(Об организационно-штатных вопросах ОСМН МВД России» (с изменениями – приказы МВД России № 486 дсп 2005 г и № 881 дсп 2006 г)  // Приказ МВД России № 906 дсп  2002 года).

 

ИНСПЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

3. Строевые подразделения патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности

(О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Приказ МВД России № 166 от 13 апреля 1993 года).

4. Специализированные полки дорожно-патрульной службы (ДПС), полки ДПС, отдельный батальон ДПС, отдельная рота ДПС

 ( О внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты МВД России  // Приказ МВД России № 957 от 23 декабря 1999 года).

5. Управления (отделы, отделения) специальной, боевой, физической подготовки и спорта в аппаратах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ

(О неотложных мерах по улучшению боевой и физической подготовки в ОВД // Приказ МВД России № 11 от 11 января 1995 года).


1

2

 

 

 

6. Подразделения ГИБДД

(О внесении изменений в приказ МВД России от 25 февраля 1999 года № 146 // Приказ МВД России № 309 от 22 марта 2001 года).

 

ТРЕНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7. Региональные отделения ОГО ВФСО «Динамо»

8. Спортивные клубы высших учебных заведений МВД России

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9. Центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ

(Об организации деятельности центра профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, УВДТ  // Приказ МВД России № 806 от 16 сентября 2008 года).

 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10. Высшие учебные заведения МВД России

(22 вуза МВД России и филиалы вузов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

032100.62

Физическая культура

 

(квалификация

«бакалавр»)

 

 

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Отряд милиции особого назначения (ОМОН):

– командир отделения оперативного взвода;

– заместитель командира оперативного взвода;

– командир оперативного взвода;

– инспектор (старший инспектор) по боевой и физической подготовке.

2. Отряд милиции специального назначения (ОМСН):

– сотрудники боевого отделения;

– сотрудники отделения планирования и взаимодействия при проведении специальных операций;

– сотрудники группы профессиональной подготовки.

 

ИНСПЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3. Строевые подразделения патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности:

– инспектор по боевой и служебной подготовке;

– старший инспектор по боевой и служебной подготовке.

4. Специализированные полки дорожно-патрульной службы (ДПС), полки ДПС, отдельный батальон ДПС, отдельная рота ДПС:

– инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке;

– старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке.

5. Подразделения ГИБДД:

– инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке;

– старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке.

 

032100.68

Физическая культура

(квалификация «магистр»)

 

для выпускников

по специальности

032100.62 Физическая культура

(квалификация «бакалавр»)

 

  

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ:

– специалист (старший специалист) профессиональной подготовки:

– физической подготовки;

– огневой подготовки;

– тактики охраны общественного порядка.

  

 

Первый способ организации обучения специалистов по служебно-боевой подготовке для органов внутренних дел - с использованием учебно-лабораторных баз вузов Министерства спорта, туризма и молодежной политики

Изучение содержания ГОС ВПО и учебных планов специальности032101.65 Физическая культура и спорт,032101.62 Физическая культура показало,что большинство вузов МВД Росии объективно не имеют учебно-лабораторной базы, позволяющей обеспечить должный уровень подготовленности выпускников по блоку «Общепрофессиональные дисциплины».


В этой связи, считаем, что вузам МВД России необходимо на договорной основе привлекать к проведению занятий профессорско-преподавательский состав физкультурных вузов, а так же использовать для проведения занятий учебно-спортивную базу физкультурных вузов.


Нами проведен сопоставительный анализ единой дислокации в муниципальных образованиях (городах) Российской Федерации вузов МВД России и вузов Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Исследования проведены для каждого Федерального округа Российской Федерации. Общая характеристика федеральных округов подготовлена по материалам Федеральной службы государственной статистики (URL: http://www.gks.ru.- дата обращения 26.06.2009). Результаты исследования показали, что организация обучения специалистов по служебно-боевой подготовке для органов внутренних дел возможна и целесообразна в тех вузах МВД России, которые представлены в таблице 2.


