Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение локальных праздников и обрядов регионов России

28.05.2019 726 1202
Бреславская Ольга Владимировна
Бреславская Ольга Владимировна, преподаватель

Ситникова Виктория Константиновна
Ситникова Виктория Константиновна, студент

Вятский колледж культуры

Актуальность исследования: фольклорная традиционная культура является культурой народной, тесно связанной с коллективом, жизнь которого регулируется характерными для него социально-бытовыми нормами, и, поскольку, любой этнический коллектив занимает определённое исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна и локальна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении. То есть фольклор как локальная художественная культура способна функционировать и развиваться только в случае, если она является составной частью коллектива, ограниченного в пространственном плане.

Отечественной фольклористикой накоплена большая информационная база по локальным очагам фольклорной культуры. Все собирательские работы, в сущности своей, направлены на выявление таких очагов, наиболее широкую фиксацию местных факторов и сбор данных об их живом функционировании. Однако каждая из подобных работ несёт за собой абстрагированный характер, предоставляя материалы, относящиеся к отдельной местности, без анализа и систематизирования информации — рассмотрения полученных данных в контексте общих, более крупных понятий, таких как регион или область. Это приводит к неполному изучению информации, так как ограничение в пространстве подразумевает под собой не только узкие понятия (деревня, село, пригородный район, город), но и широкие (область, регион).

Исходя из данных выводов, мы выявляем надобность в более глубоком изучении особенностей локальных праздников и обрядов с их систематизированием в рамках более широких понятий с целью простимулировать дальнейшее развитие фольклористики, научной и собирательной деятельности в сфере фольклора.

Проблемы исследования: явление локальности входит в число одних из важнейших характеристик фольклора (народного творчества), но существует крайне мало литературных и практических работ, нацеленных на выявление особенностей малых культур российских регионов.

Противоречия исследования: народное творчество, как явление, характеризуется понятием «синкретизм», что подразумевает под собой абсолютную взаимосвязь и слияние всех художественно-выразительных элементов (танец, песня, костюм, украшения, мимика, жестикуляция и т.д.), из которых состоит тот или иной народный праздник или обряд. Именно синкретизм создаёт противоречие между стремлением к индивидуальности народного творчества каждого региона и заимствованием традиций одних регионов другими, приводящим к становлению локальной народной культуры общенародной.

Объект исследования: локальные праздники и обряды.

Предмет исследования: выявить особенности локальных праздников и обрядов.

Цель: изучить и выявить особенности локальных праздников и обрядов.

Задачи:

  1. Изучить календарные праздники и обряды южных, западных и северных регионов России.
  2. Выявить и проанализировать особенности праздников и обрядов в южных, западных и северных регионах России.
  3. Проанализировать праздники и обряды Вятской губернии.
  4. Выявить общие музыкальные особенности вятской народно-певческой традиции.
  5. Провести историческое исследование традиционных праздников Вятской губернии.

Гипотеза: если мы изучим сущность локальных праздников и, в частности, бытование локальных праздников и обрядов Вятской губернии, мы можем выявить и обосновать особенности бытования этого жанра в этом регионе.

Теоретико-методологическая основа исследования: составлена на основе историко-музыковедческих взглядов А.Ф. Камаева и Т.Ю. Камаевой и исследованиях Д.К. Зеленина.

Методы исследования: синтез и анализ специальной литературы, обобщение, музыкально-теоретический анализ.

Теоретическая значимость исследования: обобщен текстовый материал, ссылающийся на особенности локальных праздников и обрядов южных, западных, северных регионов и, в частности, Вятской губернии.

Практическая значимость исследования: результаты исследования нашей работы могут быть использованы в процессе обучения дисциплинам «Народное творчество» и «Народное поэтическое слово».

Структура работы: работа состоит из введения, первой главы, состоящей из трёх параграфов, второй главы, состоящей из двух параграфов, заключения и списка литературы.

В ходе исследования мы изучили основные локальные особенности западного, южного и северного регионов. Было выявлено, что для западных (Брянская, Смоленская, частично Псковская и Тверская области) традиций характерно влияние белорусской и украинской культур, яркая подача звука и специфические возгласы, отточенные ритмические формулы, зависимость музыкальной ритмики от ритмики стиха, преобладание многоголосия гетерофонного типа, а также наиболее полное сохранение жанров календарного календаря.

