Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для энергетической отрасли

14.02.2013 1145 2946
Зайцева Марина Александровна
Зайцева Марина Александровна, преподаватель, к.п.н.

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова
Одной из главных задач среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, успешно освоившего общие и профессиональные компетенции. Костромской энергетический техникум готовит специалистов для энергетической отрасли по специальностям:

270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских  зданий,

140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

140407 Электрические станции и сети.

 

Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» определены как входящими  в состав укрупненной группы специальностей 270000 «Архитектура и строительство», по направлению подготовки 270800 «Строительство». Требования к результатам освоения образовательных программ содержат конкретные перечни профессиональных компетенций студентов:

  • конструировать элементы
  • составлять спецификации
  • участвовать в проектирование систем
  • организовывать и выполнять работы по строительству.

Выше перечисленные компетенции, формируются при изучении цикла общетехнических дисциплин. Одной из составляющих цикла является дисциплина составляющая основу технического образования - «Инженерная графика».

Федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения в программе дисциплине «Инженерная графика» предусматривает значительный объем аудиторных часов и увеличение часов на самостоятельное изучение дисциплины.

 

Контингент студентов Костромского энергетического техникума формируется из выпускников школ города Костромы и Костромской области. 46 % от общего количества обучающихся – иногородние студенты из муниципальных образований Костромской, Ярославской, Ивановской и  Вологодской областей.


Изучение региональных базисных учебных планов образовательных учреждений реализующих программы общего образования в выше указанных областях, показало отсутствие предмета «Черчения» как регионального компонента. Он включен в качестве составляющей части предмета «Технологии» в компонент образовательного учреждения. Таким образом, предмет «Черчение» - предмет оставлен на выбор администрации школы.


Дисциплина «Инженерная графика» - логическое продолжение предмета «Черчение», так же как «Электротехника» - «Физики», «Материаловедение» - «Химии».

 

Я работаю преподавателем «Инженерной графики» 4 года. Данную дисциплину изучают студенты второго года обучения. Входные контрольные работы, беседы со студентами показали: у 35% студентов пришедших в техническое учебное заведение не было предмета «Черчения».

 

Диагностика результатов промежуточной атестации за три года показывает уровень освоения дисциплины у студентов с базовой подготовкой и при отсутствии таковой (рисунок 1).

 


Рис.1 Диаграмма «Промежуточная аттестация»

 

Отсутствие «Черчения»в средней школе - серьезные проблемы в техническом учебном заведении.

 

Курс «Инженерной графики»есть почти во всех в технических учебных заведениях среднего профессионального образования. В Костромском энергетическом техникуме курс «Инженерной графики» занимает 12% от обязательной аудиторной нагрузки, отведенной на общетехнические дисциплины.

 

Специальность

Обязательная

аудиторная

учебная нагрузка

обучающегося

270841    Монтаж и эксплуатация

оборудования и

систем газоснабжения

140 часов

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских  зданий

140 часов

140102  Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

134 часов

140407 Электрические станции и сети

140 часов

 

Однако при большом количестве практических занятий, тем не менее, не хватает времени на усвоение материала. Причина в том, что примерная и основная программы дисциплины составлена таким образом, что подразумевает наличие у студентов базовых навыков в выполнении графических работ, технических рисунков и эскизов.

 

Столкнувшись с данной проблемой, в нашем учебном заведении, пришлось изменить подход к обучению. Учебные занятия планируются с учетом уровня подготовки учащихся, применяя индивидуально-личностный подход к каждому студенту. Задания на графические работы выдаются с учетом уровня обученности и уровня усвоения материала. Многоуровневая подготовка включает в себя: начальный, общий уровень и повышенный.


Большое влияние на уровень обучаемости «Инженерной графике» оказывает природная склонность учащихся к графике, обучение в художественных школах и интерес к дисциплине. Такие студенты быстрее усваивают новый материал, а графическая и художественная грамотность помогают в аккуратном выполнении чертежей (рисунок 2).

 

 

Рис.2 Диаграмма «Итоги успеваемости по специальностям

за период с 2009 по 2012 учебный год»

 

Вторая проблема, с которой я столкнулась в процессе преподавания дисциплины это недостаточная графическая грамотность при курсовом проектировании студентов на старших курсах.


Многоуровневая подготовка усложняет подготовку студентов при выполнении курсового и дипломного проектирования. Студент, освоивший только начальный уровень дисциплины, не может в полной мере самостоятельно выполнить курсовое проектирование.


Основная часть современных студентов хорошо владеют компьютером. Они работаю в различных программах, в том числе графических, так как Autocad и Компас.   

 

С 2009 по 2012 учебный год у 55% студентов третьих и четвертых курсов нашего учебного заведения дипломные и курсовые проекты выполнялись с применением средств компьютерной графики. Анализ ошибок при нормоконтроле курсовых проектов выявил следующее: студенты успешно владеют компьютером, но при этом не умеют проецировать изделия, проставлять размеры, комбинировать изображения на чертеже.

 

Как руководитель методического объединения теплотехнического отделения на заседании цикловой комиссии я внесла свои предложении по выходу из сложившейся ситуации. Повышение графической грамотности, будущих специалистов энергетической отрасли, в Костромском энергетическом техникуме предлагается решать комплексно:

  1. Для учащихся, у которых отсутствовал предмет «Черчения» в школе предложено изучение курса «Основы черчения и графики - в помощь студенту-первокурснику». Курс организован в рамках работы Ресурсного центра.
  2. Для повышения интереса к изучению дисциплины, в нашем учебном заведении организуются олимпиады по «Инженерной графике», а также готовятся участники для региональных олимпиад по техническому творчеству и «Инженерной графике».Регулярное участие студентов младших и старших курсов позволяет студенту улучшить свою графическую грамотность посредством работы над большим количеством чертежей, работы со стандартами, измерительными инструментами. 
  3. Проведение бинарных уроков с преподавателями специальных дисциплин: теоретическую часть расчета проекта ведет преподаватель специальной дисциплины; графическую часть проекта студенты выполняют под руководством преподавателя «Инженерной графики».
  4. Для углубленного изучения дисциплины, учащиеся школ и студенты, могут воспользоваться системой дистанционного обучения «Moodlе».

 

С 2010 года я участвую в работе опытно-экспериментальной группе по созданию электронного учебно-методического комплекса СДО «Moodlе» по дисциплине «Инженерная графика». Участие в работе демонстрационной площадке по созданию электронного учебно-методического комплекса помогает мне повышать свое профессиональное мастерство, и решать проблему подготовки студентов.

 

Список литературы:

 

1. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования 3 поколения по специальностям:

270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения;

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и  

             гражданских  зданий;

140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;

140407 Электрические станции и сети.

2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональ­ное развитие кадров муниципальной системы образования. М., 2004.  

3. Новиков А.М. Принцип построения непре­рывного профессионального образования. М., 1997.

4. ГОСТ ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. 26 с.

5. Агапонов С.В. Современные средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. и др.– СПб.: BHV-Петербург, 2003. - 336 с.

6. Лушина Е.А., Николаева Т.В., Ершов В.Н. и др.; Опыт информатизации образовательных учреждений  Костромской области. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 260 с.

7. Ражева С. В. Специфические особенности системы менеджмента качества педагогического колледжа // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании. СПб. 2010. С. 121—128.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*