Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала
История ничему не учит,
а только наказывает за незнание уроков
В. О. Ключевский
С незапамятных времён люди, используя методы проб и ошибок, интуицию, опыт, знания, умения, которые накапливали в конкретных ситуациях жизни, создавали алгоритм выработки лучших решений в различных областях своей жизнедеятельности. Принятие решения при планировании конкретной лекции – проблема сложная, сопряжённая с многообразием альтернатив и ограниченными возможностями в связи с малым количеством часов по дисциплине «История», в составе общеобразовательных учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования. Как общественно-гуманитарная дисциплина, она сосредотачивает в себе не только различные исторические эпохи, но и отражает государственные приоритеты и ценности, включает анализ неоднозначных и спорных вопросов. Как научить студентов овладеть приемами и навыками исторического анализа различных источников и сформировать историческое мышление?
Из собственного опыта преподавания дисциплины могу предложить несколько эффективных подходов и технологий.
Для примера описанных подходов рассмотрим разработку темы: «Экономическая политика большевиков - Военный коммунизм и НЭП ».
Группа студентов заранее поделена на 3 подгруппы, которые получили опережающее исследовательское задание с подготовкой презентации:
Время выступления ограничено 10 - 15 минутами. В ходе выступлений всеми студентами заполняется таблица в конспектах, которая может быть откорректирована в ходе последующих обсуждений и выработки общего мнения. Итоговая сравнительная таблица выглядит следующим образом.
Таблица 1 – Сравнительный анализ двух государственных политик в первые годы советской власти
Показатель |
Военный коммунизм (1918-1921г.г.) |
НЭП (1921-1929г.г.) |
Основная экономическая задача
|
- непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению; - преодоление голода и тягот военного положения |
- построение социализма |
Меры в области сельского хозяйства |
- введение продразверстки; - централизованное распределение продовольствия (потребительские коммуны и кооперативы) |
- замена продразверстки продналогом; - отмена централизованного распределения продовольствия, возвращение к свободе торговли хлебом и др.; - ограниченное разрешение аренды земли и найма рабочих; - развитие системы сельской кооперации |
Меры в области промышленного производства |
-национализация всей промышленности; - сверхценрализация управления промышленностью |
- поощрение частного и смешанного капиталов; - расширение самостоятельности госпредприятий, хозрасчет, самоокупаемость; - концессии; - учреждение Госплана |
Меры в области товарно-денежных отношений |
-запрет(ликвидация) свободной частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений; - бесплатность коммунальных услуг, проезда на транспорте; - введение карточек |
- свобода частной торговли; - введение платы за услуги; - финансовая реформа; - создание банковской системы |
Меры в области трудовых отношений |
- всеобщая трудовая повинность «кто не работает, тот не ест»; - уравнительная натуральная оплата труда рабочих и служащих |
-ликвидация уравнительной оплаты труда, замена натуральной оплаты денежной |
Таким образом, технологии исследований, использование информационных и коммуникационных технологий на занятиях по дисциплине «История» позволяет научить студентов:
Следует отметить, что даже большой профессиональный опыт педагога не позволяет добиться необходимого результата из-за недостаточного количества отведенных часов. Например, можно говорить о недостаточном изучении таких важных тем в истории России, как «Первая мировая война», «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.». В лучшем случае, на изучение этих тем на занятиях отводится 2-6 часов. И имеем ли мы право говорить о том, молодежь плохо знает историю самых кровопролитных войн в истории нашей страны и в истории человечества? Поэтому еще одним важным выводом статьи является убеждение, что история должна изучаться в большем объеме учебных часов.
Оригинал работы: Опыт эффективных подходов и технологий при изучении истории
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.