Южная традиция характеризуется разделением на две более узкие традиции: казачью донскую, или просто казачью, (Волгоградская и Ростовская области) и курско-белгородскую (Курская и Белгородская области). Для казачьих традиций характерная большая роль воинских и эпических песен, обилие плясовых хороводов, праздничный характер свадебного обряда. Для курско-белгородской — также большое влияние воинских песен, но ещё хорошая сохранность земледельческого фольклора. Среди календарных встречаются песни, сохранившие стилевые признаки раннего, общеславянского типа. Характерны сильное звучание, активный ритм.

Народная культура Севера (Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская и Кировская области, прилегающие районы Мурманской, Псковской, Ярославской, Костромской, Нижегородской областей, русские сёла Карелии и Республики Коми) представляет собой сплав двух традиций, специфика которого обусловлена сложным и неравномерным характером освоения Севера русскими. Таким образом северная традиция делится на северную и северо-западную. Северо-западная традиция охватывает земли, исторически связанные с распространением культуры Новгорода и Пскова, а северная — земли, население которых пришло из Северо-Восточной Руси. Между ними нет чёткой границы, на локальном уровне традиции нередко сосуществуют чересполосно.

Весь регион отличается развитостью эпических жанров и плачей, своеобразием колядок («виноградий»), развёрнутым свадебным обрядом, многообразием лирических песен с развитым многоголосием, величавыми хороводами, обилием шуточных песен-скоморошин, старинными пастушьими наигрышами и игрой на гуслях. Календарные обряды с полным годовым песенным циклом сохранились лишь в районах Псковской области, граничащих с западным регионом.

Относительно севера был также произведён анализ локальных свадебных традиций Водлозерья как наиболее изученный местный фольклор.

Следующей нашей задачей было провести исследование, в ходе которого мы выявили музыкальные особенности вятской народно-певческой традиции, а также описали историческое происхождение вятских праздников Свистопляски и Троецыплятница.

В заключение можно сказать, что развитие региональных/локальных традиций шло не из одной точки или одного корня, не пучкообразно, а в виде множества параллельных и пересекавшихся цепочек.

Любая местная фольклорная культура, какими бы узкими пределами ни ограничивалось её функционирование, представляет нечто самостоятельное и самоценное, заслуживающее специального, если угодно, монографического рассмотрения, и к ней нет оснований относиться как к некоей периферии. Но, с другой стороны, фольклорную культуру региона, зоны, очага можно понять лишь на фоне культуры других регионов, зон, очагов, и задача исследователя — найти релевантный материал.

Исходя из данных выводов, мы выявляем надобность в более глубоком изучении особенностей локальных праздников и обрядов с их систематизированием в рамках более широких понятий с целью простимулировать дальнейшее развитие фольклористики, научной и собирательной деятельности в сфере фольклора.

В ходе нашего исследования были решены задачи: изучены календарные праздники и обряды южных, западных и северных регионов России, выявлены и проанализированы особенности локальных праздников и обрядов в южных, западных и северных регионах России, были выявлены локальные праздники и обряды Вятской губернии, а также проведён анализ музыкальных особенностей праздников и обрядов Вятской губернии и проведено исследование традиционных праздников Вятской губернии. В процессе исследования мы пользовались методами синтеза и анализа специальной литературы, обобщением, музыкально-теоретический анализом.

В результате достигнута цель изучения и выявления особенности локальных праздников и обрядов, а также доказана гипотеза: если мы изучим сущность локальных праздников и, в частности, бытование локальных праздников и обрядов Вятской губернии, мы можем выявить и обосновать особенности бытования данного жанра в этом регионе.

 

Список использованных источников

  1. Б.Н. Путилов, Региональное/локальное начало в фольклоре [Электронный ресурс] — Режим доступа — https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/084/main5.htm (дата обращения — 13.10.2018)
  2. В.П. Кузнецова, Свадебный обряд на Водлозере [Текст] // Национальный парк «Водлозерский»: Природное разнообразие и культурное наследие. — Петрозаводск, 2001. — с.275.
  3. Д.К. Зеленин, Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901-1913. [Текст] — М, 1994.

 

Оригинал работы: Изучение локальных праздников и обрядов регионов России

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*