Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практическая направленность обучения по специальности «Аналитический контроль качества химических соединений» как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущего техника

05.06.2019 131 275
Сазонова Татьяна Игоревна
Сазонова Татьяна Игоревна, преподаватель

Самойлова Оксана Петровна
Самойлова Оксана Петровна, преподаватель

Чумирина Любовь Анатольевна
Чумирина Любовь Анатольевна, преподаватель

Хасанова Гульфия Габдулхаметовна
Хасанова Гульфия Габдулхаметовна, преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

В современном мире требования работодателей к будущим специалистам существенно изменились, недостаточно просто владеть определенными знаниями навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. На данный момент востребованы не только знания выпускника, но и его  готовность к  практической деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

От выпускников учебных заведений  сегодня ждут готовности к непрерывному самообразованию и повышению профессиональной квалификации, способности к работе с различными источниками информации, умения общаться с людьми  (сотрудничество, работа в команде),  умения действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях, способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью и т.д.

Выпускники СПО  должны успешно адаптироваться на современном рынке труда, основными характеристиками которого являются изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика.

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, определяет общие и профессиональные компетенции, знания, умения, практический опыт. При этом под профессиональной компетентностью специалистов понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях производственной деятельности, с использованием знаний, профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Именно компетентность характеризует профессионализм.

Перед учебными заведениями ставится задача в подготовке специалистов с сформированными профессиональными компетенциями, помогающими ориентироваться в условиях современного производства. Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации полученных в учебном заведении знаний, умений, навыков, опыта в конкретных условиях производственной деятельности.

Требования ФГОС СПО к уровню подготовки выпускника по специальности «Аналитический контроль качества химических соединений» ставят задачи формирования таких качеств, как способность самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решений в рамках профессиональных компетенций, способность анализировать свою профессиональную деятельность, работать с информацией в команде, налаживанию социальных связей, непрерывному самообразованию, решению профессиональных задач, направленных на оценивание соответствия методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности, выбор оптимальных методов анализа и оценивание экономической целесообразности использования методов и средств анализа и измерений.

Кроме этого, будущий специалист должен обладать культурой мышления для решения профессиональных задач диагностического характера. В процессе обучения у него должны быть сформированы профессиональные интересы, что также отражено в требованиях ФГОС СПО.

Для формирования этих качеств необходимо вооружить будущего специалиста не только суммой прочных теоретических знаний, но и умением практически применять эти знания на практике.

Вследствие этого образовательный процесс по специальности «Аналитический контроль качества химических соединений» в колледже, направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих условия реального производства.

Формирование компетенций студента – техника в колледже происходит на следующих этапах:

1) работа на лабораторно-практических занятиях;

2) научная работа (участие в СНО);

3) прохождение учебной, производственной и преддипломной практик;

4) выполнение курсовой и дипломной работы;

5) внеаудиторная самостоятельная работа.

Профессиональные компетенции вносят ясность в понимание того, какой практический опыт должны приобрести обучающиеся в процессе обучения. Профессиональные компетенции студента – техника по специальности «Аналитический контроль качества химических соединений» формируются при реализации дисциплин естественно-научного, общепрофессионального цикла и профессиональных модулей.

Одним из этапов реализации общих и профессиональных компетенций техника являются лабораторные и практические занятия.

Лабораторные и практические занятия являются составной частью учебного процесса, придают учебной работе жизненный характер, утверждают необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывают их с практикой жизни.

Программы профессиональных модулей и учебных дисциплин по специальности «Аналитический контроль качества химических соединений», практически по каждой теме предусматривают часы на выполнение лабораторных и практических занятий.

Правильно организованные практические и лабораторные занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

- углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

- развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые на лекциях;

- развитие познавательных интересов и способностей;

- коррекция и контроль ранее усвоенных знаний;

- развития самостоятельности и т.д.

Лабораторные и практические работы по профессиональным модулям и учебным дисциплинам имеют свою специфику, обучающиеся выполняют их в специально оборудованной лаборатории и учебных кабинетах. При проведении лабораторно-практических занятий количество студентов не превышает половины академической группы. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебной работе

Сочетание теории и практики происходит в специально оборудованной аппаратурой и материалами лаборатории, содержание и внешний вид которой активизирует познавательную деятельность обучающихся, предоставляет конкретный характер изученного материала на лекциях и при самостоятельной работе, способствует детальному и более глубокому усвоению учебной информации.

Лаборатория колледжа соответствует требованиям технической эстетики и эргономики: целесообразно и эргономично правильно оборудованы рабочие места обучающегося, которые способствуют воспитанию культуры труда.   

Главной целью лабораторных и практических занятий является обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки.

Целью  лабораторных и практических работ является формирование у обучающихся необходимых, определенных стандартом общих и профессиональных компетенций, максимальное моделирование реальных производственных ситуаций, что делает обучение более активным, деятельностным, контекстным.

 

Оригинал работы: Практическая направленность обучения по специальности «Аналитический контроль качества химических соединений» как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущего техника




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*