Таблица 2

 

Обучение специалистов по служебно-боевой подготовке для органов

внутренних дел в Федеральных округах Российской Федерации
(URL: http://www.gks.ru: дата обращения 05.01.2010)

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область,

3,8% территории России. 26,2% населения страны. Число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил
-6,0‰. Естественная убыль на 75,9% компенсировалась миграционным приростом населения, который составил 126,4 тыс. человек.

Занимает 6 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 1864 преступлений).

 

Московский университет МВД России

 

Российский государственный

университет физической культуры, спорта и туризма

 

Смоленский филиал Московского

университета МВД России

Смоленская государственная академия

физической культуры, спорта и

туризма

Воронежский институт

МВД России

Воронежский государственный

институт физической культуры

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

9,9% территории России. 9,5% населения страны. Число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил -5,1‰. Естественная убыль на 36,4% компенсировалась миграционным приростом населения, который составил 18,7 тыс. человек.

Занимает 5 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 2093 преступлений).

Санкт-Петербургский университет

МВД России

Национальный университет

физической культуры, спорта и

здоровья имени П. Ф. Лесгафта

Таблица 2 (продолжение)

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

3,4% территории России. 16,1% населения страны. Число родившихся превысило число умерших на 24,2 тыс. человек. Коэффициент естественного прироста населения составил +1,4‰. Миграционный прирост населения составил 21,2 тыс. человек.

Занимает 7 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 1464 преступлений).

Краснодарский университетМВД России

 

Кубанский государственный

университет физической культуры, спорта и туризма

Волгоградская академия МВД России

 

Волгоградская государственная

академия физической культуры

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

6,1% территории России. 21,3% населения страны. Число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил -3,6‰. Естественная убыль на 18,1% компенсировалась миграционным приростом населения, который составил 14,8 тыс. человек.

Занимает 4 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 2298 преступлений).

Нижегородская академия МВД России

Казанский юридический институт

МВД России

Уфимский юридический институт

МВД России

Факультеты физической культуры классических университетов и педагогических вузов

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

10,6% территории России. 8,6% населения страны. Число умерших превысило число родившихся в 1,03 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил
-0,4‰. Миграционный прирост населения составил 11,2 тыс. человек, полностью компенсировав естественную убыль и превысив ее более чем в 3 раза.

Занимает 3 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 2726 преступлений).

Челябинский юридический институт МВД России

Уральский государственный

университет физической культуры

Таблица 2 (продолжение)

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

30,1% территории России. 13,8% населения страны. Число умерших превысило число родившихся в 1,1 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил
-0,9‰. Естественная убыль на 20,3% компенсировалась миграционным приростом населения, который составил 2,8 тыс. человек.

Занимает 2 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 2830 преступлений).

Омская академия

МВД России

 

Сибирский юридический институт

МВД России (г. Красноярск)

Сибирский государственный

университет физической культуры и спорта,

Красноярский государственный

педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Сибирский федеральный университет

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

36,1% территории России. 4,5% населения страны. Число умерших превысило число родившихся в 1,1 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил -1,2‰. Наряду с естественной убылью населения сложился миграционный отток населения, который составил 12,7 тыс. человек.

Занимает 1 место в Российской Федерации по показателю «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения» (в 2008 году 2985 преступлений).

 

Дальневосточный юридический

институт МВД России

Дальневосточная государственная

академия физической культуры

Хабаровский государственный

педагогический университет

 

При выборе вуза МВД России, на базе которого будет организовано обучение специалистов по служебно-боевой подготовке для органов внутренних дел Федерального округа, необходимо учитывать:

– одновременное наличие на территории одного муниципального образования (города) вуза МВД России и вузов Министерства спорта, туризма и молодежной политики и/или факультетов физического воспитания вузов Федерального агентства по образованию Министерства образования России), что позволит обеспечить необходимое качество организации учебно-воспитательного процесса,

- состояние преступности в Федеральном округе;

– наличие «горячих точек» в Федеральном округе;

– численность населения и плотность населения на 1 км2, а также другие факторы.


