Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие профессиональной компетенции будущего воспитателя в условиях педагогического колледжа (заочная форма обучения)

01.06.2011 546 5330
Григорьева А.Н., преподаватель, к.п.н.

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
Развитие современной системы дошкольного образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогов. Вопросы подготовки компетентностного специалиста достаточно широко представлены в исследованиях В.Н.Введенского, В.А.Болотова, А.В.Хуторского и др.

Однако, единого подхода к определению профессиональной компетентности нет. Полагаем, что профессиональная компетентность – это интегральная характеристика зрелого педагога, способного реализовывать современные программы и технологии, проявлять творчество, находить верные решения, действуя в обычных и нетипичных ситуациях. Компетентный педагог способен создавать условия для развития каждого ребенка с учетом способностей и возможных перспектив его развития. Работая сегодня, он готов и способен работать завтра в новых условиях.


Рассматривая вопросы подготовки будущего воспитателя, уместнее говорить о развитии, становление компетенции (компетентностей): ключевых, базовых,  специальных, обеспечивающих единство теоретической и практической подготовки специалиста и свидетельствующих о его нравственном, профессиональном самоопределении. Необходимость развития базовых (профессиональных) компетенций вызвана противоречиями, имеющимися в подготовке педагогических кадров между:

- повышением требований к качеству образования и недостаточной подготовленностью студентов к заочной форме обучения;

- разработанностью методик использования активных методов обучения и традиционной лекционно-семинарской системой.


Особенно остро стоит такая проблема, как отсутствие у студентов опыта работы в ДОУ, поэтому при выполнении практических заданий будущие воспитатели испытывают серьезные затруднения. Разрешение обозначенных противоречий возможно в результате реализации компетентностного подхода, под которым исследователи В.А.Козырева, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына понимают «развитие и оценку различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач» (1, с.16), в том числе и профессиональных. Профессиональная задача как единица содержания профессионального имеет определенную структуру подготовки, которую рассмотрим на примере профессиональной задачи по методике ТРИЗ.

 

Профессиональная задача

 

I. Обобщенная формулировка задачи.


Дошкольный возраст – сенситивный период развития творческих способностей. Эффективной технологией развития творчества является ТРИЗ. Однако в Псковской области она реализует только в некоторых ДОУ.


II. Ключевое задание.


Разработайте план (проект) внедрения технологии ТРИЗ в педагогический процесс ДОУ. Покажите возможные способы его реализации.


III. Контекст решения задачи.


ДОУ «Солнышко» работает по типовой программе.


Педагогический коллектив – 14 человек; образование среднее специальное (педколледж); 5 воспитателей имеют теоретические знания по технологии ТРИЗ; четверо воспитателей негативно относятся к новым методам обучения и воспитания.


В ДОУ работает методист, психолог.


В методическом кабинете имеется литература по ТРИЗ.


Вы воспитатель старшей группы. Регулярно списочный состав группы 18 человек.


IV. Задания, которые приведут к решению.

  1. Изучите теоретические вопросы технологии ТРИЗ.
  2. Проанализируйте задачи, содержание программы «Росток» А.Страунинг.
  3. Познакомьтесь с опытом работы ДОУ по данной проблеме.
  4. Подберите дидактические игры, сказочные, изобретательные задачи для детей старшего дошкольного возраста.
  5. Разработайте конспект занятия с элементами ТРИЗ для старшего возраста.
  6. Разработайте возможный план внедрения технологии ТРИЗ в педагогический процесс ДОУ «Солнышко». Обсудите его в учебной группе.
  7. Разработайте общий план (проект) внедрения технологии ТРИЗ в педагогический процесс ДОУ «Солнышко». Определите его положительные стороны и недостатки.
  8. В деловой игре покажите возможные способы его реализации.


V. Критерии оценки.

 

К данной задаче критерии оценки отражены в рефлексивном листе.

 

Рефлексивный лист


Самооценка, оценка сформированности компетенций у членов пед.группы

Компетенции. Основные требования к уровню подготовки студентов.

Само

оценка

Оценка членов группы

 

 

 

 

 

 

Базовые педагогические компетенции

1. Операциональная:

- быть способным к осмыслению жизненных явлений: уметь видеть противоречие, разрешать их;

 

 

 

 

 

 

 

- быть способным к самостоятельным действиям в условиях неопределенности: владеть методами ТРИЗ для разрешения проблем;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь реализовывать современные технологии в педагогическом процессе ДОУ;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь проектировать организацию педагогического процесса по развитию творческих способностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

2. Регулятивная:

- быть способным к личностной, профессиональной рефлексии;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь анализировать, оценивать деятельность членов подгруппы.

