Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе: значение и роль

05.03.2011 427 1 3349
Безбородова Татьяна Борисовна,, учитель географии

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

     Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Основной задачей модернизации образования является эффективное использование преимуществ информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые проявляются в возможности организации процесса познания; в поддержании деятельностного подхода к учебному процессу; в индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности и др.

 

     Современное качество образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, то есть формирование ключевых компетентностей. Так как на современном этапе велика потребность школьного образования в обеспечении практико-ориентированного обучения предмету, проведение занятий-практикумов, широкое использование проектной деятельности учащихся и организация образовательного процесса в интерактивном режиме, важен выбор образовательных технологий для каждого учителя. Проанализировав литературу по вопросу современных технологий и ключевых компетентностей, развивающихся в ходе учебной деятельности, я вывела, что наиболее актуальным в выявлении одаренных детей в гимназическом образовании является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Эффективное использование преимуществ ИКТ проявляется в возможности организации процесса познания, в поддержании деятельностного подхода к учебному процессу, в индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности и др. Все выше перечисленные, достоинства ИКТ хорошо реализуются при организации учебного процесса, а также исследовательской деятельности учащихся. Компьютер может быть использован на уроках географии практически на всех этапах процесса обучения от объяснения (введения) нового материала до проведения контроля ЗУН. Компьютерные программные средства могут применяться в зависимости от учебных целей и позволяют неограниченно обогащать содержание образования в силу следующих обстоятельств: 1) в информационном обществе ни одна сфера деятельности  специалиста не обходится без использования информационных технологий; 2) происходит частая смена информационных технологий в условиях продолжающейся информационной революции.

 

     Для формирования информационных компетенций во время изучения школьного курса географии учитель развивает способность обучающегося самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, передавать ее. В 5-9 классах гимназисты учатся: составлять тематические кроссворды, тесты; создавать презентации; работать с электронными учебниками по предмету, работать с  интерактивной доской; составлять пакеты вопросов для тематических контрольных в тестовой оболочке и т.д. Обычным является задание: найти ошибку в учебнике, статье, справочнике, энциклопедии; Интернет-информацию; сделать закладку, записать ссылку, адрес; составить схему, план, нарисовать,  объяснить. Работая одновременно с различными источниками информации, ребята часто выявляют неточности, или явные ошибки в Интернет-материалах, репетиционных материалах-тренажерах в электронном формате, отмечают некорректные формулировки и задания, предложенные варианты ответов, неудобную навигацию, неполные ссылки-справочники.

 

     Одним из приемов изучения информационных технологий является использование электронного практического руководства или электронного учебника в 6-11 классах. В электронное пособие включаются инструкции по выполнению тех или иных операций, но гимназисты выбирают собственную траекторию познания, самостоятельно оценивают уровень усвоения материала, выполняя контрольные упражнения и тестовые задания. Если при использовании операбельного подхода учитель контролирует буквально каждый шаг освоения материала, то здесь обучение становится полностью самостоятельным занятием. Учебный материал, применяемый в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразии точек зрения. Каждый рисунок, видеофрагмент электронного учебника разбирается и комментируется учителем или учащимся с помощью учебника, справочника.

 

     Особое место в обучении географии и в выявлении обучающихся, увлеченных данным предметом, занимают телекоммуникационные проекты. Для организации эффективной результативной и эмоциональной окрашенной деятельности выполнение заданий телекоммуникационных турниров подходит как нельзя лучше. Телекоммуникационные турниры представляют ребятам возможность соотнести свои достижения с уровнем достижений своих сверстников из других образовательных учреждений не только родного города, но и других населенных пунктов. Примером может служить разработанный учителем  межпредметный телекоммуникационный проект «Каким будет XXI век?» для учащихся 10-11 классов., который проводился в 3 этапа. В ходе проекта мы совместными усилиями приняли участие в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Вопросы блиц-туров ориентированы на вопросы, встречающиеся  в сборниках вопросов контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ по географии. Телекоммуникационные проекты направлены на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, расширения кругозора учащихся.

 

     Работая по данной технологии, для учителя самым значимым стало: возможность выявления конкретных проблем восприятия и наличия учебных умений каждого ребенка в классе; проявление «скрытых» талантов ученика; создание новых условий для работы учеников во время урока; предоставление новых возможностей для демонстрации творческих идей учеников. Для учеников – возможность задействовать дополнительные каналы приобретения индивидуальной памяти, развить объемное видение, проявить успешность по другим предметам.

 

     Применение данной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать возможность ему развить свои способности, получить общественное признание.

 

     Итак, информационно-коммуникативные технологии представляют собой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств и связи, полиграфии и программного обучения. А в организации учебной и исследовательской деятельности они выступают неотъемлемым компонентом процесса, внося в него специфику в виде единства методов и средств представления информации.

 

 

 

Литература

 

 

 

1.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: «Народное образование», 1998.с. 255.

 

2.     Практико-ориентированное пособие «Развитие компетентности учителя современной гимназии». Омск, 2005. с. 135.

Тезисы докладов Всероссийской конференции «Инновационные системы обучения одаренных детей в современной российской школе». Новосибирск, 2008. с. 119.



Назад к списку

Комментарии
Скажите, насколько долго используется данная технология в вашем образовательном учреждении?
Елена Будилова

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*