Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальное казино»

05.02.2013 447 2222
Шкабура А.А., преподаватель математики

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Цель: обеспечение всестороннего и гармонического развития обучающихся.

 

Задачи:

обучающие: обобщение и углубление знаний точных и естественных дисциплин, расширение научного кругозора учащихся за счёт межпредметных связей;

воспитательные: воспитание самостоятельности, навыков групповой работы;

развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, формирование умения отстаивать и обосновывать своё мнение.

 

Материально-техническое оснащение: стенгазеты, карточки с заданиями для команд, презентация

 

Ход мероприятия


1. Вводная часть

Вступительное слово ведущего.

Объявление начала игры, представление участников и членов жюри.

 

ВЕДУЩИЙ: Добрый день друзья! Мы приветствуем вас у входа в наше интеллектуальное казино. К нам пришли три команды, желающие принять участие в игре. Давайте их поприветствуем: «Знатоки », «Гении» и «Эрудиты».

Представление команд.

 

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы узнаем, кто же из участников игры обладает солидным багажом знаний. В какой команде самые умные, умелые и находчивые игроки? А теперь познакомьтесь с работниками казино:

  • Охранник: пропускает в игровой зал только при наличии валюты.
  • Администратор:проводит  фейс- контроль
  • Крупье  казино: принимает ставки, задаёт вопросы, анализирует ответы.
  • Помощники  крупье: ведают банком казино, ведут счёт игры.


2. Основная часть

ВЕДУЩИЙ: Чтобы пройти в наш игровой зал, нужно пройти фейс-контроль и иметь при себе достаточное количество валюты. Валюту вы можете заработать за правильно выполненное задание.

 

Итак, вас встречает охранник.

 

Он пожелает проверить, обладаете ли вы достаточным интеллектуальным уровнем для начала игры. Охранник у нас с чувством юмора. Он предложит отгадать: «Что лежит у него в кармане?» За правильный ответ вы получите из банка определённое количество «денег - умов». Если не отвечает команда, которой задают вопрос, возможность ответить есть у других команд.

 

1 уровень.

Охранник: Угадайте, что лежит у меня в кармане? Вы заработаете «5 умов»

Команде №1: «Это органические вещества, поступающие в организм с пищей небольшом количестве, имеющие жизненно важное значение. На отсутствие этих веществ в пище организме и каждый орган, каждая ткань реагирует по-своему, как в старой английской песенке: «Не было гвоздя - подкова пропала, не было подковы - лошадь захромала, лошадь захромала, командир убит»

Ответ – Витамины.

Команде № 2: «Учёные нашли более 1400 способов использования этого вещества. Оно служило мерилом богатства, могущества и власти. Поверье утверждает: начиная день, проглоти его кристаллик и жди удачи. Оно в воде рождается и в воде умирает. В старину его называли властелином жизни и смерти. Это вещество используют как консервант пищевых продуктов, в медицине, в химической промышленности Человеку необходимо употреблять в сутки 3- 5 г. этого вещества.

Ответ - Поваренная соль

 Команде № 3: Плод растения, который помог И.Ньютону открыть закон всемирного тяготения.

Ответ - Яблоко

Помощники крупье выдают, заработанные «деньги». Результат игры отражают на табло.

 

2 уровень


Ведущий: Теперь вы познакомитесь с администратором. Он продолжит контроль.

Администратор; Каждой из команд я задам 20 вопросов. За верный ответ вы получаете 1 «ум» На вопросы нужно отвечать быстро, если не знаете, ответ говорите: «Дальше».

 

Вопросы команде № 1

1. Жидкий металл. (Ртуть)

2. Мы говорим пополам, а в виде дроби? (1/2 = 0,5)

3. Мы им дышим (кислород)

4. Связь между ионами (ионная)

5. Вещество, которое изменяет скорость реакции (катализатор)

6. Цвет лакмуса в кислой среде (красный)

7. Вода при температуре 100° С. превращается в (пар)

8. Положительно заряженный ион (катион)

9. Заряд электрона (отрицательный)

10. Сколько вершину куба? (8)

11. Самый лёгкий элемент (водород)

12. Чему равен квадрат 157(225)

13. Кто составил периодическую таблицу? ( Д.И. Менделеев)

14. Углы измеряются в градусах и? (радианах)