С учетом фактора наличие «горячих точек», обучение специалистов по служебно-боевой подготовке для органов внутренних дел, на наш взгляд, в первую очередь должно быть организовано в Южном федеральном округе – на базе Краснодарского университета МВД России (на договорной основе с Кубанским государственным университетом физической культуры) и (или) на базе Волгоградской академии МВД России (на договорной основе с Волгоградской государственной академией физической культуры).


В связи с большой территорией Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа, требуется большое количество специалистов по служебно-боевой подготовке для органов внутренних дел этих округов. Обучение может быть возложено на Омскую академию МВД России (на договорной основе с Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта) и на Дальневосточный юридический институт МВД России (на договорной основе с Дальневосточной государственной академией физической культуры).


Особого внимания требует организация обучения специалистов по служебно-боевой подготовке для Приволжского федерального округа – на территории столицы этого Федерального округа (г. Нижний Новгород) нет вуза Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Однако это обстоятельство, на наш взгляд, не является препятствием для организации обучения специалистов по служебно-боевой подготовке, так как Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ) имеет большие традиции в подготовке физкультурных кадров на факультете физической культуры и спорта.

 

Второй способ организации обучения специалистов по служебно-боевой подготовке - на базе одного профильного вуза для различных видов правоохранительных органов.


Общий для правоохранительных органов вид деятельности – борьба с преступностью – координируется Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (URL: http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_58776.html: дата обращения 03.06.2009), другие виды деятельности регламентируются ведомственными приказами. Деятельность всех видов правоохранительных органов в ходе проведения операций по предупреждению и пресечению противоправных действий в соответствие с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» организует и координирует ФСБ России (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №15. Ст. 1269).


Для повышения согласованности деятельности правоохранительных органов, на наш взгляд, необходимо унифицировать приказы, регламентирующие как служебно-боевую деятельность сотрудников правоохранительных органов, так и организацию высшего профессионального образования специалистов по служебно-боевой подготовке.


Достижение высокого качества профессионального обучения специалистов по служебно-боевой (физической, огневой и тактико-специальной) подготовке правоохранительных органов, на наш взгляд, может быть достигнуто при организации обучения в специализированном высшем учебном заведении физической культуры и спорта правоохранительных органов либо на факультетах служебно-боевой подготовки [4, c. 28-30].


Профессиональные компетенции выпускника, прошедшего обучение по специальностям высшего профессионального физкультурно-прикладного образования должны быть адекватны требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовленности сотрудников служебно-боевых подразделений правоохранительных органов.


Функциональные обязанности сотрудников служебно-боевых подразделений рассмотрим на примере штатной должности – инспектор-методист специальной, боевой, физической подготовки и спорта органов внутренних дел (далее инспектор-методист).


Цель профессиональной деятельности инспектора-методиста- поддержание должного уровня служебно-боевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел.


Объект профессиональной деятельности инспектора-методиста - обучение сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка). Содержание служебно-боевой подготовки определено Приказом МВД России от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».


Предмет профессиональной деятельности инспектора-методиста- педагогический процесс, который направлен на:

– организацию и проведение занятий по физической подготовке – развитие физических качеств и совершенствование профессионально-прикладных двигательных навыков;

– организацию и проведение занятий по огневой подготовке – совершенствование в стрельбе из табельного и иных видов оружия, находящегося на вооружении органов внутренних дел;

– организацию и проведение соревнований по служебно-прикладным видам спорта;

– организацию и проведение занятий по тактико-специальной подготовке;

– планирование и организацию других видов подготовки сотрудников органов внутренних делв процессе оперативно-служебной деятельности(общественно-государственной, специальной, профессиональной психологической, технико-криминалистической, медицинской).


Выполнение функциональных обязанностей инспектора-методиста специальной, боевой, физической подготовки и спорта обусловливают необходимость формирования у них таких профессиональных компетенций как умениеобучать двигательным действиям(в первую очередь боевым приемам борьбы и стрельбе) и умение воспитывать физические качества(в первую очередь скоростно-силовые).


Прямым подтверждением правильности нашего выбора специальности высшего профессионального образования является многолетний опыт подготовки специалистов по физической культуре и спорту для вооруженных сил России в Военном институте физической культуры (г. Санкт-Петербург).


