Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности применения интерактивных методов обучения

18.04.2019 1266 2027
Еременко Анна Михайловна
Еременко Анна Михайловна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионально образования целью профессионального образования является подготовка не только квалифицированного специалиста, но и разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации, к эффективной трудовой деятельности. Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем педагогическим инновациям, технологиям, формам и методам, которые оказываются наиболее подходящими для достижения данной цели.

В современных условиях развития системы образования для успешного и эффективного формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышения качества образования необходимо пересмотреть имеющиеся и разработать новые подходы к совершенствованию форм обучения, осуществить переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности обучающегося. Наиболее целесообразным для этого представляется использование в практике средних профессиональных образовательных учреждениях больших возможностей активных и интерактивных  форм обучения [1]. 

Обучение экономическими дисциплинами тесно связано с экономической жизнью государства, общества, каждого человека. Такие знания представляют собой знание экономических терминов, законов экономического развития, а также понимание механизмов работы рыночной экономики, экономических принципов и законов.

Экономические дисциплины призваны помочь:

- сформировать у студентов адекватные представления об окружающем мире, о сути экономических процессов и явлений, о механизме функционирования предприятия,

- выработать практические навыки решения конкретных задач различного типа;

- воспитать экономическую культуру и гражданское мышление.

Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине.

В связи с этим в данной статье представлены методы и приемы, используемые на занятиях с целью сделать процесс преподавания экономических дисциплин не только познавательным, но и интересным для обучающихся.

Для того чтобы студенты познавали не только теоретическую сторону экономических дисциплин, но и их прикладной характер наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы и т. д.), используются активные и интерактивные методы обучения.

Традиционные (пассивные) методы обучения, в большей степени предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам.

Активные методы означают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов.

Интерактивные методы, в свою очередь, – это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом. Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса.

Активные и интерактивные методы предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой.

Сбалансированное использование методов – важное условие эффективности методики преподавания экономических дисциплин [ 2].

Структура учебной дисциплины содержит  обязательную аудиторную учебную нагрузку и самостоятельную работу обучающегося. Ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические занятия, и им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе преподавания экономических дисциплин. Однако, если проводить лекции и практические занятия в традиционной форме, то невозможно сформировать интерес к изучению экономических дисциплин, в связи с чем на лекционных занятиях используется:

-  много графического, табличного материала, схем, презентаций,

- показ короткометражных мультфильмов по изучаемой теме (например: что такое деньги; безработица, инфляция, экономические циклы),

- работа в малых группах,

- применение метода позиционирования. (Суть метода: студенты разделяются на 4 группы: понятия, схемы, вопросы, тесты. Каждой группе выдается лекционный материал, который необходимо изучить, а затем переработать в соответствии с занимаемой позицией. После выполнения данного задания группа выступает перед аудиторией с полученными результатами). Данный метод использован с группами Э-15-1, 2 по Теме: «Макроэкономические показатели».

- использование творческих заданий, например, группе МТЭПО-15 по теме «Спрос и предложение» было дано задание написать стихотворение о законах спроса и предложения, и влияния на величину спроса и предложения неценовых факторов. После сочинения и его прочтения стихотворение разбиралось и корректировалось.

Практическое занятие заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта какой-либо деятельности.

В процессе обучения были разработаны: Учебное пособие по экономической теории для студентов специальности 38.02.01 и практикум по основам экономики для студентов специальности 13.02.02, которые включают в себя: теоретический материал, задания для закрепления материала (тестовые задания, задачи и контрольные вопросы), и практические задания, выполнение которых предусмотрено рабочей программой.

Для проверки и закрепления изученного материала применяется:

- тестирование «да, нет» (условия: студенты разделяются на 3 группы (обычно это ряды) и им задаются вопросы. Ряд набравший большее количество очков – выигрывает).

- отгадывание кроссвордов;

- решение задач на скорость (условия: студенты разделяются на 3 группы и им выдаются карточки с задачами 15 штук. Группа, которая первая  решила свою карточку поднимает руку. Группа, которая правильно решила большее количество задач – выигрывает).

