Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Этапы и структура исследовательской работы

10.06.2019 603 983
Склярова Ольга Николаевна
Склярова Ольга Николаевна, преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

Исследовательская деятельность студентов позволяет проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Организация исследовательской деятельности включает следующие этапы:

Этап 1. Мотивация научно-исследовательской деятельности.

Приобщение к исследовательской работе начинается с мотивации. Началом исследования может стать эмоциональное состояние, которое выражено в словах: «хочу узнать, как…», «хочу понять, почему…», «хочу выяснить, разобраться в…». Если педагог сумеет это чувство уловить, то можно считать такое совпадение началом исследования.

Этап 2. Выбор направлений исследований.

Выбор направлений исследований – наиболее сложный этап. Окружающий человека мир многолик и многогранен. Выбор определяется интересом, кругозором и компетенцией учащихся. Основные требования к исследовательской работе – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Очень важно связать проблемы глобального масштаба с проблемами своего региона.

Этап 3. Постановка цели и задач.

На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса и желаемую конкретную цель. Особенно важно, чтобы обучающиеся самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и целостную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен научному руководителю. Этап заканчивается обсуждением в студенческом творческом коллективе с формулировкой цели и задач предстоящей работы .

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Следовательно, главная цель не научить, а лишь познакомить студентов с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований.

Обсуждение результатов исследований необходимо для того, чтобы предположения и догадки были облечены в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей .

Этап 6. Оформление результатов работы.

Результаты исследовательской работы оформляются в виде сообщения (доклада). Тезисы и развёрнутый доклад для защиты своего исследования студенты готовят самостоятельно.

Этап 7. Представление исследовательской работы.

Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших, из-за того, что не представлены должным образом. Основная причина в том, что студенты оказались психологически не готовы к успешному выступлению. Будет очень полезным предварительное представление исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе на уровне секции, а затем в расширенной аудитории. Этот этап не просто тренировка, а программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Таким образом, исследовательская деятельность помогает студентам успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, дает возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, что является основой профессиональной подготовки студентов.

 

Оригинал работы: Этапы и структура исследовательской работы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*