Косвенным подтверждением нашего выбора является то, что подготовка кадров в МВД России должна быть организована по большему количеству специальностей высшего профессионального образования, чем это есть в настоящее время.


Так, например, шестьдесят пять вузов Министерства обороны Российской Федерации (после реформирования стало 16 вузов) готовят кадры для армии, авиации и флота по большому спектру специальностей, обучают специалистов для служб экономики и финансов, тыла, обучают военных юристов, военных переводчиков, журналистов, социологов, психологов и педагогов, менеджеров, врачей, инженеров, специалистов по физической культуре и спорту (URL:http://www.vuz-priziv.tver.ru/vuz.htm: дата обращения 18.06.2009).


Определив функциональные обязанности инспектора-методиста специальной, боевой, физической подготовки и спорта и изучив содержание действующего классификатора «Направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования», мы пришли к выводу, что обучение специалистов по физической и огневой подготовке для подразделений органов внутренних дел целесообразно осуществлять в соответствии с ГОС ВПО направления подготовки 030000 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИпо специальностям 032100.62 Физическая культура (квалификация бакалавр), 032100.68 Физическая культура (квалификация магистр), 032101.65 Физическая культура и спорт.


Содержание ГОС ВПО специальности 050720.65Физическая культура и специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью (направление 050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА) на наш взгляд, не обеспечивает формирование профессиональных компетенций специалистов по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел.


Особое внимание, на наш взгляд, следует уделитьпредлагаемому нами подходу в обучении специалистов по служебно-боевой подготовке, а именно – организовать обучение одновременно по двум специальностям  050505.65 Правоохранительная деятельность (квалификацияспециалист юрист) и  032100.62 Физическая культура (квалификация бакалавр.. Шифр перечисленных выше специальностей указан в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию, который утвержден Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. № 276-ст и введен в действие с 1 января 2004 года (URL: http://db.informika.ru/cgi-bin/portal/spe/okso.plx?substr=&qual=0: дата обращения 18.06.2009).


Специализация обучаемых, по нашему мнению, должна определяться видом правоохранительных органов. Так, при обучении специалистов по служебно-боевой подготовке дляорганов внутренних дел МВД России специализация может иметь наименование «служебно-боевая подготовка ОВД»; для Федеральной службы исполнения наказаний - «служебно-боевая подготовка ФСИН»; дляФедеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – «служебно-боевая подготовка ФСКН»; дляФедеральной службы безопасности России«оперативно-боевая подготовка ФСБ РФ»; дляГосударственного таможенного комитета – «служебно-боевая подготовка ГТК» и т. д.


Дисциплины специализации (на примере специализации «служебно-боевая подготовка органов внутренних дел»). Дисциплинами специализации должны быть теория и методика физической, огневой и тактико-специальной подготовки. В связи с тем, что физическая, огневая и тактико-специальная подготовка для каждого вида правоохранительных органов определяется собственными приказами, то содержание дисциплин специализациибудет несколько различаться.


В перечень дисциплин специализации должна входить дисциплина, целью изучения которой является обучение организации и проведению других видов профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в процессе оперативно-служебной деятельности (например, для специализации «служебно-боевая подготовка ОВД» – общественно-государственная, специальная, профессиональная психологическая, технико-криминалистическая, медицинская).

 

Послевузовское образование специалистов по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел регламентируется Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 1062 «Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук» и Приказом МВД России от 7 августа 2003 г. № 610 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Специальности научных и научно-педагогических работников, обеспечивающие служебно-боевую подготовку курсантов и слушателейвузов МВД России

В соответствие с действующим законодательством, соискатель, при наличии высшего профессиональное образования, имеет право защищать диссертацию по любой специальности научных и научно-педагогическихработников (за исключением медицины и ветеринарии). На наш взгляд должное качество научной квалификационной работы (диссертации) может обеспечить соблюдение требования, когда специальность научных и научно-педагогическихработников соответствует специальности высшего профессионального образования соискателя. Кроме того, для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме необходимо установить (точнее восстановить) ранее действующее требование – наличие не менее чем 3-х летнего стажа трудовой деятельности по специальности. Это позволит повысить качество научно-квалификационных (диссертационных) работ и уровень подготовленности молодых ученых.


