Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сценарий круглого стола «Должен ли педагог быть психотерапевтом?»

05.02.2013 2406 5631
Косолапова Ольга Дмитриевна
Косолапова Ольга Дмитриевна, педагог-психолог

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Цель: вооружить педагогов практическими знаниями по проблеме психологического консультирования

 

Задачи:

1. Знакомство с простейшими техниками психологического консультирования, необходимыми педагогу для работы с учащимися.

2. Отработка  базовой техники психологического консультирования – индивидуальная беседа.

 

Оборудование: размещение столов и стульев в виде круглого стола, карточки-задания.

 

План круглого стола.

  1. Обсуждение проблемы «Должен ли педагог быть психотерапевтом?»
  2. Теоретическая часть.

Знакомство с простейшими техниками ведения беседы:

- правила ведения беседы

- нерефлексивное слушание;

- демонстрация понимания собеседника;

- умение давать советы в недирективной  форме;

    3. Отработка простейшей базовых  техник ведения беседы.

    4. Рефлексия

Ход круглого стола.

 

I. Обсуждение проблемы «Должен ли педагог быть психотерапевтом?»

 

Ведущий:

Несколько слов о правилах работы за круглым столом:

Данная форма предполагает открытую дискуссию всех участников, в результате которой педагоги должны определить единую позицию по обсуждаемой проблемеи принять единое решение.

2. За круглым столом сегодня  будет обсуждаться вопрос: «Должен ли педагог быть психотерапевтом?»

Необходимо выбрать секретаря, который будет записывать на ватмане мнения выступающих. А мнения может  быть 2- «Да, потому, что…» и «Нет, потому, что…»

Секретарь в один столбик записывает  «Почему, нет…», в другой «Почему, да.. »

И так, начинаем обсуждение по кругу…..

3. Ведущий предлагает свои варианты ответа «Нет» и «Да» Секретарь дописывает эти варианты.

«Нет»

Т.к. оказать профессиональную помощь тому, кто за ней обратился педагог не может и не должен .

“Каждый учитель — психотерапевт”, — сказал однажды с высокой трибуны Д.С. Арбуклэ, но позже, а точнее — через пятнадцать лет, он понял, что это была ошибка, и постарался ее исправить. Позднее из его уст прозвучало, что каждый должен делать свое дело, и делать это грамотно и профессионально. К тому же отношения “учитель—ученик” невозможно построить по принципу “психотерапевт—клиент”

 

«Да»

1. А если вдуматься, то по своей натуре каждый педагог немножечко психотерапевт. Ведь, общаясь, каждый день с учащимся, педагог, как правило, чувствует настроение своих учащихся. Если большинство из них, скажем, в сонном состоянии, он знает, как активизировать их.

- Вы согласны со мной?

Или, наоборот, если они перевозбуждены, мастер успокоит и настроит на рабочий лад.

- Бывает такое?

Мы не говорим о применении дисциплинарных приемов, мы имеем в виду использование специальных психологических техник, которыми владеет большинство педагогов. Только не догадывается, что это специальные техники.

Возможно, здесь есть и элементы психотерапии: внушение, активизация сильных сторон личности, ситуация “здесь и сейчас” т.е., когда мы решаем проблему студента немедленно, иногда скрывая ее даже от его родителей.

2.  Мы знаем, что не каждый студент знает о том, кто такой психотерапевт, чем занимается психолог, но все знают, кто такой преподаватель, мастер, и поэтому часто в первую очередь обращаются к нему.

3. Педагог постоянно проводит индивидуальные беседы, и не только на учебные темы, при этом он тратит свое время, свои силы и, если хотите, свои нервы, стараясь помочь детям.


Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: конечно, педагог- это не психотерапевт, но знание элементарных психологических методов и приемов педагогу конечно нужны. А именно, умение применять на практике простейшие базовые техники психологического консультирования (и ничего больше!) сделают  работу педагога еще более профессиональной. Владение этими техниками поможет ему без лишних эмоциональных затрат проводить индивидуальные и групповые беседы с учащимися  и родителями.

 

II. Теоретическая часть.

Знакомство с простейшими техниками ведения беседы

 

Как часто мы бьемся как рыба об лед, пытаясь доказать кому-то прописные истины. А получить хороший результат можно гораздо проще, без особых премудростей, лишь делая то, что уже проверено на практике и что другие уже давно делают.


Чаще всего техники психологического консультирования необходимы педагогу тогда, когда учащиеся обращаются с проблемой личностного плана, которая тем или иным образом отражается на учебной деятельности, например:

— непонимание в семье;

— взаимоотношения с одногруппниками или преподавателями;

— потеря одного из близких людей;


В подобных ситуациях, для создания доверительной атмосферы, навыки активного слушания просто незаменимы:

1 Внимательно выслушать, не перебивая без надобности и не давая советов с первых минут общения (что порой бывает трудно педагогам в силу их статуса и других профессиональных особенностей).

2. В недирективной форме (в виде вопроса) активизировать учащихся на самостоятельный поиск решения проблемы.


