Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Государственно-общественный характер управления развитием современного образования на основе социального партнерства

05.02.2013 941 2609
Горькова Надежда Александровна
Горькова Надежда Александровна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж
Научная привлекательность как самой категории «социальное партнерство», так и связанных с ней концепций и идей увеличивалась по мере распространения гуманистической идеологии в различных слоях населения. Однако практическая реализация этих идей стала возможной только тогда, когда «сила» потенциальных субъектов социального партнерства - групп с различными и зачастую конфронтирующими интересами - стала постепенно выравниваться, приближаться к точке паритета. Все больше людей в конце XIX - начале XX века стали понимать, что одни социальные группы объективно не могут диктовать свою волю другим, что дальнейшая конфронтация чревата значительными социальными потрясениями.

В то же время технический прогресс сделал возможным ощутимый рост реальных доходов населения в течение относительно короткого времени, что значительно расширило поле для перезаключения общественного договора в наиболее развитых странах на принципах «социального партнерства». Такое изменение социальной структуры этих сообществ, законодательства, всей договорной «оболочки» экономических процессов во всех областях жизни можно рассматривать как отражение этого процесса [1][2].


В России исследование социально-экономической природы механизмов реализации социального партнерства особенно актуально.


До 1991 года в условиях административно-командной системы само понятие "социальное партнерство" в России не существовало. Все было сведено к заключению, как правило, весьма формальных коллективных договоров между администрациями и профкомами предприятий. С конца 1991 года вместе с возникновением рыночных отношений в России в практический обиход при регулировании социально-трудовой практики вошел термин "социальное партнерство"[3].


Под социальным партнерством понимаются преимущественно социально-трудовые отношения. Это такой тип отношений между трудом и капиталом, при котором в рамках социального мира обеспечивается баланс в реализации важнейших социально-трудовых интересов общества (государства). Это - метод, способ регулирования социально-трудовых отношений, особый тип их упорядочения на рынке труда.[6] 


Процесс социального партнерства - одновременно является и борьбой, и сотрудничеством. Однако в нем не может быть одного победителя или побежденного. Здесь выигрывают все стороны или терпит поражение вся система социального партнерства, то есть консенсус становится невозможным.


В обществе, основывающемся на рыночных принципах, возможными социальными партнерами могут быть предприниматели, главным социальным интересом которых является получение прибыли, и наемные работники, лишенные собственности, главный социальный интерес которых (как носителей и продавцов своей рабочей силы) состоит в получении средств существования путем продажи своей рабочей силы. Естественно, что социальные интересы этих классов никогда не сливаются, и каждый из них несет свой "крест" в обществе, выполняя свою, только ему присущую социальную функцию[6].


Как видим, социальное партнерство характеризуют совершенно определенные особенности.


Во-первых,это отношения между социальными группами, имеющими не только сближающиеся корпоративные интересы, но и различные, существенно отличающиеся социально-экономические интересы. Причем именно последние (различающиеся интересы) определяют в итоге саму сущность взаимоотношений, социально-трудовых отношений между названными выше социальными группами. Иными словами, речь идет об отношениях между социальными общностями, интересы которых не совпадают в своей основе, между общностями, которые не могут слиться, образовать социальное единство. У каждой из них свое назначение, отличная от другой, но совершенно необходимая для данного общества и его развития роль. Не случайно английское слово "партнер" обозначает участника в игре, то есть лицо, без которого данная игра невозможна.


Во-вторых,социальное партнерство есть такое отношение между классами, социальными общностями с различными социально-экономическими интересами, при котором не преследуется цель полного их совмещения, что само по себе невозможно. Однако частично, в отдельных аспектах достигается определенный, а точнее, оптимальный, баланс в реализации этих интересов.


Речь идет о создании такой экономической и социальной ситуации, при которой предприниматель (собственник) может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник - достойные (по меркам своего общества, страны, времени) условия существования, реализации своих коренных социально-экономических интересов.


Наконец, в-третьих, социальное партнерство - обоюдовыгодное взаимодействие между названными классами. Оно представляет собой процесс взаимодействия, в котором объективно заинтересована каждая из сторон. Именно поэтому социальное партнерство есть отрицание всякой диктатуры (личности или класса), ее альтернатива. Оно являет собой исторически обусловленный компромисс интересов главных современных экономических субъектов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий социально-экономической стабильности и экономического прогресса. Оно - шаг к реализации прав трудящихся через механизм экономического сотрудничества и взаимных уступок двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников.


Смысл партнерства в том и состоит, чтобы в интересах стабильности общества в целом и предприятий (их объединений) не усугублять неизбежное противоречие между трудом и капиталом, не противопоставлять объективно разные интересы сторон, а, наоборот, учитывать и удовлетворять их, и, находя точки соприкосновения, идти на разумные компромиссы, заниматься постоянным поиском путей социально-экономического сотрудничества. Такое партнерство позволяет вести поиск возможностей для урегулирования социально-трудовых конфликтов до того, как они выплеснулись наружу в какой-либо острой форме - политических стачек, забастовок и социальных потрясений [4].


В последние годы в России процесс становления и развития социального партнерства приобрел качественно новый уровень. Накоплен большой практический опыт в развитии партнерских отношений на различных уровнях регулирования социально-трудовых отношений. Он позволяет развивать далее и углублять многие концептуальные положения, относящиеся к пониманию значения социального партнерства для сегодняшнего нашего общества [1].