15. Число, которое пишется перед формулой (коэффициент)

16. Вещество, состоящее из двух элементов, одним из которых, является кислород (оксид)

17. Прибор для измерения температуры (термометр)

18. Элемент, отдающий электроны (восстановитель)

19. Сколько часов в сутках? (24)

20. Ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом (период)

 

Вопросы команде № 2

1. Элемент, принимающий электроны. (Окислитель)

2. Вода при температуре 0° С превращается в (лёд)

3. Закон сохранения массы был открыт (М.В.Ломоносовым)

4. Заряд протона (положительный)

5. Формула воды (Н20)

6. Что ближе к Земле Луна или Солнце? (Луна)

7. Металл ювелиров (золото)

8. Реакция среды в кислотах (кислотная)

9. Цвет серы (Жёлтый)

10. Наименьшая неделимая частица (атом)

11. Единицы измерения количества вещества (моль)

12 Что находится в пустой бутылке? (воздух)

13. Цвет лакмуса в щелочной среде (синий)

14. Наименьшая частица вещества, обладающая его свойствами. (Молекула)

15. Прибор для измерения времени? (часы)

16. Агрегатное состояние хлора (газ)

17. Мерным цилиндром можно определить (объём)

18. Может быть в треугольнике 2 прямых угла? (нет)

19. Как возвести в куб? (умножить число на себя три раза)

20. Единицы измерения напряжения (Вольт)

 

Вопросы команде № 3

1. Что находят, решая уравнение? (корни)

2. Знаменитая теорема о треугольнике? (теорема Пифагора)

3. Процесс присоединения электронов (восстановление)

4.Как заряжено ядро атома (положительно.)

5. З3 =? (27)

6. Цвет лакмуса в нейтральной среде (фиолетовый)

7. Вид атомов с одинаковым положительным зарядом ядра (химический элемент)

8. Процесс разрушения железа под действием влажного воздуха (ржавление)

9. Вода в газообразном состоянии (пар)

10. Вертикальный ряд сходных по свойствам элементов в периодической системе (группа)

11. Какую величину измеряет автомобильный спидометр? (скорость)

12. Соли азотной кислоты (нитраты)

13. Часть прямой (отрезок)

14. Молярная масса измеряется в (г/моль)

15. Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)

16. Реакция, в результате которой реагирующие вещества обмениваются своими составными частями (обмен)

17. Всегда верное равенство (тождество)

18. Какой тип кристаллической решётки характерен для металлов? (металлическая)

19. Величина прямого угла? (90°)

20. Химическая посуда для приготовления растворов (колба)     

                                                  

ВЕДУЩИЙ: А теперь попросим помощников подсчитать результат. Выдать наличные участникам игры. Пока они работают, предлагаем немного поразвлечься.

 

«ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

 

Задания командам:

 

Задание. Изобразите сценку - пантомиму:

 

Команде №1

1. «Ядро атома заряжено положительно, а вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательно заряженные электроны»

2. (-) • (-) =(+)

З.При температуре 100 °С вода превращается в пар.

 

Команде№2

1. Деление на 0 невозможно

2. « Взаимодействие водорода и кислорода сопровождается взрывом»

3. При температуре 0° С вода превращается в лёд.

 

Команде№3

1. Реакция замещения.

2. Реакция обмена.

3. Через любые две точки на плоскости можно провести прямую и только одну.

Победителя оценивают зрители.

(Помощники крупье сообщают результаты)

 

3 уровень «Рулетка»


Ведущий:Мы начинаем нашу игру. Посмотрите на таблицу. Здесь указаны различные области знаний. Каждая включает по 6 вопросов. Команда, набравшая больше всех «умов» получает право начинать игру. Команда делает свою ставку и выбирает область знаний и номер вопроса. Если команда отвечает правильно, то ей выдают деньги в количестве, равном сделанной ставке, если ответ неверен, команда отдаёт деньги в банк, в количестве равном ставке. Помощники крупье записывают счет в таблицу.

Крупье: В игре имеются следующие сектора: Формулы, наука и жизнь, из истории науки, загадки, математика, физика и химия. В каждом секторе по 6 вопросов. Выбор за вами. (Крупье зачитывает выбранные вопросы.)