Более подробно организацияподготовки к защите, защита и внедрение в практику результатов диссертационных исследований по научной специальности 13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в МВД России представлены в нашем учебном пособии [5].

 

В качестве положительного примера следует указать на адъюнктуру Новосибирского военного института внутренних войск МВД России (URL:http://vivv.nsk.ru/adunkt.html: дата обращения 29.01.2010). Подготовка научно-педагогических и научных кадров для внутренних войск МВД России по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования осуществляется в этом вузе на следующих условиях – в адъюнктуру на конкурсной основе принимаются лица офицерского состава внутренних войск, имеющие высшее профессиональное образование, положительно зарекомендовавшие себя по службе, проявившие способности к педагогической, научно-исследовательской работе и имеющие творческие достижения в научной работе. Выпускники военно-учебного заведения могут быть рекомендованы в адъюнктуру в виде исключения по решению ученого совета.


Нами предлагается перечень соответствия специальностей высшего профессионального образования специальностям научных и научно-педагогическихработников (шифры и наименования специальностей взяты из источника URL: http://db.informika.ru/cgi-bin/vak/q1.plx: дата обращения 08.01.2010) (таблица 3).

Таблица 3

 

Рекомендуемое соответствие специальностей высшего
профессионального образования специальностям научных
и научно-педагогических работников, по которым целесообразно готовить преподавателей для вузов МВД России

№ п/п.

Специальности высшего

профессионального образования

Отрасль науки и специальности

научныхи научно-педагогических работников

1

Подготовка преподавателей учебных дисциплин

«Физическая подготовка», «Огневая подготовка»

 

032101.65 – Физическая

культура и спорт

 

или

 

032100.68 – Физическая

культура

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические, психологические)

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические)

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические)

2

Подготовка преподавателей учебной дисциплины

«Тактико-специальная подготовка»

 

030505.65 – Правоохранительная деятельность

 

или

 

030501.65 – Юриспруденция

 

или

 

031003.65 – Судебная экспертиза

 

 

 

05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

05.26.00 – Безопасность деятельности человека

05.26.02 – Безопасность в чрезвычайных ситуациях (юридические, психологические)

13.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура (юридические)

19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕНАУКИ

19.00.06 - Юридическая психология (психологические, юридические)

22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические)


Несмотря на тенденцию увеличения в вузах МВД России количества специальностей высшего профессионального образования, все категории специалистов-выпускников, на основании того, что они являются сотрудниками милиции,обязаны иметь необходимый уровень служебно-боевой подготовленности. Для выполнения этого требования необходимо организовать обучение специалистов, обеспечивающих служебно-боевую подготовку сотрудников органов внутренних дел. Поэтому подготовка кадров по специальностям высшего профессионального образования 032101.65 Физическая культура и спорт,032100.62 Физическая культура, 032100.68 Физическая культура с направлением подготовки «служебно-боевая подготовка органов внутренних дел» является актуальной для МВД России задачей.

Выводы

1. Низкий уровень физической и огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел в значительной мере обусловлен отсутствием в МВД России системы, обеспечивающей служебно-боевую подготовку органов внутренних дел.

2. МВД России необходимо в кратчайший срок организовать систему многоуровневого профессионального физкультурно-прикладного образования (высшего профессионального образования, послевузовского образования, дополнительного профессионального образования) сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел.

3. Система многоуровневого профессионального физкультурно-прикладного образования МВД России должна отвечать требованиям реформирования высшего образования в Российской Федерации.

МВД России не следует повторять путь реформирования обучения специалистов по физической подготовке, который избрало Министерства обороны России. Прекратив подготовку кадров в военном институте физической культуры (ВИФК), Министерство обороны России пытается организовать обучение военных специалистов по физической подготовке в 74 педагогических институтах, училищах и колледжах, а также в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург). При таком подходе к подготовке военных кадров выпускники гражданских образовательных учреждений будут полностью дезадаптированы к воинской службе. Кроме того, выпускники училищ и колледжей будут иметь среднее профессиональное физкультурное образование, а значит и низкую квалификацию.

