Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионально образования целью профессионального образования является подготовка не только квалифицированного специалиста, но и разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации, к эффективной трудовой деятельности. Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем педагогическим инновациям, технологиям, формам и методам, которые оказываются наиболее подходящими для достижения данной цели.
В современных условиях развития системы образования для успешного и эффективного формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышения качества образования необходимо пересмотреть имеющиеся и разработать новые подходы к совершенствованию форм обучения, осуществить переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности обучающегося. Наиболее целесообразным для этого представляется использование в практике средних профессиональных образовательных учреждениях больших возможностей активных и интерактивных форм обучения [1].
Обучение экономическими дисциплинами тесно связано с экономической жизнью государства, общества, каждого человека. Такие знания представляют собой знание экономических терминов, законов экономического развития, а также понимание механизмов работы рыночной экономики, экономических принципов и законов.
Экономические дисциплины призваны помочь:
- сформировать у студентов адекватные представления об окружающем мире, о сути экономических процессов и явлений, о механизме функционирования предприятия,
- выработать практические навыки решения конкретных задач различного типа;
- воспитать экономическую культуру и гражданское мышление.
Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине.
В связи с этим в данной статье представлены методы и приемы, используемые на занятиях с целью сделать процесс преподавания экономических дисциплин не только познавательным, но и интересным для обучающихся.
Для того чтобы студенты познавали не только теоретическую сторону экономических дисциплин, но и их прикладной характер наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы и т. д.), используются активные и интерактивные методы обучения.
Традиционные (пассивные) методы обучения, в большей степени предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам.
Активные методы означают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов.
Интерактивные методы, в свою очередь, – это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом. Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса.
Активные и интерактивные методы предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой.
Сбалансированное использование методов – важное условие эффективности методики преподавания экономических дисциплин [ 2].
Структура учебной дисциплины содержит обязательную аудиторную учебную нагрузку и самостоятельную работу обучающегося. Ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические занятия, и им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе преподавания экономических дисциплин. Однако, если проводить лекции и практические занятия в традиционной форме, то невозможно сформировать интерес к изучению экономических дисциплин, в связи с чем на лекционных занятиях используется:
- много графического, табличного материала, схем, презентаций,
- показ короткометражных мультфильмов по изучаемой теме (например: что такое деньги; безработица, инфляция, экономические циклы),
- работа в малых группах,
- применение метода позиционирования. (Суть метода: студенты разделяются на 4 группы: понятия, схемы, вопросы, тесты. Каждой группе выдается лекционный материал, который необходимо изучить, а затем переработать в соответствии с занимаемой позицией. После выполнения данного задания группа выступает перед аудиторией с полученными результатами). Данный метод использован с группами Э-15-1, 2 по Теме: «Макроэкономические показатели».
- использование творческих заданий, например, группе МТЭПО-15 по теме «Спрос и предложение» было дано задание написать стихотворение о законах спроса и предложения, и влияния на величину спроса и предложения неценовых факторов. После сочинения и его прочтения стихотворение разбиралось и корректировалось.
Практическое занятие заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта какой-либо деятельности.
В процессе обучения были разработаны: Учебное пособие по экономической теории для студентов специальности 38.02.01 и практикум по основам экономики для студентов специальности 13.02.02, которые включают в себя: теоретический материал, задания для закрепления материала (тестовые задания, задачи и контрольные вопросы), и практические задания, выполнение которых предусмотрено рабочей программой.
Для проверки и закрепления изученного материала применяется:
- тестирование «да, нет» (условия: студенты разделяются на 3 группы (обычно это ряды) и им задаются вопросы. Ряд набравший большее количество очков – выигрывает).
- отгадывание кроссвордов;
- решение задач на скорость (условия: студенты разделяются на 3 группы и им выдаются карточки с задачами 15 штук. Группа, которая первая решила свою карточку поднимает руку. Группа, которая правильно решила большее количество задач – выигрывает).
- Блиц-игра «Хорошо и плохо» или «за» и «против». Условия: обучающимся предлагается какое-либо спорное суждение, после чего они по очереди называют положительную и отрицательную сторону данного объекта, явления, события. Блиц-игра «Хорошо и плохо» или «за» и «против» позволяет посмотреть на проблему с различных точек зрения, оценить все положительные и отрицательные стороны объекта, явления, события. (Проводилась с группами Э-16-1, 2 по темам: «Экономический рост - это хорошо или плохо», «Криптовалюта и ее будущее» - «за» и «против»)
- После окончания дисциплины «Экономическая теория» в группе Э-17 была проведена внеаудиторная интеллектуальная викторина «Своя игра», цель которой проверка и закрепление знаний, полученных на теоретических и практических занятиях. Данная викторина показывает результат освоения студентами пройденного курса.
Самостоятельная работа студентов по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку студентов. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя. Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. Основными видами самостоятельной работы являются:
1) самостоятельная работа с литературой;
2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;
3) подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ;
4) производственная и педагогическая практика;
5) подготовка научных докладов и презентаций для студенческих конференций.
Также применяются следующие виды самостоятельной работы:
- ведение словаря экономических терминов по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит»
- выполнение творческих заданий и проектов и демонстрация их, например, группам Э-16-1, 2 предлагалось придумать свою криптовалюту и на занятии представить свой проект.
Таким образом, активные и интерактивные методы позволяют преподавателю сделать занятие более интересным, но в тоже время возникает ряд трудностей, связанных с оптимальным внедрением в учебный процесс интерактивных форм обучения.
- отсутствие каталога рекомендуемых методов обучения;
- нехватка в достаточном количестве специальной литературы по данной теме;
- недостаточное оснащение аудиторий.
- трудоемкость интерактивных форм обучения и непредсказуемость результата;
- отсутствие у преподавателей достаточного опыта для проведения подобного рода занятий;
- дефицит учебного времени.
- низкий уровень заинтересованности студентов в получении знаний;
- низкая мотивация студентов в процессе обучения; (При отсутствии мотивации дальнейшего применения знаний у субъекта, интерактивные групповые формы занятий дают возможность пассивного присутствия в группе, снятия с себя индивидуальной ответственности за процесс усвоения знаний, то есть знания потребляются как результат творчества других.)
- равнодушие студентов в учебном процессе;
- студенты не всегда охотно идут на новые способы организации учебного процесса, стремясь оставаться в привычной для них пассивной позиции.
- один и тот же метод проведения занятия подходит не всем группам, т.е. применения данного метода в одной группе дает максимальную отдачу, работу всех студентов, а в другой группе этот же метод не дает такого результата. Это может зависеть и от мотивации студентов и от их подготовки и желания в погружение подготовительного процесса [3].
Таким образом, сочетание выделенных интерактивных средств работы и добавление новых позволит с большей эффективностью сформировать экономическую грамотность у будущих специалистов.
Использование интерактивных форм в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту и позволяет качественно изменить организуемое педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для обучающегося, укрепить их положительную мотивацию в учении, в создании условий своего развития. Результат реализации в педагогическом процессе колледжа интерактивных форм обучения – повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышения качества образования.
Список использованных источников
Оригинала работы: Особенности применения интерактивных методов обучения
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.