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-коммуникативная:

- уметь публично выступать с сообщениями;

 

 

 

 

 

 

 

- умение войти в коллектив, внести свой вклад;

 

 

 

 

 

 

 

- умение сотрудничать и работать в группе, принимать решения;

 

 

 

 

 

 

 

- умение выполнять различные социальные роли в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

4. Учебно-познавательная:

-способность к проявлению гибкости, быстроте ума;

 

 

 

 

 

 

 

- способность к проявлению оригинальности при решении проблемной ситуации;

 

 

 

 

 

 

 

- владеть креативными навыками продуктивной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь формулировать, принимать учебную задачу, находить эффективные способы ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

5. Этическая:

- проявлять готовность к ответственности за развитие творческих способностей детей;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь принимать творческую индивидуальность;

 

 

 

 

 

 

 

- взаимодействовать с участниками педагогического процесса на основе диалога;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь адекватно вести себя в социальных ситуациях;

 

 

 

 

 

 

 

- умение быть терпимым по взглядам других.

 

 

 

 

 

 

 

Предметная компетенция.

- Иметь представление о технологии ТРИЗ;

 

 

 

 

 

 

 

- знать специфику методов ТРИЗ;

 

 

 

 

 

 

 

- знать показатели сформированности творческих способностей;

 

 

 

 

 

 

 

- уметь формулировать, решать изобретательные, сказочные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция личностно-профессионального самоопределения и самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

Обладать стремлением к творческой самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл

Отметка преподавателя

Итоговая отметка

 

Решение профессиональных задач может быть использовано на разных этапах изучения учебной дисциплины: как один из видов самостоятельной работы студентов в межсессионный период, как выполнение ДКР, использовано на уроках психолого-педагогического цикла, а также включено в зачеты, экзамены.

Рассмотрим последовательность работы по внедрению решения профессиональных задач в педагогический процесс заочного дошкольного отделения. При разработке календарно-тематического плана по учебной дисциплине необходимо предусмотреть часы на подготовку и решение профессиональных задач, не допуская при этом сокращения содержания учебного материала. На уроках подготовки к решению профессиональных задач – 2 часа, работа может быть организована парами, небольшими группами по 3-4 человека. Так как количество часов ограничено, студенты решают профессиональные задачи по изученному материалу в течение семестра (10-12 задач). Распределение профессиональных задач для решения происходит с учетом опыта работы в ДОУ, индивидуального подхода. При добросовестном выполнении межсессионного задания по решению профессиональных задач они успешно справляются с заданием. Педагог оказывает консультативную помощь всем подгруппам.


На уроках решения задач (4-8 уроков) каждая пара, подгруппа предлагает учебной группе «продукт» как результат выполнения ключевого задания преимущественно в виде текста: конспекты, методические рекомендации, разные виды планов, описание организации игровой, учебной, художественной деятельности и др. Студенты делают необходимые записи, в рефлексивных листах дают оценку сформированности компетенций. Работа каждой подгруппы анализируется. Анализ проведенных уроков по решению профессиональных задач позволяет выделить типичные трудности, с которыми встречаются студенты:

- работа с учебной литературой; поиск необходимой информации для выполнения практического задания;

- анализ предложенных конспектов организации деятельности;

- четкое, последовательное представление решения задачи, аргументация своего мнения;

- быть участниками «деловой игры»;

- организация в деловой игре разных видов деятельности, выполнение роли воспитателя, детей.


Решение профессиональных задач целесообразно включать в содержание экзаменационных вопросов. Для  выявления отношения студентов к экзамену с использованием решения профессиональных задач проведено анкетирование студентов четырех учебных групп 4-5 курсов ГОУ СПО ОПК (65 человек). 91,5% опрошенных отдают предпочтение инновационной форме экзамена с решением профессиональных задач.


Положительными сторонами данной формы экзамена студенты считают:

- систематизация знаний;

- приобретение опыта организации разных видов деятельности;

- активная трансляция опыта;

- возможность связать теорию с практикой;

- помогает поверить в себя, убедиться в том, что ты умеешь что-то делать;

- видеть, как радуются и переживают друг за друга студенты и преподаватели и др.


Таким образом, использование решения профессиональныз задач как содержательной единицы учебной дисциплины помогает развитию и становлению профессиональных компетентностей будущего специалиста: операциональной, регулятивной, социально-коммуникативной, этической, предметной, методической.

 

Использованная литература

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография/ Под ред. Проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*