В настоящее время в России четко просматриваются основные контуры системы социального партнерства, имеющей следующие уровни: федеральный, федерально-окружной, региональный, отраслевой, территориальный, базовый (предприятие, учреждение, организация). У каждого из них - свои субъекты соглашения, структурные органы и организации, формы договоренностей.

Подобная многоступенчатая система обеспечивает сочетание макро- и микроэкономических уровней соглашений. При этом используются все уровни социального партнерства. Все, что может быть решено внизу, не выносится наверх, но все, что принято наверху в соответствии с делегированными снизу правами, учитывается в низовых звеньях. В то же время соглашения, заключаемые на уровнях предприятий, отраслей, регионов, учитываются, в свою очередь, при заключении генеральных соглашений.


Таковы в общих чертах уровни и механизм функционирования системы социального партнерства в России. Отметим, что этот механизм во многом еще не отработан, он пока еще только формируется.


Остановимся на субъектах социального партнерства. Одним из них выступают профсоюзы, которые призваны представлять, выражать и защищать интересы наемных работников. Как специфический социальный институт общества профсоюзы в системе социального партнерства представляют наиболее подвижный элемент трудовых отношений - наемных работников и защищают их интересы в области занятости, условий и оплаты труда, способствуя воспроизводству рабочей силы. Предназначение профсоюзов состоит в том, чтобы не позволять работодателю опустить стоимость рабочей силы ниже ее минимального жизнеобеспечивающего предела. Для этого профсоюзы используют различные свойственные им формы и методы отстаивания интересов наемных работников, зафиксированные, как правило, в уставах.


Становление социального партнерства прямо связано со становлением предпринимательских ассоциаций в качестве стороны в ходе диалога с работниками и их объединениями.


Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес, возможно, большую прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом состоянии коллектива, региона, отрасли и всего общества. Именно поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира. Для него опасна ситуация политической конфронтации. Любой из них непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет его главную экономическую цель - получение прибыли.


Сегодняшние предприниматели стремятся в своих отношениях, скажем, с профсоюзами проводить согласованную политику по вопросам оплаты, условий труда, занятости, социальных гарантий и т.д. Тем самым диалог между двумя социальными партнерами - профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей - призван стать важным инструментом регулирования трудовых отношений.


Социальное партнерство немыслимо без участия государства, его исполнительных органов и представителей. На вопрос, в каком качестве, ответ однозначен: в качестве равноправной стороны. Государство как сторона партнерства наделено функциями арбитра, посредника, координатора, законодателя, выразителя общественного интереса, воли нации.


Между тем существует мнение, что социальными партнерами, по существу, являются только наемные работники и работодатели. И регулирование социально-трудовых отношений в наилучшей степени обеспечивается без вмешательства государства. Только в крайних случаях (когда, например, переговоры зашли в тупик) государство может выступить в роли верховного арбитра.


Наш собственный исторический опыт и международная практика показали, что чрезмерное государственное вмешательство в области социально-трудовых отношений - явление крайне вредное.


Можно отрицательно относиться к административному вмешательству государства в трудовые отношения (ущемление профсоюзных прав, запреты на забастовки и т.д.), однако он является необходимым участником социального консенсуса. При заключении коллективного договора на предприятии государство, например, не принимает непосредственного участия, но оно законодательно устанавливает некую минимальную черту оплаты и условий труда, ниже которой нельзя опускаться при заключении любых договоров и соглашений.

Для государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условия его политической стабильности, экономического прогресса, роста доходов госбюджета, экологической безопасности, общей конкурентоспособности национальной экономики. Государство видит в нем инструмент своего выживания и расширения своей социальной базы.

 

Подытоживая, попробуем определить, что же принципиально важно для успеха социального партнерства в России.

Первое условие - определиться со стратегией государственного строительства, уточнить тип общества, который избирает Россия:

• социально-правовое государство,

• гражданское общество с эффективной социальной рыночной экономикой,

• государство и общество, где социальные интересы одного из партнеров могут стать жертвой капитализма ранней модели.

Второе- закрепить принцип социального партнерства в Конституции РФ как один из ключевых принципов социального государства.

Третье условие - вывести социальное партнерство из сферы политики для того, чтобы оно не могло стать заложником каких-либо политических сил [4].

 

Литература

  1. Кнаак Р. Социальное партнерство: западный опыт // Вопросы экономики, 1994, №5
  2. Корнай Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор. Вопросы экономики, 1996, №1;
  3. Кудюкин П. Социальное партнерство или корпоративизм? (Социальная структура трудовых отношений в современной России). - Вопросы экономики, 1994, №5, с. 72.
  4. Маслова И. Формирование системы социального партнерства в России: проблемы и противоречия // Вопросы экономики, 1994, №5;
  5. Муранш Сильви. Опыт социального партнерства в постсоциалистических странах Центральной Европы // Проблемы прогнозирования, 1997, №4-5; Ольсевич Ю.Я. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки? // Вопросы экономики, 1994, №5;
  6. Вилинов И. Становление отношений социального партнерства на уровне хозяйственной организации (аспекты собственности, управления и распределения результатов производства) // Российский экономический журнал. - 1997, №10;



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*