Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Культурно-досуговая деятельность как фактор патриотического воспитания подростков

27.05.2019 810 1426
Князева Елена Павловна
Князева Елена Павловна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Тема историко-патриотического воспитания нового поколения является самой актуальной на сегодня, потому что трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, могут привести к изменению представления о патриотизме и содержании самого явления.

Патриотизм – это любовь к Родине, к родным местам, родному языку, уважению к прошлому своей  Родины, к традициям и обычаям своего народа, знанию истории своей Родины, пониманию задач, стоящих перед страной, и собственного  патриотического долга, уважению к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расизму и национальной неприязни, стремлению к укреплению чести и достоинства Родины, уважению к армии и готовности защищать свою Родину, готовности служить интересам Родины, активному и сознательному участию в трудовой деятельности в сочетании с личными и общественными интересами.

Патриотизм, как универсальность культуры переживает кризис, но не перерождение. У современной молодежи меняется иерархия ценностей, моральные ориентиры, содержание концепции патриотизма. Но, несмотря на все эти изменения, Родина у человека есть и она одна. Словами из музыкального произведения можно вопросить с чего она начинается? Она начинается с малого, но явно с самоидентификацией с определенной культура, с определенной средой обитания – мой дом, моя семья, мой город и, наконец, моя страна. В результате человек чувствует себя частью конкретного общества. Есть противоречие «Мы – они». Советское время истории нашей страны данным противопоставлением было очень акцентировано. Сама реальность порождала необходимость глубокого коллективизма. Как противостоять трудным, полным угрозам миру, при этом сохранить личность и самостоятельность решения задач своего развития. Поэтому патриотизм строился в первую очередь на чувстве коллективизма. Максимально актуализация обострения патриотических чувств происходит, когда наше Отечество в опасности. Достаточно взглянуть на подъем патриотизма в период беспорядков и Смуты, в Отечественной войне 1812 года, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, во время холодной войны. Человек защищал свою страну как свой дом.

Осознание каждым человеком ценности для него своей Родины показывает, на сколько человек готов не только защитить себя и свой  собственный дом, но и свою страну.

В результате определенного отношения к окружающей среде и влияние воспитателей у молодого человека формируется реальность системы оценки, ценностной ориентации, определяющий характер отношений с окружающей средой, стремление к социальной значимости поведения (или антисоциальную).

Важнейшая составляющая педагогического и воспитательного  процесса молодежи – это формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности молодого человека. Исключительно на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь крепнет любовь к Родине, возникает чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, которое развивает достоинство личности.

Необходимость решения проблемы формирования патриотического воспитания личности молодого человека  актуализирована, из-за растущей потребности нашего общества в образовании социально активных граждан для участия в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью в этом контексте, поиска наиболее современных методов воспитания и обучения.

Развитие демократической России характеризуется качественными изменениями в социальной структуре и образе жизни общества, которые выявили существенное влияние на изменение традиционного для России общественных, политических, гражданских, моральных и культурных ценностей подрастающего поколения и формирование идеалов и это всё, что характеризует устремленность личности. В это время в отдельных слоях общества проявился негатив к многовековым ценностям и традициям народов России, таким, как патриотизм, любовь к Отечеству, служение на благо народа и родной Страны. В итоге страна приобрела широко распространенный индивидуализм, безразличие, неуважительное отношение к государству и его социальным институтам, немотивированная агрессия, девиантное поведение в молодежной среде. Подростковый возраст характеризуется как особый возрастной период в формировании личности, формировании ее гражданских идеалов, интересов, убеждений, освоение основных духовных ценностей общества, поскольку от этого зависит и развитие общества в будущем.

Сегодня разрабатываются патриотические образовательные программы подрастающего поколения практически во всех регионах России. В настоящее время открылись и плодотворно работают новые и возрожденные формы патриотического воспитания в образовательной сфере, такие, как кадетские корпуса, школы, военные лицеи; возрождаются краеведческие, исторические, военно-спортивные и военно-исторические клубные объединения, появились клубные объединения историко-культурной направленности, среди которых и клубные объединения историко-бытового танца. В этих объединениях достаточно широко используются интерактивные досуговые формы: организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводятся поисковые экспедиции, военно-спортивные игры, реконструируются батальные сражения, реконструируются формы проведения досуга различных эпох и сословий (особенно времени военных событий).

Патриотическое воспитание-это систематическая и целенаправленная деятельность органов власти и организаций по формированию высокого патриотического сознания граждан, чувство верности нашей Родине, готовность исполнять гражданский долг и конституционные обязанности в целях защиты интересов Родины.

Таким образом, в данной статье еще раз доказана цель патриотического воспитания – как развитие подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, навыков и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, в процессе военной и других связанных с ним, видов государственной службы, верности конституционному долгу в мирные и военные времена, высокой ответственности и дисциплинированности.

В данной работе основными аспектами патриотического воспитания:

  • восстановление национального самосознания граждан России;
  • воспитание бережного отношения к историческому и духовно-культурному наследию страны;
  • развитие народного художественного творчества.
  • развитие бережного отношения к природе.
  • умножение роли семьи в воспитании духовно-нравственной личности.
  • применение фольклорного потенциала в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

 

Список использованной литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» - М., 2015.
  2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2013. №6. С. 3-7.
  3. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - С - 224.
  4. Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 70-73.

 

Оригинал работы:  Культурно-досуговая деятельность как фактор патриотического воспитания подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*