- Блиц-игра «Хорошо и плохо» или «за» и «против». Условия: обучающимся предлагается какое-либо спорное суждение, после чего они по очереди называют положительную и отрицательную сторону данного объекта, явления, события. Блиц-игра «Хорошо и плохо» или  «за» и «против» позволяет посмотреть на проблему с различных точек зрения, оценить все положительные и отрицательные стороны объекта, явления, события. (Проводилась с группами Э-16-1, 2 по темам: «Экономический рост - это хорошо или плохо», «Криптовалюта и ее будущее» - «за» и «против»)

- После окончания дисциплины «Экономическая теория» в группе Э-17 была проведена внеаудиторная интеллектуальная викторина «Своя игра», цель которой проверка и закрепление знаний, полученных на теоретических и практических занятиях. Данная викторина показывает результат освоения студентами пройденного курса.

Самостоятельная работа студентов по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку студентов. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя. Значимость самостоятельной работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. Основными видами самостоятельной работы являются:

 1) самостоятельная работа с литературой;

 2) подготовка к семинарам, зачетам и экзаменам;

 3) подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ;

 4) производственная и педагогическая практика;

 5) подготовка научных докладов и презентаций для студенческих конференций.

Также применяются следующие виды самостоятельной работы:

- ведение словаря экономических терминов по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит»

- выполнение творческих заданий и проектов и демонстрация их, например, группам Э-16-1, 2 предлагалось придумать свою криптовалюту и на занятии представить свой проект.

Таким образом, активные и интерактивные методы позволяют преподавателю сделать занятие более интересным, но  в тоже время возникает ряд трудностей, связанных с оптимальным внедрением в учебный процесс интерактивных форм обучения.

  1. Материально-техническое обеспечение. Сюда можно отнести:

- отсутствие каталога рекомендуемых методов обучения;

- нехватка в достаточном количестве специальной литературы по данной теме;

- недостаточное оснащение аудиторий.

  1. Методика преподавания, что включает в себя:

- трудоемкость интерактивных форм обучения и непредсказуемость результата;

- отсутствие у преподавателей достаточного опыта для проведения подобного рода занятий;

- дефицит учебного времени.

  1. Мотивация студентов включает следующее:

- низкий уровень заинтересованности студентов в получении знаний;

- низкая мотивация студентов в процессе обучения; (При отсутствии мотивации дальнейшего применения знаний у субъекта, интерактивные групповые формы занятий дают возможность пассивного присутствия в группе, снятия с себя индивидуальной ответственности за процесс усвоения знаний, то есть знания потребляются как результат творчества других.) 

- равнодушие студентов в учебном процессе;

- студенты не всегда охотно идут на новые способы организации учебного процесса, стремясь оставаться в привычной для них пассивной позиции.

- один и тот же метод проведения занятия подходит не всем группам, т.е. применения данного метода в одной группе дает максимальную отдачу, работу всех студентов, а в другой группе этот же метод не дает такого результата. Это может зависеть и от мотивации студентов и от их подготовки и желания в погружение подготовительного процесса [3].

Таким образом, сочетание выделенных интерактивных средств работы и добавление новых позволит с большей эффективностью сформировать экономическую грамотность у будущих специалистов.

Использование интерактивных форм в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту и позволяет качественно изменить организуемое педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для обучающегося, укрепить их положительную мотивацию в учении, в создании условий своего развития. Результат реализации в педагогическом процессе колледжа интерактивных форм обучения – повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышения качества образования. 

Список использованных источников

  1. Головцова, И.Г. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода [Электронный ресурс]: / И.Г. Головцова, Л.В. Рудакова // Вестник «АГУ» / Электронно-библиотечная система Издательства Лань. – 2016. – № 2. – Режим доступа: www / URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/196087/#1.
  2. Евплова Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015. – 108 с.
  3. Трудности в применении интерактивных методов обучения [Электронный ресурс]: / О.В.Ломакина. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/trudnosti-v-primenenii-interaktivnyh-metodov-obucheniya

 

Оригинала работы: Особенности применения интерактивных методов обучения 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*