 

Сектор 1 Формулы

1. Как определить массу вещества, зная количество вещества и молярную

массу? (m =v*M)

2. Назовите формулу серной кислоты (Н2S04)

3. Назовите формулу гидроксида натрия (NaOH)

4. Как определить площадь прямоугольника? (S= а • Ь)

5. Назовите формулу теоремы Пифагора (с 2= а2 + Ь2)

6. Назовите формулу для расчёта Скopocrь. (V=S|t)

 

Сектор 2 Наука и жизнь

1. Этот химический элемент входит в состав костей, необходим для нормальной работы клеточных мембран и мышц. ( кальций)

2. В древности исследователи заметили, что разряды молнии

сопровождаются появлением специфического запаха. Это вещество (Озон)

3. Название этого элемента переводится как «разрушение», «гибель», он входит в состав зубной эмали и недостаток его в питьевой воде вызывает кариес. (Фтор)

4. В переводе с греческого название этого элемента означает «фиолетовый» Им богаты морские продукты. Входит в состав гормона тирозина, недостаток которого приводит развитию зобной болезни, (йод)

5. Какая кислота находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? (соляная кислота)

6. Это вещество известно людям издавна, поскольку образуется в результате скисания вина. В больших количествах используется в органическом синтезе, производстве лекарственных препаратов, искусственного волокна, Применяется как консервирующее средство и вкусовая приправа. (Уксусная кислота.)

 

Сектор 3 Из истории науки

1. Какой учёный является автором слов:

«Математику уже затем изучать следует, то она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)

2. Однажды Роберт Вуд направлялся домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалёку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд на виду у всех плюнул в лужу и незаметно бросил какое-то вещество. Произошёл большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались, стали кричать и молить о помощи : «Этот человек плюнул огнём! Сам сатана умеет это делать! Какое вещество упомянуто в рассказе? (натрий)

3. В 1907 году Э. Резерфорд предложил свою модель строения атома. Как она была им названа? («ПЛАНЕТАРНАЯ» модель атома)

4. Назовите автора первого русского учебника по математике. (Л.Ф.Магницкий)

5. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии (стереометрии)? (Н.И.Лобачевский)

6. Около 100 лет назад было открыто невидимое глазу излучение. Эти лучи нашли применение в химическом структурном и спектральном анализе, медицине и дефектоскопии. Учёный, сделавший открытий, продемонстрировал его своим друзьям на Рождество. Тем самым он на века прославил руку своей жены с перстнем на одном из пальцев. Назовите имя учёного и его открытие. (К. Рентген - открытие рентгеновских лучей.)

 

Сектор 4 Загадки

1. Я - неметалл (седьмая группа)

Известен людям с давних пор.

Представьте, ранили вы руку-

Придёт на помощь мой раствор.

Отмечу лишь черту такую:

Раствором капнешь на крахмал,

Окраску видишь ты другую,

Крахмал наш сразу синим стал. (ЙОД)   

 

2. B производстве я любом,

Сколько ни было б там фракций,

Не расходуясь при том,

Ускоряю ход реакций. (КАТАЛИЗАТОР)

 

3. Совершенно непонятно:

Почему вода течёт

Сверху вниз, а не обратно,

Так, а не наоборот? (СИЛА ТЯЖЕСТИ)

 

4. Арифметический я знак

В задачнике меня найдёшь во многих строчках,

Лишь «0» ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка. ( ПЛЮС - ПОЛЮС)

 

5. На разных жизненных этапах

Меня встречал любой из вас:

Зеленовато-жёлтый газ,

Имею очень резкий запах.

Вхожу в состав воды морской,

И в питьевой воде порой

Почувствовать мой запах можно.

Я в малых дозах - санитар, Я при засолке - кулинар,

Но обращаться осторожно,

Друзья со мною надлежит:

Ведь я, представьте, ядовит! (ХЛОР)

 

6. Я самый главный элемент,

И нет других тут мнений:

Очень уж велик процент

Моих соединений,

Я и графит, я и алмаз,

Вхожу в состав растений

Я есть и в воздухе и в вас,

Земля - мои владенья.

«Царь элементов»- не боюсь

Лишь потому я так назваться,

Что я всегда стремлюсь. 

