Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОднако, единого подхода к определению профессиональной компетентности нет. Полагаем, что профессиональная компетентность – это интегральная характеристика зрелого педагога, способного реализовывать современные программы и технологии, проявлять творчество, находить верные решения, действуя в обычных и нетипичных ситуациях. Компетентный педагог способен создавать условия для развития каждого ребенка с учетом способностей и возможных перспектив его развития. Работая сегодня, он готов и способен работать завтра в новых условиях.
Рассматривая вопросы подготовки будущего воспитателя, уместнее говорить о развитии, становление компетенции (компетентностей): ключевых, базовых, специальных, обеспечивающих единство теоретической и практической подготовки специалиста и свидетельствующих о его нравственном, профессиональном самоопределении. Необходимость развития базовых (профессиональных) компетенций вызвана противоречиями, имеющимися в подготовке педагогических кадров между:
- повышением требований к качеству образования и недостаточной подготовленностью студентов к заочной форме обучения;
- разработанностью методик использования активных методов обучения и традиционной лекционно-семинарской системой.
Особенно остро стоит такая проблема, как отсутствие у студентов опыта работы в ДОУ, поэтому при выполнении практических заданий будущие воспитатели испытывают серьезные затруднения. Разрешение обозначенных противоречий возможно в результате реализации компетентностного подхода, под которым исследователи В.А.Козырева, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына понимают «развитие и оценку различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач» (1, с.16), в том числе и профессиональных. Профессиональная задача как единица содержания профессионального имеет определенную структуру подготовки, которую рассмотрим на примере профессиональной задачи по методике ТРИЗ.
Профессиональная задача
I. Обобщенная формулировка задачи.
Дошкольный возраст – сенситивный период развития творческих способностей. Эффективной технологией развития творчества является ТРИЗ. Однако в Псковской области она реализует только в некоторых ДОУ.
II. Ключевое задание.
Разработайте план (проект) внедрения технологии ТРИЗ в педагогический процесс ДОУ. Покажите возможные способы его реализации.
III. Контекст решения задачи.
ДОУ «Солнышко» работает по типовой программе.
Педагогический коллектив – 14 человек; образование среднее специальное (педколледж); 5 воспитателей имеют теоретические знания по технологии ТРИЗ; четверо воспитателей негативно относятся к новым методам обучения и воспитания.
В ДОУ работает методист, психолог.
В методическом кабинете имеется литература по ТРИЗ.
Вы воспитатель старшей группы. Регулярно списочный состав группы 18 человек.
IV. Задания, которые приведут к решению.
V. Критерии оценки.
К данной задаче критерии оценки отражены в рефлексивном листе.
Рефлексивный лист
Самооценка, оценка сформированности компетенций у членов пед.группы
Компетенции. Основные требования к уровню подготовки студентов. |
Само оценка |
Оценка членов группы |
|||||
|
|
|
|
|
|
||
Базовые педагогические компетенции 1. Операциональная: - быть способным к осмыслению жизненных явлений: уметь видеть противоречие, разрешать их; |
|
|
|
|
|
|
|
- быть способным к самостоятельным действиям в условиях неопределенности: владеть методами ТРИЗ для разрешения проблем; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь реализовывать современные технологии в педагогическом процессе ДОУ; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь проектировать организацию педагогического процесса по развитию творческих способностей детей. |
|
|
|
|
|
|
|
2. Регулятивная: - быть способным к личностной, профессиональной рефлексии; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь анализировать, оценивать деятельность членов подгруппы. |
|
|
|
|
|
|
|
3. Социально-коммуникативная: - уметь публично выступать с сообщениями; |
|
|
|
|
|
|
|
- умение войти в коллектив, внести свой вклад; |
|
|
|
|
|
|
|
- умение сотрудничать и работать в группе, принимать решения; |
|
|
|
|
|
|
|
- умение выполнять различные социальные роли в коллективе. |
|
|
|
|
|
|
|
4. Учебно-познавательная: -способность к проявлению гибкости, быстроте ума; |
|
|
|
|
|
|
|
- способность к проявлению оригинальности при решении проблемной ситуации; |
|
|
|
|
|
|
|
