Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационные технологии в обучении и тестировании

05.02.2013 1558 4284
Захарова Галина Михайловна
Захарова Галина Михайловна, преподаватель

Подберезина Зоя Ивановна, Заведующая отделением

Мариинский политехнический техникум
Страна тринадцатый год живет в третьем тысячелетии. Это время можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него ИКТ, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 

Использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес студентов, развивает их творческие способности, стимулирует умственную работоспособность, побуждает к исследовательской деятельности.

 

За счет средств массовой информации познания студентов так велики, что учиться по старым методикам им явно стало неинтересно. Мы, преподаватели, не можем обходиться без современных средств обучения и новейших методик, если перед нами стоит задача - получить конкурентноспособного специалиста. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Для создания и оказания действенной помощи студентам в развитии творческих и интеллектуальных способностей, которые помогут им в будущем максимально реализовываться в профессии, необходимы инновационные педагогические технологии.

 

Ещё одной причиной использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать задачу: как заинтересовать студента материалом, который есть в программе, но не является необходимым в постижении азов будущей специальности. Согласны с мнением Башмакова М.И. «…давайте перестанем убеждать наших учеников, что все, чем приходится заниматься на уроках математики, будет непосредственно использоваться в будущей жизни». «Страшная эта болезнь - безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека» - говорит замечательный педагог Сухомлинской С.Л. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения то, что традиционная система обучения не в состоянии изменить тип мышления студентов, развить у них творческие способности. А в противовес этому будем применять новые, прогрессивные, в отличие от доски и мела, возможности передачи и переработки информации посредством компьютера, как основного технического средства. Он наиболее полно соответствует структуре учебного процесса и интересам студентов.

 

Занятия математики с компьютерной поддержкой очень нравятся студентам, они нравятся преподавателям. Применение ИКТ обусловлено следующим рядом факторов:

  • Применение компьютерных технологий даёт возможность более наглядного представления изучаемого материала.
  • Позволяет оперативно проверять уровень усвоения студентами программного материала.
  • Применение данных технологий отражает дух современности, в связи с чем всё происходящее воспринимается студентами по-другому: с большим интересом, что, в конечном итоге, положительно сказывается на уровне их успеваемости.
  • При проведении занятия с использованием ИКТ соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала студентами, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления и памяти.
  • Улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления студенты легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.

 

Одним из путей решения этой проблемы является создание мультимедийных презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются наиболее эффективным методом представления и изучения любого материала. Презентации – это своего рода электронные диафильмы, которые органично вписываются в структуру урока, сопровождая рассказ учителя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, и др.) в презентацию делает её особо значимой при изучении сложных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти.

 

Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, которые эффективны ещё и своей эстетической привлекательностью. Таким образом, ярче реализуются принципы доступности и наглядности, от простого – к сложному. Занятия с применением презентации обеспечивают получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

 

Использование информационных технологий во время уроков является сложным, ответственным и трудоемким делом, поэтому к созданию таких презентаций нужно привлекать самих студентов. В каждой группе обязательно найдется несколько человек уверенно пользующихся программами Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel и др.

 

При подготовке к занятиям мы опираемся не только на собственные знания, но и используем другие различные ресурсы, из которых черпаем необходимый нам и нашим студентам материал. В данном случае студенты с увлечением оказывают нам помощь в создании различных учебных презентаций, в связи с этим им приходится с опережением и глубоко изучать материал, совершенствуя одновременно и навыки работы с компьютером. Например, созданная студентами презентация « Объемы и площади поверхностей геометрических тел (ppt)» - это пособие, позволяющее четко усвоить определения многогранников и тел вращения: цилиндра, конуса, шара и его частей (шарового сектора, шарового сегмента и шарового слоя). Также показываются элементы названных геометрических тел, различные виды геометрических тел, выделены их свойства, формулы для вычисления площадей поверхности и объемов. Гиперссылки позволяют мгновенно найти необходимый чертеж и формулу. Применение данной презентации позволяет не только изучить теоретический материал в короткие сроки, а также может служить студентам справочником для решения задач на вычисление объемов и площадей поверхности геометрических тел.

 

Вопросам истории математики традиционно отводится не слишком большое внимание в учебном процессе. А именно история математики дает обширный материал для развития мировоззрения, и привития интереса к дисциплине.

