Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение информационных технологий при проведении курсового проектирования и лабораторных / практических работ при изучении теплотехнических дисциплин

28.01.2013 520 2532
Маматаджиева Н.Г., преподаватель общетехнических и спецдисциплин

Беловский политехнический техникум

Современное общество с его сложным высокотехнологичным и быстро меняющимся производством, развитой инфраструктурой предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов различных технических профилей.

Новые информационные технологии и расширение компьютерной базы позволяют сделать образовательный процесс более интересным, что повышает качество знаний студентов, тем более что уровень профессиональной компетентности молодых специалистов оценивается способностью приобретать новые знания самостоятельно и применять их на практике.

Подготовка хороших специалистов должна включать в себя не только фундаментальную физико-математическую подготовку, но и умение использовать современные средства программирования специальных инженерно-технических дисциплин. При этом знания, полученные специалистом в процессе обучения, должны давать ему возможность быстро адаптироваться к требованиям, диктуемым экономически и социальным преобразованиями, что делает его более востребованным в условиях конъектуры рыночной экономики. Всё это закреплено в требованиях ФГОС-3 в разделе Общие компетенции: ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Подготовка специалистов по техническим дисциплинам требует использования в учебном процессе современного оборудования, которое является чаще всего дорогостоящим. В связи с этим наряду с разработкой реально действующих лабораторных установок разрабатываются и виртуальные лабораторные установки. Используя технологию виртуальных установок, у студента есть возможность полностью воспроизвести реальную ситуацию в виде виртуальной модели, сохраняя все ее функциональные возможности.

Поскольку при выполнении лабораторных работ большая часть времени уходит на понимание того, как работать с установкой, то, загрузив программу виртуальной установки, студент имеет возможность лучше освоить лабораторное оборудование, изучить его работу в различных режимах. Визуальное отображение процессов улучшает усвоение студентами исследуемых процессов, поэтому данная виртуальная лаборатория позволяет увеличить число приборов и параметров, входящих в работу.

Применение таких лабораторных комплексов позволяет проводить эксперименты, наблюдать и управлять ими в режиме реального времени с помощью персонального компьютера, что обеспечивает повышение качества преподавания. Одновременно с этим использование виртуальных установок позволяет студенту:

- надежно закрепить лекционный материал на практике;

- обеспечить углубленное изучение исследуемых процессов.

- изменяя режимы работы, получить наиболее полную картину выходных характеристик.

Кроме этого внедрение современных информационных технологий способствует рациональному решению задач технического переоснащения учебных лабораторий. Достоинство проведения виртуальных лабораторных работ состоит еще и в том, что все доступно и наглядно. При этом студентам не грозит получить удар электрическим током, ожог горячим воздухом или паром, ведь подавляющее большинство тематики лабораторных работ по теплотехнике основано на изучении свойств нагретой среды, например, «Определение зависимости между давлением и температурой насыщенного пара», «Определение теплоты парообразования».

На рисунке 1 виртуальная установка для проведения лабораторной работы № 1 «Определение объемной теплоемкости воздуха при постоянном давлении» по дисциплине «Теоретические основы теплотехники» согласно ГОС СПО и профессиональному модулю «Обслуживание котельного оборудования на тепловых электрических станциях» в свете ФГОС, сделанная на базе Беловского политехнического колледжа при помощи сотрудников информационно-компьютерного центра.  Сейчас ИКЦ колледжа работает по моему заказу над всем комплектом лабораторных работ по теплотехническим дисциплинам.




Так же очень удобно при проведении лабораторных и практических работ по профессиональным модулям «Обслуживание котельного оборудования на тепловых электрических станциях» и  «Обслуживание турбинного оборудования на тепловых электрических станциях» использовать компьютерную программу WaterSteamPro, которая имеется в свободном доступе в интернете на сайте www.wsp.ru Программа намного быстрее и удобнее бумажных таблиц [3], которыми студентам специальности 140101«Тепловые электрические станции» приходится пользоваться постоянно. К тому же с помощью программы WaterSteamPro можно найти большее число термодинамических параметров. Овладение программой WSP поможет в дальнейшем тем студентам, которые будут получать высшее образование, поскольку им придется решать более сложные теплотехнические задачи, связанные с нахождением параметров, заложенных в программу.




В связи с ориентацией ФГОС -3 на  тесную связь с производством, мною было предложено заменить  часть расчетных работ на лабораторно-экскурсионные, например, работа «Демонстрация цикла паросиловой установки на Беловской ГРЭС», которая выполняется в рамках профессионального модуля «Обслуживание турбинного оборудования на тепловых электрических станциях». Студенты совершили экскурсию  по котельно-турбинному цеху, завершившуюся в щите управления блока №4. Там студенты с помощью работников БГРЭС сняли с приборов блочного щита управления основные параметры работы блока для расчетной части работы. Также работники БГРЭС рассказали о новшествах в автоматизации работы Беловской ГРЭС.




При расчете курсового проекта «Тепловой расчет котельного агрегата» часть расчетов проводится в электронной форме, в программе Еxcel. Экономия времени просто невероятная. Раньше на расчет таблицы «Объёмные характеристики продуктов сгорания»  отводилось 2 пары, теперь расчет занимает несколько минут. Работа над таблицей «Энтальпии воздуха и продуктов горения» занимала у студентов от 3 до 5 пар, теперь совершается практически мгновенно. Экономия времени особенно актуальна в связи с тем, что по новым стандартам на расчет курсового проекта отводится 30 часов, а по старым отводилось 40. Объем и тематика курсового проекта остаются при этом прежними.




Но, чтобы студенты  совсем не разучились считать самостоятельно, я даю задание в таблице «Объёмные характеристики продуктов сгорания» рассчитать вручную первый столбец, а в таблице «Энтальпии воздуха и продуктов горения» рассчитать по одной строке из каждого столбца.

 


 

Расчетные таблицы по курсовому проекту в электронном виде доступны каждому студенту в кабинете преподавателя. Также любому желающему студенту таблицы записываются на электронный носитель информации, чтобы они могли работать на занятии за личным ноутбуком или на домашнем компьютере.

 

Таким образом, использование информационных технологий в сфере среднего профессионального образования при изучении технических дисциплин позволяет не только облегчить работу преподавателя, но и качественно подготовить будущего специалиста, уверенно ориентирующегося в различных аспектах и новшествах своей профессиональной деятельности.

 

Список используемой литературы

 

  1. Селенков, А.Н. Ресурсный центр профессионального колледжа как инновационная система: факторы эффективности: статья [Текст] /Селенков А. Н.//Среднее профессиональное образование № 12. 2010. С. 54 -57 (0,25 п.л.) .
  2. Салагаева Г.А., Салтымакова, Т.П.  Колледж  как  ресурсный  центр    подготовки высококвалифицированных  кадров [Текст]  / -  Томск : Макет   STT , 2009.–  244 с.
  3. Ривкин, С.Л.  Теплофизические свойства воды и водяного пара. [Текст]/ Ривкин С.Л., Александров А.А. – М.: Изд-во Энергия,, 2012. – 424 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*