Задавая вопрос в подобных ситуациях, мы активизируем мыслительные процессы студента. Ведь, наша задача состоит не в том, чтобы все решить за него, а в том, чтобы научить его думать, анализировать и находить выход из сложных ситуаций самостоятельно, хотя бы там, где это возможно.


Часто педагоги имеют тенденцию задавать большое количество вопросов, и делают они это из самых лучших побуждений: чтобы помочь студенту выразить свое состояние, сформулировать мысль, быть более последовательным. Но с другой стороны, вопросы могут увести студента в сторону от того, что он собирался рассказать, и тем самым сделать беседу бесконечной и утомительной.


Чтобы предоставить студенту возможность высказать именно то, что он хотел, вопросы можно формулировать следующим образом:

• Не могла бы ты рассказать об этом подробнее?

• А ты можешь привести пример того, как это происходит?

• И что случилось дальше?

• Есть ли еще что-то важное, что ты забыл рассказать?


Наверное, каждому педагогу приходилось беседовать в доверительном ключе со студентом, когда последний находился в неадекватном для него состоянии: был слишком расстроен, испуган, разгневан. В таких случаях приходится затрачивать много сил, чтобы как-то совладать с эмоциями ученика, найти подходящие слова, вернуть его в привычное состояние. Это можно сделать с использованием базовых техник психологического консультирования, а именно:

- для начала предоставить студенту возможность выразить его эмоции в приемлемой форме.

- продемонстрировать ему свое понимание,

- затем спросить, как он сам собирается справиться с ситуацией, что он собирается делать, и т.д.


Для этого необходимо знать несколько техник.


1. Когда студент выражает свои эмоции мы можем применить технику нерефлексивного слушания – т.е вы слушаете, почти молча, давая обратную связь собеседнику с помощью невербальных средств общения (кивок головы, улыбка, незначительные движения туловищем и пр.) и коротких звуковых фраз: “Да”, “Угу”, “О-о”, “М-м” и т.д.


2. Следующая техника демонстрация понимания собеседника.

для того чтобы продемонстрировать собеседнику свое понимание, выберите подходящий момент беседы, например, когда собеседник жалуется на кого-то или на что-то, когда выражает свое недовольство, сомнения. Выскажите собеседнику свое искреннее понимание в тот момент, когда посчитаете это уместным. Для этого можно использовать фразы типа:

• Я думаю, что я понимаю, как тебе было обидно в тот момент.

• Мне кажется, это ужасно, когда…

• Я согласна с тобой, что это очень нелегко…


3. Техника давать советы в недирективной форме т.е, не очень часто и в форме вопроса:“А что, если ты?..” “А что, если попробовать сделать?..”, “А почему бы не?..”, “Как ты думаешь, может быть стоит?..” и др.

 

III. Отработка простейшей базовых техник ведения беседы.

 

Для отработки практических навыков необходимо выбрать участника, который расскажет о какой-нибудь проблемной ситуации, которую вы решали со студентами, коллегами, администрацией.(выбирается участник) А так же участников, которые будут демонстрировать техники нерефлексивного слушания, демонстрация понимания собеседника, давать советы в недирективной форме (выбираются 6 участников, раздаются карточки-задания.).


Остальные должны внимательно наблюдать за участниками диалога и определить, кто какую технику демонстрировал.

 

Упражнения для индивидуальной работы

 

«Угу-угу, я слушаю»

Цель: отработка навыка нерефлексивного слушания.

Содержание. В процессе неформальной беседы попробуйте в течение двух-трех минут использовать нерефлексивное слушание. Это означает, что вы слушаете почти молча, давая обратную связь собеседнику с помощью невербальных средств общения (кивок головы, улыбка, незначительные движения туловищем и пр.) и коротких звуковых фраз: “Да”, “Угу”, “О-о”, “М-м” и т.д.

 

“Понимаю тебя…”

Цель: отработка техники демонстрации понимания собеседнику.

Содержание. Для того чтобы продемонстрировать собеседнику свое понимание, выберите подходящий момент беседы, например когда собеседник жалуется на кого-то или на что-то, когда выражает свое недовольство, сомнения. Выскажите собеседнику свое искреннее понимание в тот момент, когда посчитаете это уместным. Для этого можно использовать фразы типа:

• Я думаю, что я понимаю, как тебе было обидно в тот момент.

• Мне кажется, это ужасно, когда…

• Я согласна с тобой, что это очень нелегко…

 

“А что, если ты?..”

Цель: отработка умения давать советы в недирективной форме

Содержание: попробуйте дать два совета в недирективной форме (в форме вопроса), которые бы начинались так: “А что, если попробовать сделать?..”, “А почему бы не?..”, “Как ты думаешь, может быть стоит?..” и др.

Обсуждение. Кто и какую технологию демонстрировали участники?.

Легко ли было применять нужную технологию?

Что помогало, а что мешало человеку, который делился своей проблемой?

 

IV. Рефлексия.

 

Литература

  1. Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования в повседневной жизни. — СПб: Речь, 2010.
  2. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. — СПб: Речь, 2007.
  3. Hornby, G. Teachers and Counselling. In Hornby G., Hall C., Hall E. Counselling Pupils in Schools. Skills and Strategies for Teachers. London and New York: RoutledgeFalmer, 2003.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*