 

Богатым источником для решения воспитательных целей урока является жизнь и деятельность людей, внесших серьезный вклад в историю развития математики. С этой целью студентом второго курса была создана презентация «Галерея великих математиков (rar)». Она собрала в единое целое биографии великих математиков прошлого и современности, их открытия, их увлечения. Использование данного материала даёт большие возможности преподавателю в решении учебно – воспитательных задач. Богатого материала по истории математики много, а данная презентация позволила объединить его в единое пособие. 

 

В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед ОУставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности студентов, что является одной из важнейших предпосылок воспитания и образования.

 

Имеющаяся в нашей копилке презентация «Логарифм и его свойства (ppt)» удобна в работе тем, что содержит биографическую справку, теоретический материал, краткую схему теоретического материала, таблицу степеней, фрагменты таблиц десятичных и натуральных логарифмов, задания для  самостоятельной работы. Особая роль отводится слайдам о применении логарифмов в природе, музыке, искусстве и т.д. Важным фактом является наличие обратной связи в виде тестов по всему разделу.

 

Компьютер - не только помощник студента, но и контролер. Одной из наиболее современных форм контроля является тестирование. Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности и надежности для всех студентов.

 

Особенно удобно проводить тестирование стало сейчас, когда во всех учебных заведениях широко внедряются информатизация и компьютеризация.

 

Тесты, как система оценки успеваемости студентов, уже зарекомендовали себя с положительной стороны, являясь прогрессивной формой работы, позволяющей учитывать индивидуальные особенности студентов в ходе проверки результатов обучения. Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

 

На первых занятиях математики мы в группах первого курса проводим входной контроль. Как правило, это тесты, по которым студенты сдавали вступительные экзамены. Они позволяют провести оперативную проверку знаний  первокурсников на уровне обязательных результатов обучения и получить оценку успешности обучения в техникуме, как каждого студента, так и всей группы в целом. Это позволяет, в свою очередь, оценить готовность группы к изучению дальнейшего курса дисциплины математика, организовать дифференцированное обучение, индивидуальный подход. Кроме того, анализ входного теста позволяет выявить возможные пробелы в знаниях, тем самым в начале обучения скорректировать учебный материал. 

 

В своей работе мы применяем чаще всего тестовые задания закрытой формы. Для их составления используем одну из готовых оболочек, когда студентам предлагается выбрать правильный ответ на вопрос из предлагаемых, например, четырёх. Количество ответов зависит от темы и той задачи, которую ставим перед собой, составляя тестовые задания. Оценка за тестирование  выставляется в процентном отношении (тогда доля правильных и неправильных ответов выходит в виде круговой диаграммы) или в бальной системе, но оговаривается предварительно.

 

Очень удобны тестовые задания открытой формы, в которых предполагается заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений, правил, формул. Такие тесты направлены на проверку прочности овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного материала.

 

Еще один вид тестирования – это выходное тестирование. Его можно проводить в конце каждого семестра и в конце учебного года, как итоговую работу. В заданиях данного вида тестирования вопросы практические и теоретические охватывают весь материал (за семестр или учебный год).

 

Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, можно добиваться положительных результатов в обучении и воспитании студентов первых и вторых курсов на занятиях математики. Как отмечает А. Анастази: "Для всех типов учащихся периодическое проведение хорошо сконструированных и правильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего и мотивируют ученика».

 

Применение информационных технологий при изучении различных дисциплин, в первую очередь, требует высокой подготовки преподавателя, который знаком с этими программами и умеет с ними работать. Возможности программного обучения растут с каждым днем, компьютер все больше и больше внедряется во все сферы общества, поэтому каждому преподавателю необходимо научиться использовать информационные технологии в образовании.

 

Хотелось бы закончить словами В.С.Антипенко: «Человек создал себе помощника, облегчающего решение всех задач многократно! Так используйте и Вы, педагоги человеческих душ, это творение рук человеческих!»

 

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
  2. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.
  5. Башмаков М.И., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения// Школьные технологии. 2000, №2.
  6. Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе», 2006, №7.
  7. Башмаков М.И. Газета «Математика» (№6 2010 года) издательского дома «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*