Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Гуманная педагогика и нравственное воспитание человека

06.05.2019 1373 2325
Лузанов Виктор Васильевич
Лузанов Виктор Васильевич, преподаватель

Лузанова Ирина Викторовна
Лузанова Ирина Викторовна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Одной из основных особенностей современного мира стало повсеместное снижение уровня нравственности, обесценивание высших идеалов. Многие нравственные ориентиры в современном обществе сегодня утрачены, человек становится нравственно, духовно бедным.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм писал: «Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить». 

Бурное развитие рыночной экономики в нашей стране, технический и информационный прогресс происходили одновременно с резким падением уровня нравственности, ростом потребительского отношения людей к окружающему миру, вседозволенности и распущенности.

В словаре Ожегова С.И. дано следующее определение термину «нравственность»: Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Человек с высоким уровнем нравственности должен обладать такими качествами как доброта, порядочность, ответственность за свои поступки, стремление к честности и справедливости, отсутствие лицемерия, обязательность, принципиальность и уважительное отношение к другим людям.

Большую роль в формировании нравственных ценностей молодежи играют средства массовой информации, такие как телевидение и Интернет. Именно там, из фильмов и развлекательных программ, из различных сообществ в социальных сетях подросток берет примеры того, как нужно жить и строить свои отношения с окружающими. И эти примеры, к сожалению, часто имеют негативный характер.

Основными ценностями, пропагандируемыми в современном мире, становятся стремление к личному обогащению, потакание своим прихотям, получение удовольствия, сопровождающееся при этом глубоким цинизмом, и все это преподносится как нечто, являющееся практически нормой в современном обществе. Материальное положение, количество денег, умение извлечь из всего материальную личную выгоду, как правило, в ущерб другим, хитрость и изворотливость становятся главным мерилом ценности человека и его успешности в жизни.

К сожалению, нередко и семья ребенка, как один из социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, не справляется со своей задачей.

И всё это вместе приносит свои результаты – нравственную дезориентацию, духовную, нравственную пустоту внутри молодого человека, как губка впитывающего всё, что он видит и слышит вокруг себя.

В сложившихся условиях именно образованию должна быть отведена главная роль – воспитание высоконравственной и духовной личности, дополняя или исправляя то, что уже заложено и сформировано у ребенка в семье и окружающим его информационным пространством. Современное общество как никогда нуждается в подготовке не только грамотных и компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей, но и людей, обладающих высоким уровнем нравственности.

Как говорил Теодор Рузвельт: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

Нравственное воспитание - вот что должно являться одной из основных задач в сфере современного российского образования. Очень большое значение придавал нравственному воспитанию человека Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

С целью формирования у подрастающего поколения правильных нравственных норм, установок планируются и проводятся тематические воспитательные беседы, различные мероприятия воспитательного характера.

Решение задачи нравственного воспитания – это, пожалуй, самый сложный вопрос и самая трудная работа для любого педагога. И здесь следует снова привести слова Л.Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

«Нравственное воспитание начинается тогда, когда перестают пользоваться словами» – это слова  немецкого врача и философа Альберта Швейцера. А, следовательно, нравственное воспитание осуществляется только через силу собственного примера воспитателя.

Важно понимать, что все воспитательные беседы и мероприятия будут мало действенны без положительного воздействия на обучаемых личности самого педагога, без личного живого примера воспитателя.

И наоборот, если ученики видят перед своими глазами пример высоконравственного поведения учителя, его добросовестного, ответственного отношения к своей работе, это способно повлиять на них и убедить гораздо сильнее, чем множество воспитательных бесед.

Воспитание - это когда никто не замечает, что его воспитывают. Воспитание без воспитания (В.А. Сухомлинский).

Под «положительным примером» педагога следует понимать не только проявляемые им в процессе своей работы и общения с учениками положительные личностные качества, такие как доброта, порядочность, справедливое и уважительное отношение к своим ученикам, но и добросовестное отношение педагога к своей работе, его профессионализм, компетентность, качественное выполнение им своих обязанностей. Нравственное воспитание на учебных занятиях осуществляется также и через содержание и форму подачи учебного материала, через организацию самого урока.

Никакая доброта и приветливость воспитателя не обеспечат ему высокого авторитета среди учеников, если работа педагога сопровождается неудачами и провалами, если воспитанники на каждом шагу будут видеть недостаточное знание своего дела воспитателем. Это значит, что каждому педагогу необходимо постоянно работать и над усовершенствованием своих профессиональных знаний и умений.

Это важное правило является одним из основных принципов гуманной педагогики: «Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным» - это слова Ш.А. Амонашвили, известного педагога, психолога и основателя движения гуманной педагогики.

Нужно стремиться быть тем примером, стараться воплощать в себе тот нравственный идеал, те нравственные качества, которые ты хочешь воспитать в своем ученике. Дети, подростки всегда очень остро чувствуют фальшь и лицемерие. Одной воспитательной беседой, даже на самые возвышенные темы, не подкрепленной живым примером педагога, убедить и изменить воспитуемого невозможно.