В цепь и кольцо соединяться (УГЛЕРОД)  

 

Сектор 5. Математика

1. На складе имеются гвозди в ящиках по 16, 17 и 40 кг. Как отпустить 100 кг. Гвоздей, не вскрывая ящики? (17 • 4 +16 -12 =100)

2. Одна сторона прямоугольника 8 см., а вторая на 2 см. больше. Какова площадь этого прямоугольника? (80 см”)

3. В ящике лежат в вперемешку 3 пары носков (1 чёрный , 5 белых). Какое наименьшее количество носков нужно взять в темноте, чтобы иметь пару одного цвета? (3 штуки)

4. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулось 4 человека? (2 петуха)

5. Вычислите:  (13-2,46:3,54)-(0,5-1/2)=? (0)

6. Я отпил полчашки чёрного кофе и долил её молоком. Затем я отпил ещё полчашки и снова долил её молоком. Потом я выпил полчашки и снова долил её молоком. Чего я выпил больше, чёрного кофе или молока? (поровну)   

 

Сектор 6. Физика

1. Что такое электрический ток? (направленное (упорядоченное) движение частиц: электронов, ионов и др.)

2. Назовите общие физические свойства металлов. (Теплопроводность, электропроводность,  ковкость, пластичность, металлический блеск.)

3. Какое явление объясняет распространение запахов? (диффузия)

4. «Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала на землю, но так как утки летели очень быстро, то упала она не на, то место, над которым закричала, а гораздо дальше». Почему лягушка упала дальше? (Летала по инерции)   

5. Можно ли слышать друг друга на Луне? (Нет, там отсутствует воздух)

6. Почему в грелках используют воду? (вода имеет большую теплоемкость)

 

Сектор 7. Химия

1. В переводе с греческого название этого неметалла означает - «зловонный» По свойствам это ядовитая, красно-бурая жидкость, с неприятным запахом. Назовите этот неметалл. (Бром)

2. Какой из металлов в древности называли небесная медь? Древнегреческое название его «сидероз » - звездный. Блестящий, белого цвета. Во влажном воздухе легко окисляется, покрывается ржавчиной. (Железо)

3. Если пропускать электрический ток через эти газы, то они начинают светиться каждый своим светом - желтым, голубым, красным, зелёным. (Инертные газы)

4. Купец и алхимик Х.Бранд выделил это вещество в 1669 г. И стал наживаться с помощью своего открытия, получая подарки и деньги за демонстрацию «своего огня» О каком открытии говорится? (открытии фосфора)

5. По твёрдости это вещество превосходит все известные в настоящее время вещества. В легенде о Прометее рассказывается, что похититель огня был прикован к скале цепями, сделанными из этого вещества. В переводе с греческого, его название означает «несокрушимый», хотя химическое вещество обладает хрупкостью. Его называют царским камне. Что это за вещество ? (алмаз)

6. Хоть этот металл был получен ещё в 1827 г., но до сих пор является ценностью. Организаторы Парижской выставки в 1855 г. дали ему оригинальное название « серебро из глины» Н.Г.Чернышевский, увидев ложку из этого металла, сказал «Этому металлу суждено великое будущее!». А в романе «Что делать?» есть строки: « Какая лёгкая архитектура этого дома. ...Да и мебель почти вся такая же. ... Эта металлическая мебель легче ореховой. Но что это за металл? ...» (Алюминий)   

 

Заключение.

Ведущий. Попрошу помощников крупье объявить результат игры.

Определяют команду победителя, вручают подарки.   


Литература:    

1. Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий 9-11 класс, сост. Л.Б. Огурэ, «Интеллект-центр», - М: 2002
2. Б.Л. Хейфец Сборник интеллектуальных игр, «Интеллект-центр», - М: 2002
3. КВН: методика проведения и сценарии для школ и колледжей, изд. 2, - Феникс Ростов - на-Дону, 2003
4. Сценарии школьных праздников книга 4, - М «Школьная Пресса», 2002

Интернет-ресурсы:   

  • Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com 
  • Математические этюды http://www.etudes.ru     
  • Математика on-line: справочная информация в помощь студенту http://www.mathem.h1.ru 
  • Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru 
  • Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru          
  • Задачи по физике с решениями  http://fizzzika.narod.ru 
  • Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru        
  • Занимательная химия: все о металлах   http://all-met.narod.ru       
  • Мир химии  http://chem.km.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*