Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О педагогике сотрудничества

17.04.2019 239 455
Шварёва Татьяна Николаевна
Шварёва Татьяна Николаевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

«Педагогика сотрудничества» одна из наиболее богатейших педагогических обобщений, которая включает в себе многочисленные инновационные процессы в образовании. Значимой составляющей педагогического общения являются взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию. Исходя из этого, сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. Благодаря взаимопониманию в педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников.

Важнейшее место в системе сотрудничества занимают отношения «учитель — ученик». Традиционное обучение основано на то, что учитель является субъектом, а ученик — объектом педагогического процесса. Педагогика сотрудничества представляет ученика как субъекта. Отсюда следует, что два субъекта должны взаимодействовать, быть партнерами, сотоварищами, представляя собой содружество более старшего и опытного с менее опытным.

Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно. Он учится самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.

Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста.

Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В ходе прохождения преддипломной практики мною были использованы такие формы занятий. Мы отправлялись с детьми в различные путешествия по островам, например, на уроках окружающего мира. Каждый остров составлял один из главных факторов здорового образа жизни человека, и на каждом из них сталкивались с проблемными ситуациями. Детям нравятся такие уроки, они с особым желанием узнают новую и полезную информацию, лучше запоминают её.

В процессе педагогического взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. Так, на уроках закрепления и повторениямы работали так, что на доске был написан план урока, то есть, задания, которые нужно выполнить. Ученики, которые хорошо понимали материал могли решать задания самостоятельно, в конце показывая результат, а отстающие ученики работали с учителем и теми детьми, которые также плохо усвоили тот или иной материал.

Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия.

Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д. Такие методы часто использовались мною на уроках литературно чтения и русского языка. Детям предлагалось порассуждать над тем или иным поступком героя ситуации, правильно ли он поступил, а как поступили бы вы на его месте. Дети, при проведении обсуждений, активно включались в работу, им было интересно слушать как своих товарищей так и высказать свою точку зрения по этому поводу.

            Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель — ученик (ученики)»; 2) «ученик — ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель — учительский коллектив». Линия «учитель — ученик» и линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой, когда учитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.

Так же, на данной практике я включала работу в парах с детьми, работу в группе. Были некоторые сложности, потому что до этого дети мало занимались какой-либо работой в группе, часто возникали ссоры и споры. Но стоило провести беседу о правилах работы в парах и дети поняли, что залог успеха – дружный коллектив. И перед проведением такой формы сотрудничества я предлагала детям самим напомнить друг другу правила работы в парах, что они с удовольствием делали, впоследствии отлично справляюсь вместе с предложенной работой.

Г.А. Цукерман, известный психолог, который изучал проблемы учебного сотрудничества, выделяет следующие положительные стороны совместной учебной деятельности:

  • помогает лучшему освоению изучаемого материала;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • уходит меньше времени на формирование знаний и умений;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • усиливается сплоченность класса, так как меняется характер взаимоотношений учеников;
  •  ученики приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, самоконтроль, тоталитарность;
  • учитель получает возможность при делении детей на группы учитывать их взаимные симпатии;
  • повышается важность воспитательной работы учителя.

Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно. Приходящие в школу дети, не всегда владеют приемами и способами познавательной деятельности. Также не могут самостоятельно организовать коллективную работу, возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным. Он выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:

  1. Фаза приобщения к деятельности включает:
  • разделенные между учителем и учащимися действия;
  • имитирующие действия учащихся;
  • подражательные действия учащихся.
  1. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:
  • саморегулируемые действия учащихся;
  • самоорганизуемые действия учащихся;
  • самопобуждаемые действия учащихся.

Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом.

Важно отметить воспитательный эффект сотрудничества, который обусловлен формированием «условно-динамической позиции» в ситуации коллективной работы со сверстниками. Она выражается в умении человека оценивать себя не только с точки зрения другого, а с разных точек зрения. Этот вопрос наиболее раскрыт в работах А.К. Марковой, В.А. Недоспасова, Д.Б. Эльконина. Большой интерес представляет рассмотрение стиля общения, в котором ставиться и решается совместно с педагогом проблема, задача. В стиле общения находят свое выражение:

  • особенностей коммуникативных возможностей педагога;
  • сложившийся характер взаимоотношения педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

Общение представляет собой многосторонние и многофункциональное, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения, наиболее адекватным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения.

Важное направление усилий педагога — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками. Именно опыт совместного решения проблем, совместные формы активности с воспитателем позволяет ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помочь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся. Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.

Список литературы

  1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.
  2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
  4. Голованова И.И., Донецкая О.И. Роль проектных технологий в развитии гражданских компетенций и творческом саморазвитии личности.-Образование и саморазвитие. Научный журнал № 1 (39) 2014 г.

 

Оригинал работы:  О педагогике сотрудничества




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*