4. Для обучения специалистов по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел т.н. «среднего уровня» допустимо использовать специальность высшего профессионального образования 032100.62 Физическая культура (квалификация «бакалавр»,срок обучения четыре года).

Для обучения специалистов по служебно-боевой подготовке органов внутренних дел т.н. «высокого уровня» (например, специалистов центров профессиональной подготовки), целесообразно использовать специальность высшего профессионального образования 032100.68 Физическая культура (квалификация «магистр», срок обучения два года после получения квалификации «бакалавр» - итого шесть лет обучения).

Наиболее оптимальным вариантом с экономической и с социальной точки зрения является организация обучения одновременно по двум специальностям - 050505.65 Правоохранительная деятельность(срок обучения пять лет) и 032109.62 Физическая культура. В результате выпускник вуза МВД России, прошедший обучение по двум специальностям одновременно, получает две квалификации - «специалист-юрист» и «бакалавр физической культуры».

5. Высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел целесообразно организовать в каждом федеральном округе Российской Федерации на базе вузов МВД России. Вузы должны иметь соответствующую учебно-лабораторную базу, позволяющую проводить занятия по физической, огневой и тактико-специальной подготовке на должном качественном уровне и профессорско-преподавательский состав, имеющий научно-педагогическую квалификацию.

В вузах должен быть сформирован факультет (либо «учебно-методический центр», как, например, в ВИПК МВД России) служебно-боевой подготовки органов внутренних дел, который должен осуществлять обучение кадров с высшим профессиональным образованием и дополнительное образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел.

6. Для обеспечения должного уровня подготовленности выпускников  по блоку учебного плана «Общепрофессиональные дисциплины» целесообразно, на договорной основе, привлекать к проведению занятий профессорско-преподавательский состав вузов Министерства спорта, туризма и молодежной политики, а также использовать учебно-спортивную базу этих вузов.

7. В связи с продолжающейся реформой высшего образования в России предлагаемые нами примерные учебные планы по специальностям высшего профессионального образования 032101.65 Физическая культура и спорт, 032100.62 Физическая культура, 032100.68 Физическая культура предстоит корректировать с учетом содержания пока еще не вступивших в силу федеральных государственных образовательных стандартов (третьего поколения).

8. Для подготовки преподавателей учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка» вузов МВД России идеальной  является следующая схема обучения - в начале высшее профессиональное образование по специальностям 032101.65 – Физическая культура и спорт (квалификация «специалист»)либо 032100.68 – Физическая культура (квалификация «магистр»), затем защита диссертации по научной специальности 13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические, психологические науки).

9. Для подготовки преподавателей учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» вузов МВД России идеальной является  следующая схема обучения - в начале высшее профессиональное образование по одной из профильных для МВД России специальностей (030505.65 – Правоохранительная деятельность; 030501.65 – Юриспруденция; 031003.65 – Судебная экспертиза - квалификация по всем специальностям - «специалист»), затем защита диссертации по научной специальности 05.26.02 – Безопасность в чрезвычайных ситуациях (юридические, психологические науки).

Литература:

1. Закорко И.П. Боевая подготовка сотрудников органов внутренних дел Украины: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению и использованию огнестрельного оружия // Материалы международной научно-практической конференции. Омск: Ом А МВД России, 2009. С.3-7.

2. Амельчаков И.Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. М., 2007. № 6. С. 39-41.

3. Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. №5 км/2. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на 2004-2010 годы // Приказ МВД России. 2003. № 829.

4. Астафьев Н.В. Обучение в вузах МВД России специалистов по служебно-боевой подготовке // Профессионал. М., 2004. № 5. С. 28-32.

5. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Научное оформление, подготовка к защите, защита и внедрение в практику результатов диссертационных исследований по научной специальности 13.00.04. – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в МВД России. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2004. 212 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*