Именно поэтому повсеместное внедрение в педагогический процесс принципов гуманной педагогики является сегодня насущной необходимостью, именно сегодня как никогда необходимо проявлять гуманность по отношению к своим ученикам, каждодневно нести и внедрять эти принципы в сознание учащихся собой, своим примером, так как другого способа воспитания высоконравственной личности просто не существует.

Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Если педагог требует от своих учеников уважения к себе и друг к другу, а сам при этом проявляет равнодушие, грубость и бестактность в общении с учениками, вряд ли его требования произведут какой-либо положительный эффект.

Если учитель говорит одно, а сам придерживается совсем других норм и правил поведения, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не сможет стать авторитетным наставником для детей. Для каждого воспитателя очень важно не допускать, чтобы слова, даже самые правильные и возвышенные, расходились с его поступками и делами.

Слово «гуманизм» в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.

Основа гуманной педагогики – это любовь учителя к своим ученикам. Невозможно воспитать высоконравственную и гуманную душу в человеке, если учитель не относится к своим ученикам с добротой и любовью. Цель гуманной педагогики - воспитать из ребенка благородного человека.

Гуманная педагогика противопоставляется принципам авторитарной педагогики, основанной на слепом подчинении власти. Средства авторитарного воспитания - система поощрений и наказаний, менторский тон, призывающий учеников к долгу, обязанностям и послушанию - не отвечают цели воспитать благородного человека. Авторитарному педагогу от ученика нужна только память и дисциплина, она нацелена в первую очередь на формирование знаний, умений и навыков.

Гуманная педагогика опирается на идеи сотрудничества, взаимопонимания, доверия и уважения, принимает ребенка полностью таким, какой он есть и направлена на облагораживание разума и души ученика, а формируемые знания и умения выступают в качестве пути достижения этой высокой цели. 

Учащиеся в гуманной педагогике воспринимаются как равноправные участники образовательного процесса и развиваются в соответствии со своими способностями и возможностями. 

В основе гуманной педагогики лежит следующая важная аксиома:
доброта воспитывается добротой, благородство воспитывается благородством, порядочность – только порядочностью и бескорыстием воспитателя, причем, порядочностью не на словах, а на деле – в поступках, в отношении к своим ученикам, в реакции учителя на те или иные учебные ситуации.

Как правило, деятельность педагогов оценивают по тому, насколько высокие баллы показывают их ученики на проверочных контрольных работах и экзаменах, не учитывая при этом нравственную составляющую личности учащихся. Эта составляющая, к сожалению, не поддается измерению какими-либо тестами и оценками.

К сожалению, нередко приходится видеть, как ученик, обладающий высоким уровнем интеллекта и получающий высокие баллы на экзаменах и контрольных работах, по своим нравственным качествам, проявляемым в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками, одногруппниками и педагогами, уступает многим другим ученикам, не столь успешным в обучении и получающим более низкие баллы.

«Кто успевает в  науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» - писал чешский педагог-гуманист и писатель Я.А. Коменский.

Поэтому нельзя измерять ценность учителя и оценивать его работу только по полученным его учениками баллам на экзаменах, а также по количеству грамот и медалей у его учеников - это лишь часть работы педагога. Не менее важным в образовательном процессе является воспитание нравственных качеств, требующее порой максимальной мобилизации педагогом всех своих сил и способностей, при этом осуществляется незаметно, может проявиться лишь спустя какое-то время и которое, к сожалению, невозможно оценить какими-либо баллами и оценками.

Работа каждого педагога является очень ответственной, потому что в процессе этой работы за каждым его словом, поступком, движением следят его ученики, от внимания которых не ускользает ни один штрих в работе педагога. И все эти мелочи способны оказывать огромное, незаметное на первый взгляд, влияние на всех его учеников. И если педагог авторитетен, пользуется уважением среди своих учеников, то у некоторых из них следы влияния его слов и поступков остаются на всю жизнь, формируя соответствующие этому влиянию модели общения и поведения в обществе.

Вступая на путь преподавательской деятельности, педагог не имеет права допускать в своей работе эмоциональную несдержанность, проявлять нетерпение и раздражительность. Он обязан быть терпеливым по отношению к тем, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться, обязан спокойно и доброжелательно помогать им в трудном деле овладения учебными знаниями и умениями.

Этот путь воспитания человека порядочного, гуманного и ответственного, другими словами, обладающего высоким уровнем нравственности, самый трудный, но и, как показывает опыт всех выдающихся педагогов, путь самый действенный.

В одном из своих интервью министр образования и науки О.Ю. Васильева сказала: «Профессия педагога никогда не будет заменена роботами. Педагог – это миссия и призвание». И это действительно так, потому что робот способен справиться только с задачей обучения учеников, но процесс нравственного воспитания требует обязательного личного участия педагога, человека, и невозможен без воздействия его живого слова и поступка.

 

Оригинал работы: Гуманная педагогика и нравственное воспитание человека

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*