- владеть креативными навыками продуктивной деятельности; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь формулировать, принимать учебную задачу, находить эффективные способы ее решения. |
|
|
|
|
|
|
|
5. Этическая: - проявлять готовность к ответственности за развитие творческих способностей детей; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь принимать творческую индивидуальность; |
|
|
|
|
|
|
|
- взаимодействовать с участниками педагогического процесса на основе диалога; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь адекватно вести себя в социальных ситуациях; |
|
|
|
|
|
|
|
- умение быть терпимым по взглядам других. |
|
|
|
|
|
|
|
Предметная компетенция. - Иметь представление о технологии ТРИЗ; |
|
|
|
|
|
|
|
- знать специфику методов ТРИЗ; |
|
|
|
|
|
|
|
- знать показатели сформированности творческих способностей; |
|
|
|
|
|
|
|
- уметь формулировать, решать изобретательные, сказочные задачи. |
|
|
|
|
|
|
|
Компетенция личностно-профессионального самоопределения и самореализации. |
|
|
|
|
|
|
|
Обладать стремлением к творческой самореализации. |
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл
Отметка преподавателя
Итоговая отметка
Решение профессиональных задач может быть использовано на разных этапах изучения учебной дисциплины: как один из видов самостоятельной работы студентов в межсессионный период, как выполнение ДКР, использовано на уроках психолого-педагогического цикла, а также включено в зачеты, экзамены.
Рассмотрим последовательность работы по внедрению решения профессиональных задач в педагогический процесс заочного дошкольного отделения. При разработке календарно-тематического плана по учебной дисциплине необходимо предусмотреть часы на подготовку и решение профессиональных задач, не допуская при этом сокращения содержания учебного материала. На уроках подготовки к решению профессиональных задач – 2 часа, работа может быть организована парами, небольшими группами по 3-4 человека. Так как количество часов ограничено, студенты решают профессиональные задачи по изученному материалу в течение семестра (10-12 задач). Распределение профессиональных задач для решения происходит с учетом опыта работы в ДОУ, индивидуального подхода. При добросовестном выполнении межсессионного задания по решению профессиональных задач они успешно справляются с заданием. Педагог оказывает консультативную помощь всем подгруппам.
На уроках решения задач (4-8 уроков) каждая пара, подгруппа предлагает учебной группе «продукт» как результат выполнения ключевого задания преимущественно в виде текста: конспекты, методические рекомендации, разные виды планов, описание организации игровой, учебной, художественной деятельности и др. Студенты делают необходимые записи, в рефлексивных листах дают оценку сформированности компетенций. Работа каждой подгруппы анализируется. Анализ проведенных уроков по решению профессиональных задач позволяет выделить типичные трудности, с которыми встречаются студенты:
- работа с учебной литературой; поиск необходимой информации для выполнения практического задания;
- анализ предложенных конспектов организации деятельности;
- четкое, последовательное представление решения задачи, аргументация своего мнения;
- быть участниками «деловой игры»;
- организация в деловой игре разных видов деятельности, выполнение роли воспитателя, детей.
Решение профессиональных задач целесообразно включать в содержание
экзаменационных вопросов. Для выявления
отношения студентов к экзамену с использованием решения профессиональных задач
проведено анкетирование студентов четырех учебных групп 4-5 курсов ГОУ СПО ОПК
(65 человек). 91,5% опрошенных отдают предпочтение инновационной форме экзамена
с решением профессиональных задач.
Положительными сторонами данной формы экзамена студенты считают:
- систематизация знаний;
- приобретение опыта организации разных видов деятельности;
- активная трансляция опыта;
- возможность связать теорию с практикой;
- помогает поверить в себя, убедиться в том, что ты умеешь что-то делать;
- видеть, как радуются и переживают друг за друга студенты и преподаватели и др.
Таким образом, использование решения профессиональныз задач как содержательной единицы учебной дисциплины помогает развитию и становлению профессиональных компетентностей будущего специалиста: операциональной, регулятивной, социально-коммуникативной, этической, предметной, методической.
Использованная литература
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография/ Под ред. Проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.