Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность: Новосибирск – столица Сибири, один из самых быстро развивающихся и крупных городов России, центр научного, промышленного, культурного развития. Его потенциал невозможно представить без молодежи, численность которой составляет по данным статистики на 32, 5 % от общего количества населения. Именно в этой социально - демографической среде существуют проблемы, связанные с кризисом идентичности, отсутствием консолидации, асоциальными установками.Принципиальное значение имеет государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», направленная на активизацию интереса к изучению истории России, формирование высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Современное образование призвано формировать у студентов активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. Большинство современных педагогических технологий представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что связано с социальными процессами, происходящими сегодня. Всё это относится и к методическим приёмам и современным технологиям в преподавании истории. История- это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации в социальном пространстве. Ее изучение занимает приоритетное место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания студентов, в котором гражданско - патриотическое направление проводится на основе объективного анализа исторического прошлого.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов я считаю одним из главных направлений в педагогической деятельности. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение социальном, духовном, нравственном развитии личности.Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение студентами истории, в процессе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется целостное отношение к отечественной культуре, обуславливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в практике. Реализация патриотического воспитания только при помощи знаний невозможна, поэтому появляется необходимость в совместной деятельности, связанной с социальными проектами. В работе по гражданско- патриотическому воспитанию я не только привлекаю студентов колледжа к социальной инновационной деятельности, но и направляю их на изучение особенностей будущей профессии. Как справедливо писал Ключевский: «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином».
Цель патриотического воспитания связана с развитием у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становлением личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества. Данная цель объединяет весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия и внеурочную жизнь, разнообразные виды деятельности.
Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:
- воспитание интереса и уважения к истории своей страны, изучение истории родного города через архивные данные и исторические источники
- сохранение исторических материалов по истории Новосибирска, популяризация исторических знаний, воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
- социализация студентов, приобретения ими опыта участия в общественной жизни,
гражданских инициативах;
- развитие исследовательских и научных навыков, участие в научно- практических конференциях;
- профессиональная ориентация, создание условий для духовно- нравственного, гражданско- патриотического воспитания студентов.
- воспитание толерантности, умения взаимодействовать с другими людьми;
-приобщение студентов нашего колледжа к социально значимым проектам, развитие просветительской деятельности в молодежной среде.
Основная тенденция развития Российского образования реализована в ФГОС среднего профессионального образования разработаны на основе компетентностного подхода. В требованиях ФГОС сформированы две группы компетенций : общекультурные и профессиональные (ОК и ПК). Дисциплина « история» формируют напрямую ОК, направленные на готовность и способность студентов к саморазвитию, ценностно- смысловым установкам, отражающим индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, гражданскую идентичность. Ключевые компетентности многообразны и метапредметны, реализуются в методе учебных проектов. Метод проектов соединяет два ведущих подхода: личностно- ориентированный (в центре находится обучаемый как активный участник) и коммуникативный (обучаемый находится во взаимодействии с другими). Оба похода предполагают практическую направленность и использование знаний в учебной деятельности. Деятельностные образовательные методики, в отличие от традиционных методов обучения, обеспечивают не только передачу фактического материала, но и создают условия для социально продуктивного влияния на обучающихся . Действенным воспитательным инструментом, позволяющим формировать у студентов необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры, является метод социальных проектов.Социальное проектирование – это целенаправленная деятельность обучающихся, при которой разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Данная деятельность предполагает создание студентами в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения социальной проблемы, воспринимаемой ими как личностно-значимая.
В основе учебного проекта всегда лежит проблема (проект « Грозной силой в бой идут одни сибиряки»,
Проблема проекта
|
Почему? (это важно для меня лично) |
Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проблемы
|
Зачем? (мы делаем проект) |
Целеполагание
|
Задачи проекта
|
Что? (для этого мы делаем) |
Постановка задачи
|
Методы и способы |
Как? (как мы можем это делать) |
Выбор способов и методов планирования |
Результат
|
Что получится? (как, решение проблемы) |
Ожидаемый результат |
Подготовительный этап. Прежде чем преступить к работе студент должен овладеть следующими умениями самостоятельной работы:
-репродуктивными: делить материал на составные части, выделять главное в тексте, составлять план, тезисы; конспектировать текст, уметь дословно пересказывать, писать реферат по материалу статьи, пользоваться справочной литературой;
- творческими умениями: уметь формулировать проблему, составлять план решения проблемы, делать обобщение, выводы, составлять доклад по теме из разных источников, делать прогноз.
Для того, чтобы студенты могли преодолеть затруднения в выполнении проектной деятельностью мною была составлена «Методическая разработка по выполнению самостоятельной работы по истории», в которой рекомендации по написанию эссе, презентации, доклада, социального проекта. Условия для успешной проектной деятельности: четкость и конкретность постановки цели проекта, определение планируемых результатов констатация исходных данных.
Особенности метода социальных проектов на уроках истории связано с формированием коммуникативной культуры, умением понимать обсуждаемую проблему,
в развитии диалогического исторического мышления, информационных и интеллектуальных умений, способности применять усвоенные знания в практической жизни.созданием представлений о многомерности исторического процесса, об особенностях исторического познания.
Формы представления исследований: тезисы, устный доклад, реферат, описательная работа, популярная статья, компьютерная презентация.
Направления патриотического воспитания:
- духовно- нравственные (социальные проекты «Чем дольше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим», «Мой Новосибирск родной»);
- историко – культурные (социальные проекты «Дорога в космос», «Мгновенье подвига», «Грозной силой в бой идут сибиряки», «Подвиг требует мысли, мастерства и риска»);
- гражданско – правовые социальные проекты «Гражданином быть обязан», «Вместе целая страна», «Хранители памяти» объединили деятельность студентов с 1- 4 курс).
Формы реализации социального проекта: практикумы, исторические журналы, научно- практические конференции, семинары, уроки мужества.
Можно оценивать в социальном проектировании степень самостоятельности в
выполнении различных этапов, уровень сложности и степень владения использованными методиками оригинальность идеи, способ решения проблемы, осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования, владение самоанализом работы, творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации социальное и прикладное значение полученных результатов.
Студенческий возраст – важнейший этап формирования гражданско - патриотического воспитания. На этом этапе патриотические установки оказываются наиболее эффективными и переходят во взрослую жизнь. В ходе работы над социальными проектами студенты изучали нормативно-правовую базу российского законодательства по национальным отношениям, анализировали различные источники по общественно – политическим дисциплинам и материалам краеведения, проводили социологические опросы, выступали на научно - практических конференциях, приняли активное участие в социальной инновационной деятельности. Практическое значение связано с приобщением студентов колледжа к социально значимому проекту, внедрением современных методов по патриотическому воспитанию, повышение знаний по национальной культуре, использование полученных результатов в процессе обучения общественно-политических дисциплин.
Патриотическое воспитание молодежи является эффективным образовательным механизмом, ведь именно от того, какие ценности, взгляды преобладают в ее среде, зависит культурное, социально- экономическое и культурное развитие общества и государства.
Литература.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016- 2020 г.
2.Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном обществе: монография. – Волгоград, 2006 г.
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении- М, 2005 г.
Оригинал работы: Методическая система "Гражданско-патриотическое воспитание студентов на уроках истории при помощи социальных проектов"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.